• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring of business tendency and entrepreneurial behavior in sectors of the Russian economy

Priority areas of development: economics
2015
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The main goal of business tendency monitoring conducted by the Centre for Business Tendency Studies in the framework of the HSE Basic Research Program is to provide a methodological support for a harmonized system of sectoral business tendency and entrepreneurial behavior surveys as far as to implement the results in practice of the federal statistic observation.

One of the research’ tasks is identifying ability of generalized indicators’ dynamic to mirror current and expected cyclic development of aggregate economic activity and to measure uncertainty as important concomitant factor of entrepreneurial behavior. To accomplish this task we continue testing sensitivity of survey results to phase’s alternation in the national economy cyclical development and possibility to assess retrospective turning points in GDP dynamics based on cyclical profile in Economic sentiment indicator.

An important objective of this study is actualization of methodological support for monitoring of small businesses in basic economic sectors/ this monitoring includes the extended set of indicators capable to give a rapid response and measure short-term development across sub-sectors, reflecting external and internal shocks, risks, factors of growth and vulnerability. Such monitoring contributes to measuring the landscape of information economy, to tracking trajectories of entrepreneurial behavior, and to measuring industrial activity in the framework of harmonized information system of industrial development statistics and analysis which are creating in the country.

Another research task is learning statistical practice of the OECD and BRICS countries, adaptation of Russian sectoral surveys’ methodology to the international standards of qualitative business statistics, updating database and accumulation data sets, fully comparable with their international counterparts.

Methodology

Methodology of sectoral business tendency monitoring is mainly based on the international counterpart taking into account the peculiarities of the Russian economy. It is developed and updated using the scientific and practical resources of the National Bureau of Economic Research (NBER, USA), ifo Institute (Germany), OFCE (France), KOF ETH (Switzerland), ISAE (Italy), CIRET (Centre for International Research on Economic Tendency Surveys), joint projects of Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) and European Commission on harmonized business tendency surveys.

For monitoring results’ analyses we apply the fundamentals of mathematical statistics: statistical analysis of nonparametric information, econometric methods of decomposing the cyclical indicators dynamic, dynamic factor models for constructing aggregate indicators, and methods of cluster analysis for entrepreneurial behavior typology.

Empirical base of research

Empirical base of the study is information of regular, large scale business surveys in Russia. This is estimates and expectations of economic agents in basic sectors of the real economywith a total stratified sample of about 35 000 observation units in almost all regions of the country. Stratified sample of regular sectoral monitoring covers about 34 000 of observation units in almost all Russian regions. At the present time, sample includes about 4 000 large and medium industrial organizations (monthly), 6 500 construction companies (quarterly), 4 000 retail trade organizations (quarterly), 3 000 wholesale trade organizations (quarterly); 5 500 service organizations (quarterly), 900 organizations in the financial leasing (annually). Additionally, more than 3 000 respondents participated in the pilot surveys of the business climate in small businesses and IT organizations.

Results of research

Business tendency monitoring organized by the Centre for Business Tendency Studies in the framework of the HSE Basic Research Program is now the country's only tool that regularly generates real-time assessments of sectoral development path, which are either not available in quantitative statistics, or are not prompt. In particular, the results contributed to the extension of information that characterizes the current and expected profiles in cyclical development of sectoral and aggregate economic activity. The results of testing business surveys data sensitivity to phase alternating in the national business cycles demonstrated that the tracer of economic sentiment indicator short-term cycles, visualized the main results of the empirical time-series decomposition, almost synchronously captures all the turning points of short-term cycles in Russian GDP.

Another result of the study is creating methodological basis for using business tendency indicators that are able to evaluate the short-term trends in IT industry. The pilot survey program – 2015 allowed reflecting business trends in this market segment and provides information about the main points of growth, new segments emergence, prospects for the national market entry.

Pilot business tendency surveys of small businesses in industry, construction and trade provided information on possibilities for further development of these organizations, as well as their new forms and clusters.

A pilot survey of investment trends and entrepreneurial behavior in industry allowed us to measure the extent and main directions of import substitution. Respondents’ estimates of changes in the dynamics of industrial production, including the structural fluctuations of demand in a situation of switching from import to domestic products, are an additional benchmark for quantitative measurement of the import substitution effect.

