• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальное предпринимательство на рынке социальных услуг в России: модели, акторы и способы институционализации» (в контексте Международного сравнительного исследования моделей социальных предприятий ICSEM)

Приоритетные направления развития: социология
2015

Цель работы: выявление и обоснование основных моделей социальных предприятий посредством определения движущих сил, областей напряжения и векторов институционализации социального предпринимательства в России; создание эмпирической базы (российской части) для международного сравнительного исследования моделей социальных предприятий ICSEM.

Используемые методы: работа основывается на сочетании методов качественного и количественного социологического исследования и решает двойственную задачу. С одной стороны, она является частью международного сравнительного исследования моделей социальных предприятий ICSEM и предполагает проведение формализованных интервью с социальными предпринимателями по общей для всех стран анкете, которые будут анализироваться количественными методами по итогам формирования международной базы данных в 2016 г. С другой стороны, она исходит из внутрироссийского актуального контекста, связанного с ранней стадией развития социального предпринимательства, неочевидностью траекторий его институционализации и открытием с 1.01.2015 доступа к оказанию государственных социальных услуг негосударственным организациям. Это обусловливает интерес к углубленному изучению деятельности социальных предприятий, в связи с чем были проведены 45 полу-структурированных интервью с социальными предпринимателями из 7 регионов России. В них были уточнены некоторые аспекты международного опроса, а также рассмотрены дополнительные вопросы, касающиеся организационной природы социальных предприятий и роли трех секторов в их легитимации. Результаты обследования социальных предпринимателей были дополнены изучением открытых Интернет-источников и нормативных документов в рамках кабинетного исследования, а также исследованием репрезентации основных акторов институционализации социального предпринимательства в Интернете с использованием русскоязычной поисковой системы Яндекс.

Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составляют материалы и нормативные документы, регулирующие деятельность социальных предприятий в России; материалы с сайтов организаций, отражающие роль представителей государства, бизнеса и НКО в продвижении дискурса социального предпринимательства; ответы на поисковый запрос по ключевым словам «социальное предпринимательство» в системе «Яндекс»; полу-структурированные интервью с 45 социальными предпринимателями из 7 регионов России; 47 формализованных интервью с социальными предпринимателями (в качестве российского вклада в международное исследование ICSEM); 9 интервью с ключевыми представителями 3 секторов – государственного, коммерческого и некоммерческого в целях получения комментария к роли соответствующего сектора в институционализации социального предпринимательства.

Результаты работы: в ходе исследования было выявлено 4 модели институционализации социального предпринимательства, которые опираются на предшествующий опыт, убеждения, представления и текущие интересы основных акторов, это: (1) «социальный бизнес», (2) «идеальный бизнес», (3) предпринимательская деятельность НКО и (4) гибридные организации с социальной миссией, сочетающей черты коммерческих и некоммерческих организаций. Первый дискурс продвигается преимущественно государством, второй – бизнесом, третий – НКО, а четвертый определяется деятельностью действующих социальных предпринимателей. Ведущим вектором институционализации социального предпринимательства является первая модель. Ее значимость определяется не только тем, что за ней стоят интересы формирования негосударственного сектора социальных услуг и поддержка государства, но и тем, что он поддерживается многими представителями бизнеса и НКО. Модели, конструируемые бизнесом и общественным сектором являются несамостоятельными и слабыми, поэтому второй по значимости в утверждении социального предпринимательства, несмотря на малочисленность акторов, является модель гибридных организаций с социальной миссией. Его сравнительная устойчивость задается не столько участием в дискурсе, сколько реальной практикой. Это опровергает исходную гипотезу, что институционализация социальных предприятий является результатом действия внешних сил, т.е. институционализацией «извне». При этом ведущая роль в институционализации социальных предприятий и в тиражировании высказываний о них в Интернете принадлежит разным акторам. Первую выполняет государство, вторую - представители коммерческих структур, а тиражируемые представления носят характер «информационной барахолки».Основные области рассогласованности в институционализации СП наблюдаются внутри государственных структур - по поводу места неприбыльной деятельности в социальном предпринимательстве, и между НКО и социальными предприятиями в связи с различием в оценках влияния друг друга на собственную легитимацию. Если социальные предприниматели видят в НКО близкого себе партнера, НКО избегают отождествления с социальным предпринимательством, рассматривая это как подрыв своей легитимности.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: в качестве результатов внедрения можно рассматривать рекомендации по корректировке государственной политики в части критериев и направления институционализации социального предпринимательства в целях более полного использования его потенциала и стимулирования развития за счет коммерческих и некоммерческих организаций; более полное внедрение возможно после формирования международной базы проекта ICSEM в 2016 г. и проведения сравнительного исследования моделей социальных предприятий в разных странах.

Публикации по проекту:


Московская А. А., Берендяев А. А., Силаева В. Л. Москва как центр интеллектуальной экономики: критический взгляд с позиций занятости. // Форсайт. 2018. Т. 12. № 2
Boguslavskaya S. B., Rozhdestvenskaya N. Calculation of social return on investment (SROI) ratio of a local ecological initiative // ACRN Oxford Journal of Finance and Risk Perspectives. 2015. Vol. 4. No. 3. P. 102-134.
Vieta M., Quarter J., Spear R., Moskovskaya A. A. Participation in Worker Cooperatives, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. Ch. 20. P. 436-453. doi
Nefedova A. SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: KEY PLAYERS AND DEVELOPMENT POTENTIALITY / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2015. No. 51.
Sadykov R. A. Homeopathy within Russia Healthcare: the Challenges of Professionalisation // Journal of Social Policy Studies. 2016. Vol. 14. No. 4. P. 597-608.

См. также

Ключевые слова