• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring of Socio-economic Behavior of Russian Households and prevalence of healthy lifestyle

Priority areas of development: economics, sociology
2015
Department: Centre for Longitudinal Studies
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: detailed analysis of household socio-economic behavior and prevalence of healthy lifestyle among Russians.

Methodology: quantitative analysis of the data obtained from the series of nationally representative household-based longitudinal surveys, covering the period between 1994 and 2014.

Empirical base of research: “Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE” (RLMS-HSE) database, which combines the data collected from 1994 to 2014. 

Results of research:

Average real household income dropped by 5.4% from 2013 to 2014. While an overall decrease in work-related income amounted to 3.8%, income from working for private organizations went down by 5% and income from state-owned and public-private enterprises dropped by 3.5 and 4.3% respectively. Household income from transfer payments rose by 4%. Total money and in-kind revenue from domestic production and informal economy showed a 24.9% decrease as well as income from charity and help of relatives, which also dropped by 26.5%.

Work-related income and transfer payments continued to constitute the bulk of household income. However, while the share of work-related income remained stable and accounted for 47.7% of total household income, the share of transfer payments reached an ever high rising from 38.6% in 2013 to 40.1% in 2014. The proportion of the household income related to domestic production and charity and help of relatives showed the reverse trend hitting a low with 5.9% and 5.4% respectively.

Households in the bottom income quintile experienced an 11% income increase, while the income of the richest income quintile fell by 15%. Wages amounted to 61.2% of the total income of the wealthiest households and this was one and a half times higher compared to the households of three middle income quintiles and three times higher compared to the poorest households. Meanwhile, lower income households received 37.1% of their income from transfer payments. For the wealthiest 20% of households, transfer payments accounts for only 23.8% of total income. Although households in the richest quintile had three times more income than households in the poorest quintile, this number was considerably lower compared to 2013 when there was a four times difference in their incomes.

In 2014, household expenditures went up by negligible 0.2% since food expenditures rose by only 0.8% and non-food expenditures almost stagnated. The average food budget share accounted for 39.1% of total household spending. It is worth noting that the expenditures of the poorest households grew much faster than of those the wealthiest ones. Households in the bottom income quintile spent on food 48% of their budgets, while food expenditures of the richest households approximately amounted to 17% of their spending.

In 2014, the household possession of consumer durables increased. Compared to 2013, the percentage of household with at least one car rose from 42.5 to 44.1%, with a «No Frost» refrigerator – from 56.1 to 57.1%, with a washing-machine – from 76.7 to 79.5%.  The percentage of households reported to have personal computers reached 67.2%.

Compared to the previous years, the general unemployment rate showed the reverse trend and grew from 4% in 2013 to 4.8% in 2014 since the official unemployment rate climbed from 3.8 to 5.1% in male population; however, it rose slightly, from 4.2 to 4.4%, in females. Long-term unemployment (longer than three months) accounted for 66%, but the percentage of those who were short-term unemployed remained fairly low. With the increasing number of men dropping out, male labor force participation fell from 85.2 to 84.4%. Female labor force participation, on the contrary, went up from 79.4 to 80.2%.

The percentage of working-age males with work-related income fell from 78.7% in 2013 to 77.4% in 2014. Conversely, the percentage of working-age females having work-related income rose from 70.9 to 71.9%. Nonetheless, the gender gap in earnings persisted and working females made 72.8% of what their male counterparts did. However, from 2012 to 2014, the ratio significantly improved for female workers in public sector and state-owned organizations as it went up from 66.1% to 73%.

In 2014, the proportion of those generally satisfied with their life amounted to 44.1% while the proportion of those mostly satisfied comprised another 37.5%. By contrast, the level of income satisfaction went down as soon as the percentage of those who appeared anxious about their future economic well-being considerably increased from 16.4% in 2013 to 23% in 2014, while the number of optimists dropped from 24.9 to 20.4% respectively. The proportion of respondents assessing their economic prospects rather negatively grew from 9.8 to 17.4%.

The number of people considering unemployment a serious threat to their economic well-being rose gradually. In the period between 2012 and 2014, the share of working-age fully-employed respondents, who felt comfortable about finding a new job, decreased from 45.4 to 41.1%, while the percentage of those being anxious about it went up from 37.3 to 40.2%. In 2014, low wages as the primary reason for quitting a job gave way to layoffs and closures of various enterprises. 