Outcomes of the results implementation

Posed problems and obtained results allowed expanding information and analytical potentials of the relevant ministries and agencies, as well as the Central Bank of Russian Federation.

Business tendency monitoring results are effectively used in the practice of the Federal State Statistics Service, Ltd "Delovaya Rossia", the Ministry of Economic Development, the Statistics Department of the OECD, and other public research organizations. In 2015, the survey results continued to accumulate data array of the Industry and Trade Ministry of Russian Federation with qualitative information on sectoral business trends, which allows expanding the effectiveness of management decisions.

The total volume of information and analytical output prepared in framework of this study in 2013-2015 was more than 3 000 pages of analytical text, tables and graphs. Information and analytical papers were submitted regularly to the federal legislative and executive authorities, published in the national and regional mass media, and online. The main monitoring results are also included regularly in the OECD database "Business tendency and consumer opinion". All prepared materials are available on the HSE website. 

Publications:

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конъюнктурный мониторинг деловых тенденций и предпринимательского поведения в секторах экономики России

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Генеральная цель конъюнктурных мониторингов, проводимых ЦКИ ИСИЭЗ в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, заключается в создании корпусного методологического обеспечения гармонизированной системы обследований отраслевых деловых тенденций и предпринимательского поведения, а также внедрение их результатов в практику федерального статистического наблюдения.

Одна из задач исследования заключается в определении возможностей обобщенной динамики индикаторов обследований отражать сложившуюся и ожидаемую цикличность развития совокупной экономической  активности, быть опосредованной мерой измерения неопределенности экономического развития как важного сопутствующего фактора предпринимательской активности. Для ее решения были продолжены работы по определению чувствительности данных обследований к смене фаз в циклическом развитии экономики страны и возможности оценки по выделенному циклическому профилю в динамике композитного индикатора экономических настроений ретроспективы поворотных точек в динамике ВВП.

Важной задачей исследования является актуализация методологического сопровождения конъюнктурных мониторингов малых предприятий базовых секторов экономики страны с расширенным составом индикаторов, способных в режиме оперативного реагирования и сквозного субсекторального измерения идентифицировать отраслевые события краткосрочного характера, отражающие внешние и внутренние шоки, риски, факторы роста и уязвимости. Проведение подобных мониторингов должно также содействовать измерению ландшафта информационной экономики; отражению траекторий инвестиционного поведения предпринимателей; измерению промышленной деятельности в рамках создаваемой в стране Гармонизированной информационной системы статистического учета и анализа процессов промышленного развития.

Задачей исследования является также изучение опыта статистики предприятий в странах ОЭСР и БРИКС, адаптация программно-аналитических и инструментальных методов конъюнктурных обследований в различных секторах экономики России к международным стандартам неколичественной статистики бизнеса, актуализация базы и накопление информационных массивов, полностью сопоставимых с международными аналогами.

Используемые методы

Методология конъюнктурных отраслевых мониторингов ЦКИ во многом базируется на международных аналогах, учитывая при этом особенности российской экономики. Она разрабатывается и актуализируется с использованием научного и практического потенциала Национального Бюро экономического анализа (NBER, США), ifo-Института (Германия), OFCE (Франция), KOF ETH (Швейцария), ISAE (Италия), CIRET (Центр международных исследований по изучению экономических тенденций), совместных проектов ОЭСР и Еврокомиссии по организации обследований бизнес-тенденций (Business Tendency Surveys) в рамках гармонизированных стандартов.

Для анализа результатов мониторингов применяются основные положения математической статистики в части статистического анализа непараметрической информации, эконометрические методы декомпозиции динамики циклических индикаторов, динамические факторные модели для построения агрегированных индикаторов, методы кластерного анализа для типологии предпринимательского поведения.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базуданной работы составляет информация, полученная в ходе проведения регулярных и широкомасштабных бизнес обследований в России. Это оценки и ожидания хозяйствующих субъектов в базовых секторах экономики страны с общим охватом выборочной стратифицированной совокупности около 35 тыс. объектов наблюдения практически во всех регионах страны. В настоящее время проводятся обследования 4 тыс. крупных и средних промышленных организаций (ежемесячно), 6,5 тыс. строительных организаций (ежеквартально), 4 тыс. организаций розничной торговли (ежеквартально), 3 тыс. организаций оптовой торговли (ежеквартально); 5,5 тыс. организаций сферы услуг (ежеквартально), 900 организаций в сфере финансового лизинга (ежегодно). Кроме того, ежегодно обследуется инвестиционная активность более 10 тыс. промышленных организаций.

