• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альтернативные варианты развития российского образования на среднесрочную перспективу при различном ресурсном обеспечении

2008

В последние годы государство стало выделять значительно больше средств на образование. Так, расходы федерального бюджета на образование выросли в номинальном выражении в 2000-2007 годах в 7,5 раза. Однако предпосылки наиболее эффективного использования этих средств не обеспечены.Целью работы является определение и сопоставление альтернативных (в зависимости от ресурсного обеспечения) вариантов развития российского образования на среднесрочную перспективу.

Информационной базой исследования послужили статистические данные, характеризующие состояние системы российского образования и его финансирование из бюджетных и иных источников, бюджетное законодательство, документы, определяющие направления развития российской системы образования и социально-экономического развития России, демографический прогноз,  данные мониторинга экономики образования, научная литература, экспертные оценки, данные международных сопоставительных исследований. 

Проведенное исследование позволило подтвердить основную гипотезу исследования о том, что возможно определить такой вариант развития системы российского образования, который, с одной стороны, обеспечивает в среднесрочной перспективе достаточно высокий уровень реализации основных направлений  этой трансформации, и, с другой, - является приемлемым по своим финансовым потребностям.

В ходе исследования получены следующие результаты:

  • Описаны направления модернизации российской системы образования на основе анализа нормативных документов, научной литературы и зарубежного опыта.
  • Охарактеризованы объем и структура финансирования системы образования из различных источников за 2000-2007 годы;
  • Разработана модель, обеспечивающая взаимосвязь вариантов развития системы образования на среднесрочную перспективу и их финансового обеспечения;
  • Проведен анализ опыта и уроков проведения реформы российского образования в конце 1990 – начале 2000-х годов. Проанализированы возможности обеспечения конкурентоспособного качества российского образования для инновационной экономики.
  • Предложена методика оценки некоторых показателей, характеризующих отдельные статьи расходов на высшее профессиональное образование (ВПО) в России. Восстановлены отсутствующие в официальной статистике данные об объемах вводимых основных фондов в натуральной форме в системе образования в целом, рассчитаны оценки удельной стоимости вводимых площадей.
  • даны оценки заработной платы, которая бы позволила руководителям привлечь в вузы молодых перспективных преподавателей, а нынешним преподавателям сфокусироваться на своей основной деятельности и отказаться от непрофильных подработок.
  • дан анализ краткосрочных прогнозов расходов федерального бюджета на образование, в частности, сопоставлены результаты финансового моделирования мер, направленных на развитие образования, с объемами запланированных бюджетных расходов на образование.
  • Описана методика проведения расчетов потребностей в бюджетном финансировании сферы образования, приведены оценки необходимого уровня бюджетных расходов на текущее финансирование системы образования, полученные на основании применения данной методики.