From 2000 onwards, there was a significant improvement in public health thanks to the growing popularity of a healthy lifestyle among general population. In the period between 2002 and 2014 the proportion of respondents who considered their health being “good” or “very good” grew from 32.7 to 36.2%.

On the contrary, the consumption of alcohol and tobacco products went down. The proportion of smoking males fell from 64.9% in 2002 to 52% in 2014, though the proportion of smoking females remained fairly stable amounting to 15% in 2014. The prevalence of smoking among teens dropped from 15% in 2011 to 5.1% in 2014. The proportion of male alcohol consumers decreased from 66.2% in 2009 to 53.6% in 2014, the proportion of females consuming alcohol fell from 43.4 to 35% respectively. The alcohol consumption among teens dropped sharply, from 23.8% in 2008 to 3.3% in 2014.

The proportion of respondents retorting taking regular exercise and participating in various sport activities rose from 19.1% in 1996 to 27.5% in 2014 in general public and from 38.2% in 1995 to 45.2% in 2014 in teens and young adults. However, although the prevalence of the healthy lifestyle was on the rise, some teens were still prone to the dangerous and potentially harmful behavior. 

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The database “Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE” (RLMS–HSE), 1994–2014 rounds with documentation in Russian and English, is publicly available at http://www.hse.ru/rlms. From 2014 onwards, the English version of the database, which comprises 2013 and the following rounds of the survey, can be downloaded from http://www.hse.ru/en/rlms/downloads.

Publications:


Рощина Я. М., Лапшинова В. В. Доступность добровольного медицинского страхования в России. // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 5. М. : НИУ ВШЭ, 2015. Гл. 5. С. 168-183.
Kozyreva P. M., Sabirianova Peter K. Economic change in Russia: Twenty years of the Russian Longitudinal Monitoring Survey // Economics of Transition. 2015. Vol. 23. No. 2. P. 293-298. doi
Рощина Я. М., Гремченко Е. П. Факторы склонности к здоровому образу жизни // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 6. М. : НИУ ВШЭ, 2016. С. 118-163.
Dorofeeva Z., Lillard D. R. Smoking in Russia and Ukraine before, during, and after the Soviet Union, in: Life-Course Smoking Behavior: patterns and National Context in Ten Countries. NY : Oxford University Press, 2015. P. 117-140.
Воронин Г. Л., Киселева И. П., Козырева П. М., Косолапов М. С., Евграфова К. О., Низамова А. Э., Смирнов А. И., Соколова С. Б. Социально-экономическое поведение российских домохозяйств // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 5. М. : НИУ ВШЭ, 2015. С. 7-108.
Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Счастье и его детерминанты (статья 1) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 120-132.
Рощина Я. М., Швецова Т. А. Рождение ребенка или прерывание беременности: что влияет на принятие решения россиянками? // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 5. М. : НИУ ВШЭ, 2015. Гл. 6. С. 184-208.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг социально-экономического поведения домохозяйств и распространенность практик здорового образа жизни

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2015

Цель работы: анализ социально-экономического поведения российских домохозяйств и практик здорового образа жизни на основании данных двадцать третьей (октябрь 2014 г. — февраль 2015 г.) и предшествующих волн панельного обследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE).

Используемые методы: статистический анализ результатов мониторингового панельного обследования домохозяйств. Панельный характер данных обеспечен повторяемостью наблюдений, которые производились ежегодно с 1994 г. по 2014 г. на основании единообразной методики обследования одних и тех же экономических единиц (индивидов и домохозяйств). Вероятностная, стратифицированная, многоступенчатая территориальная выборка мониторингового обследования домохозяйств является репрезентативной на федеральном уровне.

Эмпирическая база исследования: информационная база данных «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) за 1994—2014 гг.

Результаты работы:

В 2014 г. было зафиксировано снижение средних реальных доходов домохозяйств на 5,4%. Как и ранее, доминирующее положение в структуре доходов домохозяйств занимали доходы от заработной платы и государственных трансфертных платежей. Совокупный доход домохозяйств от заработной платы уменьшился на 3,8%, при этом доход от работы на предприятиях государственного сектора сократился на 3,5%, на частных предприятиях — на 5%, а на предприятиях смешанной формы собственности — на 4,3%. Доход домохозяйств от государственных трансфертных платежей, напротив, вырос на 4%. Также в 2014 г. выявлено сокращение на 24,9% денежного и натурального доходов от домашнего производства и неформального сектора, падение на 26,5% дохода от помощи родственников и благотворительной помощи.

