• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Объект исследования: экономика знаний в целом.

Цель проекта:

Развитие мониторинга экономики образования – подготовка и распространение статистической и иной аналитической информации о состоянии секторов экономики: образования, науки, инноваций.

Задачи проекта:

Задача 1. Формирование информационно-аналитической базы экономики знаний:  актуализация информационного наполнения хранилища статистической информации по экономике знаний.

Задача 2. Подготовка и издание статистических сборников и прочих информационных материалов, в частности по темам образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности.

Эмпирическая база исследования:

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт. Информационной базой статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата и Минобрнауки России;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Информационной базой проекта являются:

  • официальные данные Росстата;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Результаты работы:

в области теории: подготовка  концепции формирования комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации с учетом международных статистических стандартов, обеспечивающей научно-методологическую основу обоснования состава показателей, разработки методик их расчета;

в развитии методологии: разработка  комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации; развитие методологии подготовки комплексных информационных материалов с использованием статистических и иных данных;

в получении новых эмпирических знаний: актуализированная информационно-аналитическая система «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество» (ИАС СиМЭЗ).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минобрнауки России, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта в регулярном режиме осуществляется публикация информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования».

Рекомендация : полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.

Область применения.

  • При проведении аналитических и прогнозных исследований в сфере образования.
  • При разработке рекомендаций по образовательной политике.
  • При проведении мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Индикаторы информационного общества: 2015.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015. 
Индикаторы науки: 2015 : статистический сборник.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015. 
Наука. Инновации. Информационное общество: 2015. Краткий статистический сборник.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015. 
Абанкина И. В. Векторы развития дошкольного образования // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). C. 26-36. 
Пинская М. А., Козина Н. С., Косарецкий С. Г. Вызовы, стоящие перед директорами школ // Управление школой. 2015. № 11. 
Абанкина И. В. Дошкольное образование в условиях введения ФГОС: приоритеты, мотивация, выбор семей, in: Инновационное развитие образовательной организации: обеспечение качества образования в контексте требований ФГОС. Материалы первой Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн.. Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2015. С. 56-74. 
Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования".: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016. 
Мониторинг экономики образования. Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016. 
Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования". Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016. 
Olga G., Maria Y. Is STEM field different and why? Russian case, in: The Academic Profession in the Knowledge-Based Society - The National Experiences.: Springer, 2016. 
Roshchina Y. What determines Students’ Intentions to Pursue a PhD in Russia? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 16-17. 
Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018. 
Гошин М. Е., Мерцалова Т. А., Груздев И. А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. C. 282-303. doi
Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. C. 14-25. doi
Pinskaya М., Kosaretsky S., Zvyagintsev R., Derbishire N. Building resilient schools in Russia: effective policy strategies // School Leadership and Management. 2019. No. 2. P. 127-144. doi
Михайлова (. Я. Я., Меняшев Р. Ш., Трошина О. А. Благополучие детей в РФ: нововведения и условия пребывания в дошкольных образовательных организациях / Институт образования НИУ ВШЭ. Series - "Современная аналитика образования". "-". 2016. No. 3. 
Савицкая Е. В. Формы взаимодействия вузов и предприятий, in: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества. – М., 2019. – Ч. 1.. Москва : ИНИОН РАН, 2019. С. 713-717.