• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Business climate in Russia and opportunities for economic growth: comparative regional level analysis

Priority areas of development: economics
2016
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: to investigate factors that characterize business environment in Russia on regional level and contribute to the emergence and development of high-growth firms (HGF) in Russian regions. The research project includes two main directions characterizing business environment in Russia. The first one analyzes the influence of such factors as business climate differences, the quality of institutions in Russian regions, governmental support of innovations and research activities and support through public procurement on the emergence and development of HGFs (“gazelles”). The second direction investigates the mechanisms for collective interest promotion of foreign companies through different channels of interaction with the government, including business associations, in developing countries such as Russia and China.

Methodology: combines qualitative and quantitative methods. With regard to the investigation of the HGF’s emergence and development factors in the regions of Russia we have implemented inter-regional comparative analysis and standard statistical and econometric methods. Qualitative analysis is based on the series of in-depth interviews with HGF’s leaders as well as on the analysis of open-access information about HGF’s activities. Referring to the second research direction – analysis of the role of business associations in the organization of interaction with the government and the collective promotion of their interests in Russia and China – based on the analysis of a series of in-depth interviews with the representatives of firms, business associations and expert organizations we have implemented methods of qualitative and comparative analysis that were designed and applied in the preceding project of 2015.

Empirical base of research: includes several data sources. The analysis of HGFs emergence and development in Russian regions is based on two empirical data sources: the first one is a sampling of HGFs, created on the basis of Ruslana database (Bureau van Dijk) according to the “soft” selection criteria (OECD- Eurostat methodology) that allows a broader interpretation of the “high growth” concept. The “soft” criteria is based on the requirement of three years of firm’s revenue growth at the level of 20 (30)%. This approach solves the fundamental problem of ignoring a significant number of successful companies due to restrictions of the "hard" selection criteria approach (4 years of revenue growth of 30% and more for each year). The second source is information on the activities of HGFs in Russian regions form open-sources and the materials of qualitative interviews with the leaders of HGFs focused on the identification of the most significant regional factors stimulating or constraining the activity of HGFs in the Russian regions.

The analysis of foreign business-government interaction mechanisms and collective interest promotion in Russia and China is based on the materials of the interviews with the representatives of foreign firms, business associations, expert organizations and governmental institutions.

Results of research: we identify the estimated effect on the emergence and growth of HGFs in Russian regions of such factors as business climate characteristics; quality of regional institutions; measures of innovation activities and research institutions support; support through public procurement; and such non-market factors as affiliation and the availability of administrative resources. In addition, we carry out a comparative analysis of the effectiveness of the main channels and mechanisms for dialogue between foreign business in Russia and Russian government in the framework of evolution of these mechanisms. We also define the role of foreign business associations in the organization of interaction with the government and the collective interest promotion by foreign firms in China.

The analysis of the factors of HGFs emergence and development in Russian regions showed that:

  • there is high concentration of HGFs in three regions: Moscow, Saint Petersburg and Moscow region with a predominance of firms in knowledge-intensive industries, manufacturing industries, the service sector, financial sector, trade, construction and transportation. In other regions HGFs are concentrated in most developed industries. Correlation of the number of HGFs with the development level of industries that they represent may be the indicators of cluster effects.
  • there is a positive correlation between indicators of a favorable business climate in the region and the number of HGFs, however, governmental measures of support of innovation and research teams do not have a statistically significant effect on the percentage of HGF. This may indicate a low effectiveness of the governmental innovation policy as well as a development of HGFs in Russia due to the proximity to the production-possibility frontier on the basis of borrowed technologies.
  • the participation of firms in public procurement in general reduces the long-term investment activity of companies, but not the overall investment activity. Unlike state-owned firms, private firms, especially HGFs and foreign firms, do not replace investment activity with the participation in public procurement, they follow their investment strategy regardless of the volume of public procurement contracts.
  • It is common for HGFs to seek rents based on administrative resources, but it is not determinative for their competitive advantages and for retaining their market positions.

The analysis of collective action of foreign firms in Russia and China showed that:

  • political factors (rather than general economic or institutional factors) play a key role in the explanation of the changing effectiveness of the collective action of foreign firms in Russia. Current political restrictions significantly reduce the effect of the existing instruments of collective action of foreign firms.
  • decreasing demand of top political level for new initiatives from foreign business leads to a strengthening trend of foreign firms to cooperate with the Russian business community in order to jointly promote a pragmatic agenda of economic policy. Foreign business associations (FBA) open to the membership of local companies were the most successful in this process.
  • in a crisis situation FBAs represent a more stable and therefore more effective mechanism of the dialogue between foreign business and government than other forms of collective interest promotion, because they are less dependent on global political constraints and to a large extent integrated in the local social and economic context. The degree of flexibility of FBAs largely depends on the relationships of FBAs with their home government and their ability to maintain a constructive dialogue with it.
  • the dialogue between FBAs and the Chinese authorities and ministries has become more constructive and organized in recent years. The activities of FBAs are very important for foreign investors in China. The largest FBAs in China focus on the economic policy issues, contributing to the improvement of business conditions not only for foreign but also for Chinese companies.
  • there are examples of interaction between FBAs in China, at the same time the opportunities for cooperation between foreign and Chinese business associations in recent years has become very limited in recent years.