Доля дохода домохозяйств от заработной платы практически не изменилась и составила 47,7%, тогда как доля дохода от государственных трансфертных платежей выросла за год с 38,6 до 40,1%, превысив прежнее максимальное значение. Общая доля денежного и натурального доходов от домашнего производства и неформального сектора, а также доля дохода от помощи родственников и благотворительной помощи сократились до минимальных значений (соответственно с 6,8 до 5,9% и с 5,9 до 5,4%).

В то время как доходы бедных домохозяйств (нижнего квинтиля) выросли на 11%, доходы состоятельных домохозяйств (верхнего квинтиля) упали почти на 15%. В 2014 г. домохозяйства верхнего квинтиля получали 61,2% своего дохода за счет заработной платы, что было в полтора раза больше, чем у домохозяйств средних квинтилей и на треть больше, чем у домохозяйств нижнего квинтиля. В то же время для последних более значимыми были государственные трансфертные платежи (37,1% против 23,8% у домохозяйств верхнего квинтиля). В среднем, домохозяйства верхнего квинтиля получали втрое больше, чем домохозяйства нижнего квинтиля, что было, однако, меньше четырехкратного превосходства, зафиксированного годом ранее.

Реальные ежемесячные расходы домохозяйств в 2014 г. выросли на символические 0,2%. При этом совокупные расходы на продукты питания продемонстрировали небольшой рост на 0,8%, тогда как расходы на непродовольственные товары в реальном выражении практически не изменились. Средняя доля расходов домохозяйств на продукты питания составила 39,1%. При этом расходы бедных домохозяйств росли немного быстрее, чем расходы богатых домохозяйств. Расходы на питание составляли около 48% бюджета домохозяйств нижнего квинтиля и около 17% бюджета домохозяйств верхнего квинтиля.

В 2014 г. было выявлено очередное повышение уровня обеспеченности домохозяйств предметами длительного пользования. Доля домохозяйств-автовладельцев выросла с 42,5 до 44,1%, доля домохозяйств, имеющих холодильники «No Frost», — с 56,1 до 57,1%, доля домохозяйств, имеющих автоматические стиральные машины, — с 76,7 до 79,5%. Удельный вес домохозяйств, владеющих персональными компьютерами, достиг 67,2%.

В 2014 г. была прервана тенденция к сокращению уровня безработицы, характерная для предшествующих лет. Общий уровень безработицы вырос с 4 до 4,8%, при этом официальная безработица среди мужчин возросла с 3,8 до 5,1%, среди женщин — с 4,2 до 4,4%. В структуре безработицы, как и в 2013 г., доля длительной безработицы продолжительностью более 3 месяцев, составила более 66%. При этом доля краткосрочной безработицы хотя и увеличилась, но оставалась небольшой. Показатель участия в рабочей силе у мужчин  уменьшился с 85,2 до 84,4%, тогда как у женщин увеличился с 79,4 до 80,2%

Доля мужчин трудоспособного возраста, получающих доход от трудовой деятельности, в 2014 г. уменьшилась с 78,7 до 77,4%, тогда как аналогичная доля женщин увеличилась с 70,9 до 71,9%. При этом сохранился серьезный разрыв в доходах между мужчинами и женщинами. В 2014 г. средний размер дохода от трудовой деятельности, получаемого женщинами, составлял 72,8% от среднего дохода мужчин. Средний размер дохода от трудовой деятельности на предприятиях частного сектора и предприятиях смешанной формы собственности, получаемого женщинами, достигал 74% от соответствующего дохода мужчин. В то же время на предприятиях государственного сектора этот показатель составлял 73%, что было больше, чем зарегистрированные 66,1% в 2012 г. и 71,7% в 2013 г.

