• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Динамика качества учебных достижений в основной школе: причины и последствия

2008

Целью работы является научный анализ высоких достижений младших школьников и выявление оснований для прогноза динамики учебных результатов в основной школе, а также разработка рекомендаций для преодоления снижения качества обучения. Подобный анализ проводился впервые. До сих пор этот феномен систематически с помощью обследований качества образования не изучался.

Международные сопоставительные исследования качества образования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и PISA (Programme for International Student Assessment), проведенные в 2006 году на представительной выборке российских учащихся, показали противоречивые данные. В PIRLS-2006 российские школьники (4 класс) показали высокие (лучшие в мире) результаты по чтению.

В PISA-2006, проверяющем функциональную грамотность 15-летних учащихся, – результаты оказались существенно ниже среднего показателя по странам ОЭСР и по чтению, и по математике, и по естествознанию (37-40 место среди 57 стран-участников). Зафиксировано отсутствие поступательного развития школьников между началом обучения и окончанием основной школы. Существенно, что данные PISA являются устойчивыми и выявляют тенденцию нарастания отставания России от большинства стран-участников с 2003 по 2006 гг. по показателям развития функциональной грамотности учащихся основной школы. В то же время, качество обучения в начальной школе за этот период значительно выросло, что позволило России подняться с 12-го места в рейтинге среди стран-участников PIRLS в 2001 году на 1 место в 2006 году.

В рамках данного проекта изучаются причины такого различия в результатах, а также проблемы, требующие внимание политиков и профессионального сообщества, главная из которых – возникновение группы образовательных учреждений с очень низким уровнем грамотности чтения учащихся.

Целью работы является научный анализ высоких достижений младших школьников и выявление оснований для прогноза динамики учебных результатов в основной школе, а также разработка рекомендаций для преодоления снижения качества обучения.

Подобный анализ проводился впервые. До сих пор этот феномен систематически с помощью обследований качества образования не изучался. Проведено обследование в школах России, включающее:

  •  выборочное анкетирование завучей и учителей начальных классов, школьников, участвующих в PIRLS-2006, их родителей;
  • стандартизованное наблюдение на уроках чтения и русского языка в классах, включающее анализ деятельности учителя и оценку его преподавательских умений с использованием распространённых за рубежом профессиональных стандартов (стандартов педагогического мастерства), а также определение стратегии формирования читательских умений;
  •  интервью с учителями и администраторами школ;
  • тестирование в 6-х классах с использованием открытых тестов PIRLS и экспериментальных задач, используемых в российских исследованиях грамотности чтения (как пропедевтика PISA).

2. Вторичный анализ данных международных исследований с учетом социально-экономического положения учащихся и школ и с учетом разных типов организации школ, программ и методов обучения.

3. Анализ учебно-методических комплексов (УМК) для начальной школы с точки зрения формирования в них читательских умений, проверяемых в PIRLS.

4. Анализ особенностей выполнения российскими школьниками заданий из теста PIRLS.

База для исследования:

  • база данных по исследованию PIRLS-2006, содержащая данные опроса учителей, администраторов школ, учащихся, родителей, сопровождающее исследование PIRLS в 2006 году (источник – сайт TIMSS @ PIRLS International Study Center);
  •  отчет о результатах России в PIRLS-2006, подготовленный Центром оценки качества образования РАО;
  •  отчеты о PIRLS-2001 и PIRLS-2006 других стран;
  •  результаты международных и российских исследований качества образования, опубликованные в официальных источниках;
  •  образовательные программы дошкольных образовательных учреждений;
  • образовательные стандарты, образовательные программы и учебно-методические комплекты, применяемые в  начальной и основной школе, в том числе программы и стандарты  стран,  показавших  высокие результаты в международных исследованиях;
  • данные экспертных и социологических опросов участников образовательного процесса.

В ходе исследования разработаны новые подходы к оценке качества преподавания с точки зрения возможностей формирования читательских умений, проверяемых в PIRLS, новый инструментарий для экспертизы различных аспектов образовательной практики, а главное, новый подход к оценке результатов учащихся в международных сопоставительных исследованиях, связывающий их с преподавательскими умениями и стратегиями работы учителей. Это позволяет по-новому увидеть задачу профессионального педагогического образования, определить требования к его результатам.

При проведении анализа результатов PIRLS-2006 частично затронуты вопросы пропедевтики PISA. Важность проведения сопоставительного анализа успешности школьников в решении задач PIRLS и PISA отмечается в международных публикациях. Но до сих пор в России таких специальных исследований не проводилось.

Проведенный регрессионный анализ показал, что преимущественный вклад в достижения четвероклассников в PIRLS вносят характеристики семьи, а не школы и класса. Из семейных характеристик имеют значение прежде всего образовательные ресурсы, доступные ребенку дома, и активность родителей в отношении детского чтения. При этом некоторые «домашние» факторы, на первый взгляд относящиеся к группе образовательных ресурсов, показывают негативную связь с достижениями ребенка: например, использование школьником домашнего Интернета или информационное чтение (чтение журналов, газет, буклетов и т.п.). Слишком низкая значимость школьных или учительских характеристик может быть объяснена несколькими причинами, в том числе несоответствием вопросов анкеты, разработанной в PIRLS-2006, специфике российской школы.

Содержательные результаты исследования представлены в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других», М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. Полный текст книги на русском языке опубликован на портале ГУ-ВШЭ.  

 

См. также

Организация школ и интеграция учащихся: проблемы социальной дифференциации и этнической сегрегации в школах РФ

Социально-экономический и педагогический анализ неудовлетворительных результатов ЕГЭ. Анализ причин разрыва в грамотности чтения российских школьников на разных ступенях обучения

Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция

Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности

Аналитическое исследование рисков и потенциальных возможностей российского образования в условиях присоединения к Всемирной торговой организации

Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений

Доработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений

Ключевые слова