• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция и механизмы обеспечения доступности социальных услуг (сферы - образование, культура)

2008

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в России существуют группы, дискриминируемые в отношении доступности к социальным услугам. Эта дискриминация имеет как социальные, так и имущественные и территориальные измерения. В процессе развития отраслей социальной сферы и проведения политики по снижению барьеров, удается снизить дифференциацию в доступности разных социальных групп к образованию и культуре по одним направлениям, однако в отношении некоторых услуг дифференциация продолжает нарастать. Развитие информационно-коммуникационных технологий создает новый контекст для исследования доступности образования.
Цель исследования заключается в разработке концепции и механизмов обеспечения  доступности социальных услуг в сферах образования и культуры.

Фокус исследований направлен на изучение управленческих аспектов реорганизации сетей массового обслуживания для обеспечения доступности качественных социальных услуг независимо от доходов и места жительства.

В рамках исследования проверялась гипотеза о том, что устойчивость функционирования сетей зависит от параметров, определяющих социально-экономическую целесообразность оказания услуг определенным учреждением социальной сферы, таких как:

  • ценность услуги для потребителя, которая заключается в приобретаемой им выгоде;
  •  цена, которая была заплачена государством и потребителем учреждению за оказание услуги;
  • издержки потребления социальной услуги, которые возникают у потребителя как в прямом виде (оплата доступа), так и в виде потраченного на получение услуги времени;
  • издержки учреждения, затраченные на производство услуги.

Проверка гипотез о механизмах доступности социальных услуг проведена на примере Пряжинского района Республики Карелия. В рамках исследования рассчитаны интегральные оценки доступности и проведен анализ соотношения формализованной оценки доступности и экспертного анализа.

В рамках исследования были разработаны подходы к определению социальной, имущественной (по доходам), информационной и транспортной доступности услуг в сферах образования и культуры.

Отдельная задача исследования касалась анализа дифференциации социальных групп в зависимости от доступности услуг, выявления тенденций сглаживания или углубления дифференциации, анализировались последствия для дискриминируемых групп населения и были разработаны предложения  по преодолению негативных тенденций.

Новизна работы связана с построением концепции доступности, учитывающей все аспекты этой проблемы – социальные, информационные, имущественные, транспортные, расселенческие и демографические в направлении обеспечения качества услуг и эффективности управления. В рамках концепции удалось предложить институциональные изменения, сделать их управляемыми в интересах разных групп населения, открыть каналы социального лифта.

Несмотря на то, что на формирование вышеперечисленных сетей оказывают влияние социально-культурные традиции, исторические и природно-климатические особенности, институциональная структура власти и управления, пространственная организация таких сетей основана на комбинации нескольких основных моделей – ядерной, узловой, сотовой и ступенчатой. При этом между этими моделями есть существенное различие – ядерную и узловую модели можно отнести к классу дескриптивных моделей, описывающих эволюционное развитие сетей обслуживания вслед за изменениями в пространственной организации поселений и их взаимосвязей, тогда как сотовую и ступенчатую модели следует отнести к классу нормативных моделей.