• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий

Приоритетные направления развития: социология
2015

Цель работы: выявление и анализ типичных образовательно-профессиональных траекторий, факторов и культурных структур, определяющих их формирование.

Используемые методы:

Исследование траекторий базируется на сборе и анализе лонгитюдных данных, то есть данных, собираемых от одних и тех же респондентов периодически в течение длительного времени. Методы сбора данных включают как регулярные количественные опросы участников панели респондентов, так и качественные методы социологического исследования (глубинные интервью).

Анкеты социологических опросов содержат вопросы о социально-демографических характеристиках семьи, образовательных ресурсах, фактической информации об основных этапах образовательной и профессиональной траектории  и т.п.

Под-программа «Меченый атом» включает в себя проведение глубинных интервью с частью панели респондентов. Интервью нацелены на выявление смысловых структур, определяющих формирование жизненных траекторий. Эти мероприятия охватывают 1-2% панели респондентов.

Эмпирическая база исследования:

Мониторинг проводится НИУ ВШЭ с 2009 года и содержит данные нескольких региональных и одной национальной панелей респондентов, репрезентирующих учащихся школ и вузов. Национальная панель основана на выборке участников международного тестирования учащихся 8-ых классов TIMSS (Trends in Mathematics and Science Studies), проходившем в 2011 году (5 тыс. респондентов), которые с тех пор опрашиваются ежегодно. Региональные панели репрезентируют учащихся 9-ых классов и студентов старших курсов в Ярославской области и Республике Татарстан, а также студентов в г. Москве.

Собрана база более 200 глубинных интервью с участниками национальной панели и панелей в Ярославской области и Республике Татарстан.

Результаты работы:

Развитие методологии лонгитюдных исследований:

Разработана методология проведения лонгитюдного исследования выпускников школ, а также комплекс мер по поддержанию панели на этапе перехода «школа-вуз» и «школа-СПО».
Разработана интерпретативная методология анализа типичных траекторий, профессионально-образовательного выбора.


Получение новых эмпирических знаний:

Получена база данных четвертой волны национальной панели (выпускники школы) и база второго этапа третьей волны выпускников школ в Ярославской области и Республике Татарстан.

Проведена серия повторных глубинных интервью с отдельными участниками панели (выпускниками школ и вузов) в рамках под-программы «Меченый атом» (качественное лонгитюдное исследование) в Республике Татарстан и с участниками национальной панели.

Подготовлены аналитические материалы на основе данных, собранных в рамках предыдущих волна мониторинга и на данных глубинных интервью.

На данных национальной панели рассмотрен образовательный переход после 9-го класса. Траектории разделены на «академические» (продолжение обучение в 10-м классе), ведущие с большой вероятностью  к получению высшего образования, и «неакадемические» (переход после 9-го класса в учреждения СПО или прекращение обучения). Показано существование гендерного и социально-экономического неравенства при совершении этого перехода, рассмотрены его механизмы. Даны рекомендации для образовательной политики по снижению социально-экономического неравенства на этом этапе.

На данных качественных интервью осуществлен интерпретативный анализ отдельных типичных траекторий, проанализированы культурные структуры и механизмы выбора дальнейшего образования, взросления, смыслы образования и работы во время обучения в вузе.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Методологию проведения лонгитюдного исследования выпускников школ и методику поддержания панели респондентов целесообразно использовать при разработке дизайна аналогичных исследований, как на региональном, так и национальном уровне.

Базы данных, собранные в 2015 году и ранее, рекомендуется использовать при подготовке аналитических материалов в сфере образования и разработке рекомендаций в образовательной политике в сфере общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Публикации по проекту:


Yanbarisova D., Pavlenko E. Student Employment: The Interdependence of Work and Learning Experience // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. No. 3. P. 13-14.
Yanbarisova D. The Effects of Student Employment on Academic Performance in Tatarstan Higher Education Institutions / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2015. No. 6. P. 459-482. doi
Kosyakova Y., Kurakin D. Do Institutions Matter? Occupational Gender Segregation at Labor Market Entry in Soviet and Post-Soviet Russia, in: Gender, Education and Employment: An International Comparison of School-to-Work Transitions. Northampton : Edward Elgar Publishing, 2015. doi Ch. 15. P. 304-324.
Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. № 2. С. 258-269.