• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационного поведения населения: вовлеченность населения в инновационные практики

Приоритетные направления развития: социология
2015

Цель мониторинга – сбор и анализ данных, характеризующих отношение населения к науке, технологиям и инновациям, распространение инновационных практик в домохозяйствах, инновационные навыки, установки и другие факторы, влияющие на особенности инновационного поведения российского населения.

Цель исследования 2015 г. состояла в анализе восприятия населением науки, технологий и техники.

Объект исследования 2015 г. – население России.

Предмет исследования – восприятие населением науки, технологий и техники.

Используемые методы

Методом сбора информации является репрезентативный опрос населения России, проводимый АНО «Аналитический центр Юрия Левады» по заказу ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. На этапе обработки данных использовались анализ линейных распределений, таблиц сопряженности, корреляций между переменными, дисперсионный и кластерный анализ, а также другие методы группировки данных.

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой работы является массив данных репрезентативного опроса российского населения «Восприятие населением науки, технологий и техники». Опрос был проведен 7-17 ноября 2014 года. Всего было опрошено 1670 человек в возрасте 16 лет и старше. Для изучения динамики общественного мнения о науке, технологиях и технике используются данные опросов, проведенных в конце 2009 – 2013 гг. в рамках предыдущих работ по мониторингу, и некоторые показатели более ранних обследований. Для проведения международных сопоставлений используются данные ОЭСР, Национального научного фонда США, Европейской комиссии (проекты Eurobarometer и Innobarometer).

Результаты работы

Результаты проекта показали, что структура установок населения в отношении науки, технологий и техники крайне неоднородна. Технократический взгляд сочетается с непривлекательным имиджем научной деятельности для населения, а также невысоким уровнем знания научных фактов на уровне школьной программы, которые могли бы быть полезными в принятии решений в повседневной жизни. Желание быть в курсе последних тенденций развития науки и технологий характерно для очень узкой категории населения.

Интерес (или его отсутствие) к науке, технологиям и технике является результатом социализации и элементом стиля жизни. При этом музеи и другие мероприятия, направленные на популяризацию науки, воспринимаются населением скорее, как форма досуга, нежели пространство научной или образовательной деятельности. Если говорить о социальных ролях, занимаемых населением в процессах коммуникации с миром науки и участии в принятии решений по вопросам научно-технологической политики, то едва ли можно говорить о существовании единой модели. Среди россиян практически в равной степени представлены три позиции: безразличная, пассивная (мнение населения должно рассматриваться) и активная (население должно принимать участие в процессе принятия решений в формате референдумов и др.). Впрочем, доля россиян имеющих опыт участия в общественных слушаниях или обращениях к органам власти для решения проблем, связанных с внедрением, использованием научно-технических достижений, почти в четыре раза меньше по сравнению с долей потенциальных «активистов».

Также в отчетном году проводились работы по новому циклу мониторинга инновационного поведения населения. В ходе анализа данных были выявлены расхождения в оценках россиянами рисков научно-технологического развития и отдельных примеров неоднозначных с точки зрения социальных последствий технологий. В результате было принято решение скорректировать программу следующего цикла мониторинга на тему «Вовлеченности населения в инновационные практики: социальный спрос на новые и возникающие технологии» с целью оценить принятие различными социальными группами инкрементальных и радикальных инноваций и сопряженных с ними потенциальных рисков. Были разработаны методология и инструментарий исследования, в ноябре 2015 г. проведен сбор эмпирических данных и представлен их первичный анализ в формате сводных аналитических таблиц.

Результаты мониторинга использованы в ряде научных статей, отражены в выступлениях участников проекта на XVI Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ (7 – 10 апреля 2015 г.), на V ежегодной международной конференции Лаборатории сравнительных социальных исследований «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе» (16 – 20 ноября 2015 г.), а также в рамках фестиваля науки в России NAUKA 0+ (9 – 11 октября 2015 г.). Данные по результатам проведения опроса опубликованы в кратком статистическом сборнике «Наука. Инновации. Информационное общество: 2015» (на русском и английском языках), а также представлены в сборнике «Индикаторы науки: 2016» (будет опубликован в начале 2016 г.). Кроме того, результаты мониторинга регулярно публикуются в аналитических докладах международных организаций, в том числе OECD STI Scoreboard 2015, используются в монографиях и статьях, посвященных проблемам инновационного развития России.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования могут быть полезны при разработке мероприятий, направленных на популяризацию в обществе научной и инновационной деятельности в целях реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также развитие механизмов вовлечения населения в формирование приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Данные мониторинга указывают на то, что демократизация формата взаимодействия населения с миром науки способна повысить привлекательность таких неформальных научных учреждений и мероприятий как музеи, выставки и фестивали, что позволит не просто привлечь внимание к развитию новых знаний и технологий широкие слои населения, но и обеспечить их более активное участие в обсуждении сензитивных и этически спорных тематик (клонирование, ГМО и др.).

