• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыУстойчивое развитие компании в условиях переходной экономики: проблема баланса экономической и социальной компонент управления бизнесом

Устойчивое развитие компании в условиях переходной экономики: проблема баланса экономической и социальной компонент управления бизнесом

2008
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Концепция устойчивого развития, носящая комплексный характер, охватывает  область корпоративного поведения, связанную с ответственным ведением бизнеса. Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня активно выдвигается на передний план при построении сбалансированных отношений бизнеса, государства и общества в России.  Тематика корпоративной ответственности и корпоративного гражданства, объединенная под эгидой устойчивого развития, является одним из приоритетных современных направлений исследований в области менеджмента в мире. Однако недостаточно проработанный понятийный аппарат, возможно в силу относительной молодости концепции, существенно снижает усилия ученых по исследованию конкретных методов управления компаниями в парадигме устойчивого развития.
Данное исследование является одной из пионерных работ по анализу применения принципов устойчивого развития в практике управления современными российскими корпорациями.

Объектом исследований является совокупность принципов, критериев и методов, обеспечивающих условия устойчивого развития крупных российских корпораций, действующих в условиях переходного периода.

Цель исследования - выявление проблемных областей в понимании проблематики устойчивого развития в современных российских компаниях и определение степени развития механизма взаимодействия теории и практики устойчивого развития в российской деловой среде.

Новизна работы заключается в анализе соотнесения концептуальных начал корпоративной социальной ответственности и глобальных задач, поставленных в рамках данной парадигмы, с реальной практикой реализации корпоративных программ в этой области в российских компаниях. В ходе анализа данного взаимодействия определены контуры и основные характеристики механизма построения социально ответственных компаний на данном этапе развития проблематики устойчивого развития в России.

Эмпирическая часть исследования включала проведение:

  • глубинных интервью с экспертами - представителями заинтересованных сторон - участников процессов внедрения принципов устойчивого развития в практику управления современными российскими компаниями,
  • полуструктурированных интервью с российскими менеджерами компаний крупного, среднего и малого бизнеса (FMCG, финансовый сектор, промышленность, логистика, HR, IT, медицина, PR, торговля), не вовлеченными непосредственно в процессы КСО или подготовки социальной отчетности.

Использование информации, полученной в контрольной группе (менеджеров, которые не занимаются КСО) в качестве основы для сопоставления и получения объективной картины КСО, дает возможности более объективно оценивать сложившуюся ситуацию. Разработанный подход кардинально отличается от большинства исследовании по проблематике КСО, проводимых в России. Для последних, как правило, характерна ориентация на компании, которые практикуют КСО или, что чаще, демонстрируют лучшие практики в этой области, что, безусловно, смещает оценку ситуации в сторону большего оптимизма. 

Анализ концептуальных основ устойчивого развития компании показал, что, несмотря на многолетнее развитие данной тематики в научных кругах, на сегодня не существует четкого определения понятия устойчивого развития. Множественные исследования по вопросам связи финансовой успешности бизнеса и его ответственности не дают однозначных результатов о характере связи этих показателей, что только усиливает скепсис предпринимателей. Однако крупный бизнес в условиях глобализации экономики вынужден брать в расчет интересы своих стейкхолдеров. По этой причине часто говорится о преимуществах корпоративного поведения, которое  заключается в накоплении стратегической мощи корпораций как проводников экономического и социального развития для целых регионов мира. В принципе внедрение данной практики в условиях переходной экономики в целом улучшает качество корпоративного управления, однако как показывает исследование, внедрение best practice может происходить по вынужденным причинам, и принципиально не меняет ценностные ориентации собственников бизнеса, и при ослаблении влияния извне достаточно быстро перестает иметь значение. В этом смысле безусловно представляет интерес текущая ситуация в России, в которой после периода передела собственности сформировался некоторый «социальных мир» и корпоративный сектор начал внимать мировому опыту корпоративного управления, требованиям внешних рынков и контрагентов.

Применительно к российской практике в ходе проекта рассмотрены вопросы институализации понятия корпоративной социальной ответственности в деловой и политической среде, а также выделены важнейшие факторы контекста принятия решений в области корпоративной ответственности в корпоративном секторе. 

По результатам исследования предложены пути освоения передовых современных тенденций в области формирования политики КСО и взаимодействия с группами влияния (стейкхолдерами) для российских компаний. В данном случае корпоративная социальная ответственность, понимаемая как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, который направлен на устойчивое развитие компании, может трактоваться и как элемент конкурентной стратегии компании. В исследовании выделяются направления и потенциальные области развития КСО в России, причем как с точки зрения формирования пакета консультационных услуг, так и с позиции возможного фокуса управленческой деятельности в компаниях в области КСО. В частности, имеются в виду задачи, касающиеся преодоления разрыва в восприятии КСО высшим и линейным менеджментом, и необходимости встраивания КСО в бизнес-процессы посредством более широкого применения проектного менеджмента.  

См. также

Корпоративное управление в переходных экономиках

Исследования в области развивающихся финансовых рынков: их эффективность, становление корпоративного управления и макроэкономическая динамика

Корпоративное управление и интеграционные процессы в российской экономике

Модель российской корпорации: корпоративное управление и интеграционные процессы в российской экономике

Разработка стандартов в области контроля за служебной информацией, а также оценка влияния механизмов такого контроля на развитие корпоративного управления

Исследование проблем корпоративного управления в странах с переходной экономикой на примере России и Болгарии

Разработка предложений по повышению роли механизмов корпоративного управления в функционировании акционерных обществ в России на основе анализа эволюции корпоративных структур (на примере АО с государственным участием)

Ключевые слова