• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Объект исследования: экономика знаний в целом.

Цель проекта:

Развитие мониторинга экономики образования – подготовка и распространение статистической и иной аналитической информации о состоянии секторов экономики: образования, науки, инноваций.

Задачи проекта:

Задача 1. Формирование информационно-аналитической базы экономики знаний:  актуализация информационного наполнения хранилища статистической информации по экономике знаний.

Задача 2. Подготовка и издание статистических сборников и прочих информационных материалов, в частности по темам образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности.

Эмпирическая база исследования:

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт. Информационной базой статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата и Минобрнауки России;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Информационной базой проекта являются:

  • официальные данные Росстата;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Результаты работы:

в области теории: подготовка  концепции формирования комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации с учетом международных статистических стандартов, обеспечивающей научно-методологическую основу обоснования состава показателей, разработки методик их расчета;

в развитии методологии: разработка  комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации; развитие методологии подготовки комплексных информационных материалов с использованием статистических и иных данных;

в получении новых эмпирических знаний: актуализированная информационно-аналитическая система «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество» (ИАС СиМЭЗ).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минобрнауки России, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта в регулярном режиме осуществляется публикация информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования».

Рекомендация : полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.

Область применения.

  • При проведении аналитических и прогнозных исследований в сфере образования.
  • При разработке рекомендаций по образовательной политике.
  • При проведении мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Савицкая Е. В. Формы взаимодействия вузов и предприятий // В кн.: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества. – М., 2019. – Ч. 1. Ч. 1. Вып. 14. М. : ИНИОН РАН, 2019. С. 713-717.
Pinskaya М., Kosaretsky S., Roman Zvyagintsev, Derbishire N. Building resilient schools in Russia: effective policy strategies // School Leadership and Management. 2019. No. 2. P. 127-144. doi
Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» / Отв. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Вып. 3 (123): Педагоги организаций дополнительного образования: изменения в условиях труда, профессиональном развитии и мотивациях. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
Абанкина И. В. Дошкольное образование в условиях введения ФГОС: приоритеты, мотивация, выбор семей // В кн.: Инновационное развитие образовательной организации: обеспечение качества образования в контексте требований ФГОС. Материалы первой Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. / Под общ. ред.: Д. В. Гергерт, В. В. Грабарь, А. П. Иванов, Е. В. Костарева, А. Н. Кудлаева, Т. А. Ратт. Кн. 1. Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2015. С. 56-74.
Абанкина И. В. Векторы развития дошкольного образования // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 26-36.
Абдрахманова Г. И., Городникова Н., Гохберг Л. М., Ковалева Г. Г., Кузнецова И. А., Лукинова Е. И., Мартынова С. В., Нефедова Т. А., Полякова В. В., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С., Чернович Е. М. Наука. Инновации. Информационное общество: 2015. Краткий статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, К. Лайкам, С. Салихов. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
Бондаренко Н. В. Работодатели и система высшего образования // Вопросы образования. 2013. № 1. С.  174-182.
Рощина Я. М., Дудырев Ф. Ф. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 7 (96): Образовательные и трудовые практики преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций в 2014 г. . М. : НИУ ВШЭ, 2016.
Olga Gorelova, Maria Yudkevich. Is STEM field different and why? Russian case, in: The Academic Profession in the Knowledge-Based Society - The National Experiences. Springer, 2016.
Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 4 (93): Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016.
Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитический материал / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 4(70): Участие студентов программ среднего профессионального образования в соревнованиях профессионального мастерства. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
Козьмина Я. Я., Меняшев Р. Ш., Трошина О. А. Благополучие детей в РФ: нововведения и условия пребывания в дошкольных образовательных организациях / Институт образования НИУ ВШЭ. Серия "Современная аналитика образования". 2016. № 3.
Roshchina Y. What determines Students’ Intentions to Pursue a PhD in Russia? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 16-17.
Козина Н. С., Косарецкий С. Г., Пинская М. А. Мониторинг экономики образования / Науч. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Вып. 1 (90): Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эффективного контракта. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016.
Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д., Лысова Т. С. Организация обучения персонала в компаниях и сотрудничество предприятий с системой профессионального образования. // Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования". 2016. № 10. С. 4-32.
Рощина Я. М., Шмелева Е. Д. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 6 (95): Преподаватели и студенты вузов: образовательные и трудовые стратегии в 2014 г. . М. : НИУ ВШЭ, 2016.
Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д., Лысова Т. С. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 9 (98): Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных программ в условиях кризиса". Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016.