Анализ представлений о профессии ученого показывает, что у большинства населения не сформировано понимание того, чем научная работа может быть интересна и чем наполнена жизнь ученого помимо его исследований. Заполнение этих лакун способно повысить привлекательность научной карьеры в глазах молодежи.

Наконец, научно-технологический прогресс приводит к появлению технологий, которые требуют от населения менять сложившиеся у них представления о нормальном и сложившиеся привычки, а также имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Результаты опроса показывают, то существенная часть населения России заявляет о своей готовности участвовать в принятии решений по поводу проблем, связанных с внедрением, использованием научно-технических достижений, а также развитие технологий, несущих экономические, экологические и социальные риски. Удовлетворение этой потребности требует помимо прочего развития каналов вовлечения граждан в дискуссии по поводу выработки инструментов научно-технологической и инновационной политики.

Применение результатов исследования

Результаты исследования представлены в научных публикациях, статистических сборниках, аналитических докладах, а так же в информационных бюллетенях и в СМИ.

Статьи в журналах, индексируемых в WoS и/или SCOPUS

Chernovich E., Miles I. D., Polyakova V. Household Technology and the Sustainability of Consumer Behavior in Moscow // Sustainability. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 32-37.

Главы в зарубежны хмонографиях

Gokhberg L., Polyakova V., Zaichenko S. A., Suslov A. B. Russia: Universities as Actors of Inclusive Development, in: Rising Inequalities and Innovation for Inclusive Development: Challenges for Universities and Innovation Policies. Springer, 2016 (в печати)

Препринты на английском языке

Savelkaeva A., Poliakova V., Fursov K. Structure of Social Attitudes to Science and Technology: National and Individual Determinants. Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2013. No 52.

Доклады на конференциях

K.Fursov, V. Poliakova, E. Chernovich. Do people trust in science? Public attitudes to s&t in a cross-national perspective // V ежегодная международная конференция Лаборатории сравнительных социальных исследований «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе» (16 – 20 ноября 2015 г.)

Статьи и доклады на русском и английском языке

OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015: Innovation for growth and society, OECD Publishing, Paris, 2015 (Section 6.10 Public perceptions of science and technology).

Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Ковалева Г. Г., Полякова В. В., Фурсов К. С., Чернович Е. М. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России. М.: НИУ ВШЭ, 2015.

Разделы статистических сборников

Раздел «Общественное мнение о науке» в Индикаторы науки: 2015 : статистический сборник / Науч. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, К. Э. Лайкам, С. В. Салихов. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.

Раздел «Общественное мнение о науке» в Наука. Инновации. Информационное общество: 2015. Краткий статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, К. Лайкам, С. Салихов. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.

Раздел «Использование ИКТ в домашних хозяйствах и населением» в Индикаторы информационного общества: 2015 / Науч. ред.: Л. М. Гохберг, Е. Занозина, Я. И. Кузьминов, К. Э. Лайкам. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.

Информационные бюллетени

  • Экопрактики и отношение россиян к проблемам окружающей среды    
  • Что россияне думают о научной карьере?

Цифры дня (материалы на портале НИУ ВШЭ):

  • 52% россиян согласны с тем, что сегодня достижениям науки и техники придается слишком большое значение в ущерб духовным сторонам жизни http://www.hse.ru/news/research/166978908.html
  • 5% жителей России ведут образцовый экологичный образ жизни http://www.hse.ru/news/community/160519719.html
  • 74% россиян убеждены, что большинство ученых хотят работать над такими задачами, которые делают жизнь обычного человека лучше http://www.hse.ru/news/science/144290318.html
  • 31% россиян считает, что наука слишком сложна для неподготовленного человека и читать новости мира науки бессмысленно — все равно ничего не понять http://www.hse.ru/news/science/140790489.html

Публикации по проекту:


Савелькаева А. С., Polyakova V., Fursov K. Structure of social attitudes to science and technology: national and individual determinants / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2015. No. 52.
Polyakova V., Chernovich E., Fursov K., Thurner T. The Public Discource on Stem Cells in Russia: Evolution of the Agenda // Public Understanding of Science. 2015
Chernovich E., Miles I. D., Polyakova V. Household Technology and the Sustainability of Consumer Behavior in Moscow // Sustainability. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 32-37. doi
Gokhberg L., Polyakova V., Zaichenko S. A., Suslov A. B. Russia: Universities as Actors of Inclusive Development, in: Rising Inequalities and Innovation for Inclusive Development: Challenges for Universities and Innovation Policies. Springer, 2016. P. 283-309.