• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективные государственные закупки: стимулы и барьеры

Приоритетные направления развития: экономика, государственное и муниципальное управление
2016

Цель работы: изучение факторов, определяющих стимулы для эффективного осуществления гос. закупок и определение барьеров, мешающих повышению эффективности госзакупок.

Используемые методы: в части классификации рассматриваемых закупаемых товаров, работ и услуг, анализа общих тенденций развития системы государственных закупок в России и поведения участников госзакупочной деятельности исследование опирается на методологию институциональной экономической теории, а также концепциях, сформулированных в рамках теории контрактов. Анализ собранных эмпирических данных проводится с использованием стандартных эконометрических методов. Сбор и анализ данных по закупкам стандартных однородных товаров: йод и вата, сахар, бензин АИ-92 производился с использованием методик, разработанных и апробированных в предшествующих исследованиях ИАПР в рамках проекта.

Эмпирическая база исследования: В рамках исследования эффективности закупок бюджетных организаций в 2016 году были собраны и проанализированы данные из доступных источников (сайт zakupki.gov.ru) о размещении заказов и заключенных контрактах за 2011-2013 годы по простым однородным медицинским товарам  - йод, вата. Была сформирована базы данных в формате приемлемом для эконометрического анализа. Также проводился сбор помесячных региональных данных о ценах с сайта Росстата gks.ru. по этим товарам. К этим простым медицинским товарам также были добавлены данные о других простых товарах – сахар-песок, мука, бензин АИ92, собранные на предыдущих этапах проекта. На основе собранных данных исследована эффективность контрактов в разрезе типов подчинения заказчиков, их экономической деятельности, а также исследована централизация закупок посредством уполномоченных органов. Для товаров сахар-песок и бензин АИ-92 также изучено влияние структуры собственности поставщика на конечную цену поставляемого продукта.

В рамках направления исследования по построению индекса коррупции в регионах и его связи с типом процедуры закупок,  были собраны данные опросов Георетинг 2008, 2011 и BEEPS 2012 и на их основе построены региональные индексы коррупции. Также собраны данные о заключенных контрактах региональных и муниципальных заказчиков и проанализирована взаимосвязь между типом процедур и индексом коррупции в регионах.

По направлению исследования стимулов и барьеров госзаказчиков и их издержек собраны контактные данные всех госзаказчиков и поставщиков для проведения масштабного электронного опроса.

Результаты работы:

В результате проведения исследования «Эффективные государственные закупки: стимулы и барьеры» были получены следующие результаты:

По направлению анализа цен простых однородных товаров в зависимости от типа поставщиков:  для закупок сахара при непрозрачных процедурах наблюдалось значительное завышение цен при поставке гос. поставщиками, по сравнения с ценами поставки частных поставщиков. Этот эффект еще более усиливается при  повторяющихся контрактах. При этом, наблюдалось лишь незначительное отличие цен между гос. поставщиками и частными при заключении контракта через состоявшиеся электронные аукционы. Но при несостоявшихся аукционах цены повторяющихся контрактов у гос. поставщиков вновь завышены.

По направлению анализа цен простых товаров в зависимости от типа заказчика получены следующие результаты:

  • эффективность закупок муки, сахара и бензина АИ92  в периоде 2011-2013 гг. зависела от уровня экономической свободы заказчика и возможности его распоряжаться экономией бюджетных средств. Наиболее эффективными были унитарные предприятия, наиболее неэффективными - закупки казенных учреждений и федеральных органов государственной власти. Также закупки автономных учреждений оказались эффективнее закупок бюджетных учреждений. Организация закупок посредством уполномоченных органов оказалась эффективным инструментом снижения средней цены закупки на конкурентных рынка типа мука и сахар. На рынке бензина АИ92 эффективность закупок достигалась за счет объединения заказчиков для проведения совместных торгов.
  • при закупке простых медицинских товаров йод и вата, цены государственных закупок были ниже розничных региональных цен в среднем на 7%-14%. Для этих товаров федеральные заказчики имели наибольшее снижение цены от розничной региональной цены и эта величина составляла порядка 12-22%. Региональные и муниципальные заказчики закупали также ниже розничной цены на 8-15%%. Централизация закупок посредством объединения заказчиков приводила к более эффективному расходованию бюджета.

По направлению построения регионального индекса коррупции и его корреляции с типом процедуры закупок получены следующие результаты:

  • Индекс коррупции в регионах неоднороден по секторам экономической деятельности государственных органов и по типу населенного пункта респондентов.
  • Наблюдалась положительная корреляция между вероятностью аукциона  быть несостоявшимся и индексом коррупции в регионе. Также повышение индекса коррупции приводит к повышению выбора запроса котировок по сравнению с аукционом.
  • Индекс коррупции положительно связан с нормированной ценой сахара-песка при конкурентных процедурах и отрицательно, при закупках через единственного поставщика.

По направлению проведения электронного опроса заказчиков и поставщиков:

  • выработана и апробирована анкета опроса заказчиков и поставщиков для оценки стимулов и барьеров эффективного осуществления госзакупок в рамках 44ФЗ;
  • на пробной выборке показано, что оценка издержек, полученная при электронном анкетированном опросе с более простыми вопросами, дает сопоставимые оценки издержек по сравнению с полученными ранее углубленными интервью на предыдущих этапах проекта.

Рекомендации по применению результатов НИР

Полученные в ходе работы над проектом результаты могут быть применены в следующих областях:

  • Для выявления типологии коррупционных практик при закупках простых однородных товаров. С учетом проведенного анализа можно снизить издержки на мониторинг и контроль закупок с помощью выявления типов взаимодействия заказчиков и поставщиков, при которых коррупционное поведение более вероятно.
  • При реформировании системы управления и повышении эффективности деятельности бюджетных организаций в части централизации закупок посредством уполномоченных органов и совместных закупок.
  • При выработке рекомендаций по изменению регулирования закупочной деятельности в разрезе издержек закупок.