В 2014 г. россияне сохраняли достаточно высокий уровень социального самочувствия: 44,1% опрошенных, отнесли себя к очень счастливым и довольно счастливым людям, и еще 37,5% считали, что они скорее счастливы, чем не счастливы. При этом удельный вес граждан, заметивших ухудшение материального положения своей семьи за последние 12 месяцев, увеличился с 16,4% в 2013 г. до 23% в 2014 г., тогда как доля тех, кто указал на улучшение материального положения, снизилась соответственно с 24,9 до 20,4%. Существенно, с 9,8 до 17,4%, выросла доля респондентов, негативно оценивающих личные и семейные жизненные перспективы.

Выявлен некоторый рост озабоченности населения проблемами занятости и трудоустройства. С 2012 г. по 2014 г. доля лиц, в той или иной степени уверенных в возможности нового трудоустройства, сократилась с 45,4 до 41,1%, тогда как доля респондентов, не уверенных в этом, увеличилась с 37,3 до 40,2%. Если в прежние годы самой распространенной причиной увольнения была неудовлетворенность работника размером заработной платы, то в 2014 г. на первое место  вышло сокращение должности или закрытие предприятия.

С начала 2000-х гг. наблюдается улучшение оценок состояния своего здоровья у мужчин и женщин разного возраста, одной из причин которого является более широкое распространение практик здорового образа жизни, особенно в молодежной среде. В целом, с 2002 г. по 2014 г. доля лиц, оценивающих свое здоровье как хорошее и очень хорошее, выросла с 32,7 до 36,2%.

Показатели потребления алкогольной и табачной продукции, напротив, снизились: доля пьющих среди взрослых мужчин упала с 66,2% в 2009 г. до 53,6% в 2014 г., среди взрослых женщин — с 43,4 до 35%, среди подростков с 23,8% в 2008 г. до 3,3% в 2014 г. Процент курильщиков среди взрослых мужчин сократился с 64,9% в 2002 г.до 52% в 2014 г., однако, доля курящих женщин практически не изменилась и составила в 2014 г. около 15%. Доля курящих среди подростков сократилась втрое — с 15% в 2011 г. до 5,1% в 2014 г.

Доля респондентов, которые занимаются физкультурой и спортом, выросла с 19,1% в 1996 г. до 27,5% в 2014 г., при этом среди молодежи данный показатель увеличился с 38,2% в 1995 г. до 45,2% в 2014 г. Однако, несмотря на рост интереса к рациональному питанию, занятиям физкультурой и спортом, полезным для здоровья активным формам проведения досуга, в молодежной среде продолжают прослеживаться группы, предрасположенные к девиантным формам поведения и практикам, потенциально опасным для здоровья.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

База данных лонгитюдного панельного обследования «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) за 1994–2014 гг. и сопроводительная документация к ней на русском и английском языках размещена в открытом доступе на портале НИУ ВШЭ по адресу http://www.hse.ru/rlms. С 2014 г. на портале стала доступна англоязычная версия базы данных (22 и 23 волна обследования 2013 и 2014 гг.).

Публикации по проекту:


Рощина Я. М., Лапшинова В. В. Доступность добровольного медицинского страхования в России. // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 5. М. : НИУ ВШЭ, 2015. Гл. 5. С. 168-183.
Kozyreva P. M., Sabirianova Peter K. Economic change in Russia: Twenty years of the Russian Longitudinal Monitoring Survey // Economics of Transition. 2015. Vol. 23. No. 2. P. 293-298. doi
Рощина Я. М., Гремченко Е. П. Факторы склонности к здоровому образу жизни // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 6. М. : НИУ ВШЭ, 2016. С. 118-163.
Dorofeeva Z., Lillard D. R. Smoking in Russia and Ukraine before, during, and after the Soviet Union, in: Life-Course Smoking Behavior: patterns and National Context in Ten Countries. NY : Oxford University Press, 2015. P. 117-140.
Воронин Г. Л., Киселева И. П., Козырева П. М., Косолапов М. С., Евграфова К. О., Низамова А. Э., Смирнов А. И., Соколова С. Б. Социально-экономическое поведение российских домохозяйств // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 5. М. : НИУ ВШЭ, 2015. С. 7-108.
Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И. Счастье и его детерминанты (статья 1) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 120-132.
Рощина Я. М., Швецова Т. А. Рождение ребенка или прерывание беременности: что влияет на принятие решения россиянками? // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 5. М. : НИУ ВШЭ, 2015. Гл. 6. С. 184-208.

См. также

Ключевые слова