В ходе проведения в 2015 году пилотных обследований делового климата в малом бизнесе и секторе ИТ-услуг дополнительно была получена информация от более 3 тыс. респондентов.

Результаты работы

Конъюнктурный мониторинг, организованный ЦКИ ИСИЭЗ в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, является сегодня единственным в стране инструментом, регулярно генерирующим в режиме реального времени масштабные конъюнктурные оценки таких отраслевых траекторий развития, которые или отсутствуют в количественной статистике, или не носят оперативный характер наблюдения. В частности, полученные результаты способствовали расширению объективной информации, характеризующей текущие и ожидаемые профили в циклическом развитии отраслевой и совокупной экономической активности. Итоги проведенного тестирования чувствительности данных конъюнктурных обследований к смене фаз в циклическом развитии экономики страны показали, что трейсер краткосрочных циклов индекса экономических настроений, визуализирующий основные результаты эмпирической декомпозиции временных рядов, практически синхронно фиксирует все поворотные точки краткосрочных циклов ВВП России.

Результатом исследования стало также создание программно-методологической основы использования конъюнктурных индикаторов, которые в режиме раннего реагирования способны оценить краткосрочные деловые тенденции развития отрасли информационных технологий. Программа пилотного обследования 2015 года позволила не только отразить деловые тенденции в данном сегменте рынка, но и получить оперативную информацию об основных точках роста, слиянии или возникновении новых сегментов, перспективах расширения выхода информационных технологий на национальный рынок.

В рамках пилотных обследований деловых тенденций развития малого предпринимательства в промышленности, строительстве и торговле были проанализированы возможности дальнейшего развития таких структур, а также их новые формы и кластеры, различные по экономической специализации и территориальной принадлежности.

В ходе проведения пилотных обследований инвестиционных тенденций и предпринимательского поведения в промышленности отдельный блок обследования позволил измерить масштабы замещения импорта, а также основные направления реализации потенциала импортозамещения, его участия в траектории формирования совокупного экономического роста. Оценки респондентами изменений в динамике промышленного производства, в том числе структурных колебаний спроса в ситуации переключения с импортных промышленных товаров на продукцию отечественного производства, являются дополнительным ориентиром для количественного измерения эффекта политики импортозамещения.

Итоги внедрения результатов НИР

Поставленные в исследовании задачи и полученные результаты позволяют существенно расширить информационно-аналитические возможности федерального и секторального характера соответствующих министерств и ведомств, ЦБ России. Данные конъюнктурного мониторинга НИУ ВШЭ эффективно используются в деятельности Федеральной службы государственной статистики, ООО «Деловая Россия», Минэкономразвития, Статистического Департамента ОЭСР, других общественных и исследовательских организаций. В 2015 г. по итогам проведенных обследований продолжилось накопление информационного массива Минпромторга России данными качественного типа о деловых отраслевых тенденциях, что позволило существенно расширить эффективность принимаемых оперативных управленческих решений.

Суммарный объем выходных информационно-аналитических материалов, выполненных в рамках проведенных в 2013–2015 г. г. исследований, составил более 3 тыс. страниц аналитических текстов, таблиц, графиков и диаграмм. Итоговые информационно-аналитические материалы регулярно представлялись в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, публиковались в центральных органах СМИ («Коммерсант», «Ведомости», «Российская газета», «РБК», «Независимая газета» и др.), региональной прессе и Интернет-ресурсах и обсуждались на федеральных каналах TV («1 канал», «Россия», «Россия -24», «РБК», «Мир», «ОРТ» и др.). Также было опубликовано около 30 статей по материалам исследования в российских отраслевых экономических журналах. Основные результаты мониторинга регулярно включаются в базу данных “Business tendency and consumer opinion” ОЭСР. Все подготовленные аналитические материалы размещены на информационном портале НИУ ВШЭ.

Публикации по проекту:


См. также

Ключевые слова