• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыАльтернативные варианты развития российского образования на среднесрочную перспективу при различном ресурсном обеспечении

Альтернативные варианты развития российского образования на среднесрочную перспективу при различном ресурсном обеспечении

2008

В последние годы государство стало выделять значительно больше средств на образование. Так, расходы федерального бюджета на образование выросли в номинальном выражении в 2000-2007 годах в 7,5 раза. Однако предпосылки наиболее эффективного использования этих средств не обеспечены.Целью работы является определение и сопоставление альтернативных (в зависимости от ресурсного обеспечения) вариантов развития российского образования на среднесрочную перспективу.

Информационной базой исследования послужили статистические данные, характеризующие состояние системы российского образования и его финансирование из бюджетных и иных источников, бюджетное законодательство, документы, определяющие направления развития российской системы образования и социально-экономического развития России, демографический прогноз,  данные мониторинга экономики образования, научная литература, экспертные оценки, данные международных сопоставительных исследований. 

Проведенное исследование позволило подтвердить основную гипотезу исследования о том, что возможно определить такой вариант развития системы российского образования, который, с одной стороны, обеспечивает в среднесрочной перспективе достаточно высокий уровень реализации основных направлений  этой трансформации, и, с другой, - является приемлемым по своим финансовым потребностям.

В ходе исследования получены следующие результаты:

  • Описаны направления модернизации российской системы образования на основе анализа нормативных документов, научной литературы и зарубежного опыта.
  • Охарактеризованы объем и структура финансирования системы образования из различных источников за 2000-2007 годы;
  • Разработана модель, обеспечивающая взаимосвязь вариантов развития системы образования на среднесрочную перспективу и их финансового обеспечения;
  • Проведен анализ опыта и уроков проведения реформы российского образования в конце 1990 – начале 2000-х годов. Проанализированы возможности обеспечения конкурентоспособного качества российского образования для инновационной экономики.
  • Предложена методика оценки некоторых показателей, характеризующих отдельные статьи расходов на высшее профессиональное образование (ВПО) в России. Восстановлены отсутствующие в официальной статистике данные об объемах вводимых основных фондов в натуральной форме в системе образования в целом, рассчитаны оценки удельной стоимости вводимых площадей.
  • даны оценки заработной платы, которая бы позволила руководителям привлечь в вузы молодых перспективных преподавателей, а нынешним преподавателям сфокусироваться на своей основной деятельности и отказаться от непрофильных подработок.
  • дан анализ краткосрочных прогнозов расходов федерального бюджета на образование, в частности, сопоставлены результаты финансового моделирования мер, направленных на развитие образования, с объемами запланированных бюджетных расходов на образование.
  • Описана методика проведения расчетов потребностей в бюджетном финансировании сферы образования, приведены оценки необходимого уровня бюджетных расходов на текущее финансирование системы образования, полученные на основании применения данной методики.