• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг качества приема в российские государственные вузы

Приоритетные направления развития: социология
2015

Мониторинг качества приема в Российские вузы проводится с 2009 года, с 2011 года он охватывает все государственные вузы РФ, ведущие прием по результатам ЕГЭ. В мониторинг не включены творческие вузы и вузы силовых министерств. В 2015 году в Мониторинге 442 головных государственных вуза.

Объектом исследования являются списки зачисленных в государственные вузы на бюджетные и платные места с указанием баллов ЕГЭ, оснований для зачисления, направления подготовки.

Предмет исследования – качество приема в вузы. Качество приема оценивается в первую очередь посредствам расчета среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места в вузы и на направления подготовки. Кроме средних баллов ЕГЭ учитывается структура приема в вузы, наличие в вузах укрупненных групп направлений, в которых вуз занимает лидирующие позиции по качеству приема.

Цели работы:

  1. Предоставление абитуриентам следующего года открытой информации, позволяющей осуществлять информированный выбор вуза и направления подготовки, оценить вероятность поступления в тот или иной вуз.
  2. Предоставление органам управления образования и самим вузам наглядного инструмента оценки места каждого вуза (качества приема в вуз) и направлений подготовки, по которым вуз ведет набор, в сравнении друг с другом, что, в свою очередь позволяет принимать решения о корректировке плана приема на бюджетные и платные места, о реорганизации вуза и другие решения в сфере управления образованием на федеральном и региональном уровне.
  3. Осуществление общественного контроля за процедурой зачисления в вузы.

Используемые методы:

Методология проведения Мониторинга очень проста. Из открытых источников данных собирается следующая информация. С сайтов вузов: перечень направлений подготовки, на которые вуз ведет прием; контрольные цифры приема; перечень сдаваемых предметов ЕГЭ и дополнительных испытаний; минимальные баллы ЕГЭ; стоимость обучения. Из приказов о зачислении: списки зачисленных на направления подготовки; основания для зачисления; сумма баллов ЕГЭ или сумма конкурсных баллов. Из рейтинговых списков: баллы за индивидуальные достижения и баллы ЕГЭ по предметам.

На основе этих данных рассчитываются средние баллы ЕГЭ, фиксируется структура приема в вузы и по группам направлений подготовки.

Эмпирическая база исследования:

Из этих сведений формируется база данных, в которой для каждого зачисленного в вуз известна следующая информация (при условии, что она была размещена на сайте): вуз; направление подготовки; место (бюджетное/ с полным возмещением затрат); основание для зачисления (по конкурсу, целевой прием, прием по квоте, без вступительных испытаний, поступающий из Крыма); набор сдаваемых предметов ЕГЭ; сумма конкурсных баллов; сумма баллов ЕГЭ; сумма баллов за индивидуальные достижения; средний балл ЕГЭ (в расчете на один предмет).

Результаты работы: Основным результатом работы является рейтинг качества бюджетного и платного приема. Рейтинг строится по вузам и по укрупненным группам направлений подготовки. Вузы сортируются по убыванию среднего балла ЕГЭ зачисленных (в случае равенства баллов – по убыванию числа зачисленных).

Для каждого вуза и каждой укрупненной группы направлений подготовки в вузе рассчитаны:

  • Средние баллы ЕГЭ зачисленных по всем основаниям;
  • Показана структура приема;
  • Рассчитана средняя стоимость обучения (рублей в год);
  • Доля «сильных», «средних» и «слабых» зачисленных;
  • Показаны минимальные баллы ЕГЭ, установленные вузами на каждое направление подготовки.

Кроме этого рассчитываются обобщенные данные:

  • по профилям вузов;
  • по укрупненным группам направлений подготовки;
  • по регионам.

Данные, собираемые каждый год, сопоставимы (связаны) с данными предыдущих лет. Таким образом, собранный массив данных за 5 лет проведения полномасштабного Мониторинга позволяет как делать общие выводы о динамике качества приема, так и отслеживать траектории конкретных вузов.

В ходе анализа полученной базы данных были сделаны следующие общие выводы.

В целом можно говорить о том, что качество бюджетного и платного приема, оцененное по среднему баллу ЕГЭ зачисленных, незначительно улучшается. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет в 2015 году на 2,1 пункта выше, чем в 2011, средний балл ЕГЭ зачисленных на платные места вырос на 2,8 пункта по сравнению с 2011 годов. При этом группа вузов-лидеров практически не изменилась за пять лет. С 2011 года неизменными лидерами качества приема являются МФТИ, МГИМО, НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, Первый Санкт-Петербургский гос. медицинский ун-т им. И.П. Павлова. Существенно улучшил качество приема МИФИ, который впервые попал в Топ-20 по качеству бюджетного приема на 16ое место, в 2015м году занял уже 8ое место.

Качество бюджетного и платного приема в разрезе групп направлений так же остается достаточно стабильным: существенные изменения, происходящие на уровне отдельных образовательных программ в конкретных вузах, на общую картину в целом не влияют. Чем крупнее направление подготовки, тем меньше изменений происходит в качества приема.

Самые впечатляющие результаты у «педагогического образования», это единственное крупное направление приема, на которое значимо возросли средние баллы зачисленных и на бюджетные, и на платные места.

Помимо среднего балла ЕГЭ зачисленных и позиции в рейтинге важным показателем качества приема в вуз является наличие в нем «сильных» (с точки зрения зачисленных абитуриентов) направлений подготовки. Сильные направления есть в 70 вузах. 45 из них – вузы «зеленой» зоны (средние баллы ЕГЭ больше 70). Всего в «зеленой» зоне по качеству бюджетного приема 130 вузов. То есть еще 85 вузов, которые мы относим к «сильным» по среднему баллу ЕГЭ зачисленных на бюджет, не лидируют ни в одном направлении.

Абитуриенты и их семьи стали лучше различать качество образовательных программ, их вклад (а также вклад бренда вуза) в человеческий капитал студентов. В этом году МОН РФ впервые обнародовал данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников вузов. Основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование, — это уже не «троечники». Это «хорошисты». Этот сдвиг связан с тем, что произошла поляризация как между вузами, так и внутри групп направлений. В популярные вузы студенты готовы поступать и на платную форму, в то время аутсайдерам остаются самые слабые абитуриенты, в том числе на бюджетную форму.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты Мониторинга качества приема могут использоваться органами государственной власти (Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор, региональные министерства образования и науки, прочие министерства, имеющие подведомственные вузы) для оценки эффективности вузов. Также результаты Мониторинга могут быть полезны руководителям вузов для оценки места своего вуза среди конкурентов, для выработки стратегии приемной кампании.

Результаты Мониторинга качества приема ежегодно размещаются в открытом доступе на сайтеhttp://www.hse.ru/ege/, что обеспечивает общественный контроль за процедурой зачисления в вузы и позволяет абитуриентам следующего года сделать выбор вузов и направлений подготовки.