• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазвитие интеллектуальных операций как основа формирования интеллектуальных способностей человека

Развитие интеллектуальных операций как основа формирования интеллектуальных способностей человека

2008

Объект исследования – интеллектуальные операции.
Цель – изучение формирования познавательных способностей человека через развитие интеллектуальных операций.

Методология исследования определялась теоретическим пониманием способностей как трехуровневого образования: способности индивида, способности субъекта деятельности и способности личности.

В данном исследовании акцент был сделан на развитии способностей субъекта деятельности. Ведущим механизмом развития способностей является развитие интеллектуальных операций.

В ходе проведенного проекта:

  • проведено исследование по развитию интеллектуальных операций у школьников;
  • изучены возможности осознанной (целенаправленной) работы с интеллектуальными операциями с учащимися различных возрастов;
  • проведен сравнительный анализ успешности формирования интеллектуальных операций на абстрактном и учебных материалах;
  • дан ответ на вопрос, кто должен заниматься обучением (развитием интеллектуальных операций): школьные психологи или учителя, работающие с классом постоянно;
  • разработаны образцы методик по развитию психических процессов восприятия и мышления, как наиболее значимых для учебной деятельности.

В результате проведенного исследования установлено, что целенаправленная работа способствует осознанию учащимися своей мыслительной деятельности и сознательному использованию интеллектуальных операций в учебной деятельности. Целенаправленное формирование интеллектуальных операций возможно уже в начальной школе (по крайне мере, с 4 класса). Основной акцент в формировании интеллектуальных операций следует сделать на учебном материале. Развитие интеллектуальных операций проходит более успешно, когда этим процессом руководят учителя на своих уроках. К педагогической деятельности по развитию интеллектуальных операций учителей следует специально готовить.

Основные положения теории проверены в экспериментальных исследованиях. Полевой этап исследования проводился на базе школы № 507 г. Москвы. В результате исследования были созданы методики развития интеллектуальных операций в сфере мышления и сфере восприятия, которые прошли первичную апробацию, а также разработаны методические рекомендации по развитию интеллектуальных операций.

См. также

Разработка теории способностей и ее приложений к учебной и профессиональной деятельности

Доработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений

Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений

Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция

Аналитическое исследование рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации

Социально-экономический и педагогический анализ неудовлетворительных результатов ЕГЭ. Анализ причин разрыва в грамотности чтения российских школьников на разных ступенях обучения

Разработка моделей финансирования и программы их внедрения для образовательных центров и социо-культурных комплексов как механизм обеспечения доступности качественного общего образования

Ключевые слова