• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конъюнктурный мониторинг деловых тенденций и предпринимательского поведения в секторах экономики России

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Генеральная цель конъюнктурных мониторингов, проводимых ЦКИ ИСИЭЗ в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, заключается в создании корпусного методологического обеспечения гармонизированной системы обследований отраслевых деловых тенденций и предпринимательского поведения, а также внедрение их результатов в практику федерального статистического наблюдения.

Одна из задач исследования заключается в определении возможностей обобщенной динамики индикаторов обследований отражать сложившуюся и ожидаемую цикличность развития совокупной экономической  активности, быть опосредованной мерой измерения неопределенности экономического развития как важного сопутствующего фактора предпринимательской активности. Для ее решения были продолжены работы по определению чувствительности данных обследований к смене фаз в циклическом развитии экономики страны и возможности оценки по выделенному циклическому профилю в динамике композитного индикатора экономических настроений ретроспективы поворотных точек в динамике ВВП.

Важной задачей исследования является актуализация методологического сопровождения конъюнктурных мониторингов малых предприятий базовых секторов экономики страны с расширенным составом индикаторов, способных в режиме оперативного реагирования и сквозного субсекторального измерения идентифицировать отраслевые события краткосрочного характера, отражающие внешние и внутренние шоки, риски, факторы роста и уязвимости. Проведение подобных мониторингов должно также содействовать измерению ландшафта информационной экономики; отражению траекторий инвестиционного поведения предпринимателей; измерению промышленной деятельности в рамках создаваемой в стране Гармонизированной информационной системы статистического учета и анализа процессов промышленного развития.

Задачей исследования является также изучение опыта статистики предприятий в странах ОЭСР и БРИКС, адаптация программно-аналитических и инструментальных методов конъюнктурных обследований в различных секторах экономики России к международным стандартам неколичественной статистики бизнеса, актуализация базы и накопление информационных массивов, полностью сопоставимых с международными аналогами.

Используемые методы

Методология конъюнктурных отраслевых мониторингов ЦКИ во многом базируется на международных аналогах, учитывая при этом особенности российской экономики. Она разрабатывается и актуализируется с использованием научного и практического потенциала Национального Бюро экономического анализа (NBER, США), ifo-Института (Германия), OFCE (Франция), KOF ETH (Швейцария), ISAE (Италия), CIRET (Центр международных исследований по изучению экономических тенденций), совместных проектов ОЭСР и Еврокомиссии по организации обследований бизнес-тенденций (Business Tendency Surveys) в рамках гармонизированных стандартов.

Для анализа результатов мониторингов применяются основные положения математической статистики в части статистического анализа непараметрической информации, эконометрические методы декомпозиции динамики циклических индикаторов, динамические факторные модели для построения агрегированных индикаторов, методы кластерного анализа для типологии предпринимательского поведения.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базуданной работы составляет информация, полученная в ходе проведения регулярных и широкомасштабных бизнес обследований в России. Это оценки и ожидания хозяйствующих субъектов в базовых секторах экономики страны с общим охватом выборочной стратифицированной совокупности около 35 тыс. объектов наблюдения практически во всех регионах страны. В настоящее время проводятся обследования 4 тыс. крупных и средних промышленных организаций (ежемесячно), 6,5 тыс. строительных организаций (ежеквартально), 4 тыс. организаций розничной торговли (ежеквартально), 3 тыс. организаций оптовой торговли (ежеквартально); 5,5 тыс. организаций сферы услуг (ежеквартально), 900 организаций в сфере финансового лизинга (ежегодно). Кроме того, ежегодно обследуется инвестиционная активность более 10 тыс. промышленных организаций.

В ходе проведения в 2015 году пилотных обследований делового климата в малом бизнесе и секторе ИТ-услуг дополнительно была получена информация от более 3 тыс. респондентов.

Результаты работы

Конъюнктурный мониторинг, организованный ЦКИ ИСИЭЗ в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, является сегодня единственным в стране инструментом, регулярно генерирующим в режиме реального времени масштабные конъюнктурные оценки таких отраслевых траекторий развития, которые или отсутствуют в количественной статистике, или не носят оперативный характер наблюдения. В частности, полученные результаты способствовали расширению объективной информации, характеризующей текущие и ожидаемые профили в циклическом развитии отраслевой и совокупной экономической активности. Итоги проведенного тестирования чувствительности данных конъюнктурных обследований к смене фаз в циклическом развитии экономики страны показали, что трейсер краткосрочных циклов индекса экономических настроений, визуализирующий основные результаты эмпирической декомпозиции временных рядов, практически синхронно фиксирует все поворотные точки краткосрочных циклов ВВП России.

Результатом исследования стало также создание программно-методологической основы использования конъюнктурных индикаторов, которые в режиме раннего реагирования способны оценить краткосрочные деловые тенденции развития отрасли информационных технологий. Программа пилотного обследования 2015 года позволила не только отразить деловые тенденции в данном сегменте рынка, но и получить оперативную информацию об основных точках роста, слиянии или возникновении новых сегментов, перспективах расширения выхода информационных технологий на национальный рынок.

В рамках пилотных обследований деловых тенденций развития малого предпринимательства в промышленности, строительстве и торговле были проанализированы возможности дальнейшего развития таких структур, а также их новые формы и кластеры, различные по экономической специализации и территориальной принадлежности.

В ходе проведения пилотных обследований инвестиционных тенденций и предпринимательского поведения в промышленности отдельный блок обследования позволил измерить масштабы замещения импорта, а также основные направления реализации потенциала импортозамещения, его участия в траектории формирования совокупного экономического роста. Оценки респондентами изменений в динамике промышленного производства, в том числе структурных колебаний спроса в ситуации переключения с импортных промышленных товаров на продукцию отечественного производства, являются дополнительным ориентиром для количественного измерения эффекта политики импортозамещения.

Итоги внедрения результатов НИР

Поставленные в исследовании задачи и полученные результаты позволяют существенно расширить информационно-аналитические возможности федерального и секторального характера соответствующих министерств и ведомств, ЦБ России. Данные конъюнктурного мониторинга НИУ ВШЭ эффективно используются в деятельности Федеральной службы государственной статистики, ООО «Деловая Россия», Минэкономразвития, Статистического Департамента ОЭСР, других общественных и исследовательских организаций. В 2015 г. по итогам проведенных обследований продолжилось накопление информационного массива Минпромторга России данными качественного типа о деловых отраслевых тенденциях, что позволило существенно расширить эффективность принимаемых оперативных управленческих решений.

Суммарный объем выходных информационно-аналитических материалов, выполненных в рамках проведенных в 2013–2015 г. г. исследований, составил более 3 тыс. страниц аналитических текстов, таблиц, графиков и диаграмм. Итоговые информационно-аналитические материалы регулярно представлялись в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, публиковались в центральных органах СМИ («Коммерсант», «Ведомости», «Российская газета», «РБК», «Независимая газета» и др.), региональной прессе и Интернет-ресурсах и обсуждались на федеральных каналах TV («1 канал», «Россия», «Россия -24», «РБК», «Мир», «ОРТ» и др.). Также было опубликовано около 30 статей по материалам исследования в российских отраслевых экономических журналах. Основные результаты мониторинга регулярно включаются в базу данных “Business tendency and consumer opinion” ОЭСР. Все подготовленные аналитические материалы размещены на информационном портале НИУ ВШЭ.

Публикации по проекту:


См. также

Ключевые слова