Publications:


Rochlitz M., Kazun A., Yakovlev A. A. Unter Räubern - Russland: Investitionsrisiko Unternehmensplünderungen // Osteuropa. 2016. Vol. 66. No. 5. P. 95-110.
Dolgopyatova T. G., Libman A., Yakovlev A. A. Unintended Benefits of Empowering Boards in Conglomerates: The Case Study of AFK Sistema // Journal for East European Management Studies. 2018. No. 3

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Условия ведения бизнеса в России и возможности для экономического роста: сравнительный анализа на уровне регионов

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Цель работы: исследование факторов, характеризующих условия ведения бизнеса в России на региональном уровне и способствующих формированию в регионах быстрорастущих компаний. Научно-исследовательский проект включает в себя два направления исследований, характеризующих условия ведения бизнеса в России на уровне регионов. Первым направлением является анализ формирования в России быстрорастущих компаний («газелей») и изучение различий делового климата, качества институтов в регионах РФ, государственной поддержки инновационной и научно-исследовательской деятельности, а также поддержки посредством государственных закупок как факторов, влияющих на интенсивность формирования и развития таких компаний. Второе направление заключается в изучении механизмов коллективного продвижения интересов иностранных компаний с использованием различных каналов взаимодействия с государством, в том числе, через деловые объединения, в развивающихся странах на примере России и Китая.

Используемые методы: Методология исследования сочетает качественные и количественные методы. В рамках исследований факторов формирования и развития быстрорастущих фирм в регионах России применяются межрегиональный сравнительный анализ и стандартные статистические и эконометрические методы. Качественный анализ опирается на материалы серии углубленных интервью с руководителями быстрорастущих компаний, а также на анализе информации о деятельности быстрорастущих фирм. В части реализации второго направления исследований – анализа роли бизнес-объединений в организации взаимодействия с государством и коллективном продвижении их интересов в России и Китае – на основе серии углубленных качественных интервью с представителями компаний, деловых ассоциаций и экспертных организаций применяются уже апробированные в рамках проекта в 2015 году методы качественного и сравнительного анализа.

Эмпирическая база исследования: анализ факторов, влияющих на формирование и развитие быстрорастущих компаний в регионах России, основан на двух основных источниках эмпирических данных: первый представляет собой выборку быстрорастущих компаний (БРК), сформированную на основе базы данных Руслана (Bureau van Dijk) в соответствии с «мягким» критерием выделения БРК (методика ОЭСР-Евростата), соответствующим широкой трактовке понятия «быстрого роста». «Мягкий» подход основывается на требовании трех лет приростов выручки фирмы по 20 (30)% в год среднегеометрически. Этот подход решает фундаментальную проблему игнорирования значительного количества успешных компаний из-за ограничений «жёсткого» подхода (заключающийся в требовании четырех лет прироста выручки не менее 30% в каждый год периода). Второй источник представляет собой информацию о деятельности быстрорастущих компаний в регионах России, полученную из открытых источников, а также материалы углубленных качественных интервью с руководителями быстрорастущих компаний нацеленные на выявление наиболее значимых региональных факторов, стимулирующих или сдерживающих активность быстрорастущих фирм в регионах России.

Анализ механизмов взаимодействия с государством и коллективного продвижения интересов иностранного бизнеса в России и Китае основан на материалах серии интервью, проведенных с представителями иностранных компаний, деловых ассоциаций, экспертных организаций и государственных структур.

Результаты работы: получена оценка влияния на формирование и рост «газелей» в различных регионах России характеристик делового климата, качества региональных институтов, мер поддержки инновационной активности и научных институтов, государственной поддержки посредством госзакупок, а также таких нерыночных факторов, как аффилированность и наличие административного ресурса. Кроме того, проведен сравнительный анализ эффективности основных каналов и механизмов диалога иностранного бизнеса с государством в России в его эволюции, а также определена роль национальных бизнес-объединений в организации взаимодействия с государством и коллективном продвижении интересов в Китае.

В рамках направления исследования быстрорастущих фирм:

  • Выявлена существенная концентрация быстрорастущих фирм в трех «столичных» регионах: Москве, Санкт-Петербурге и Московской области с преобладанием таких фирм в наукоемких отраслях, отраслях обрабатывающей промышленности, сфере услуг, финансовом секторе, торговле, строительстве и транспорте. Для остальных регионов наблюдается характерная «специализация» быстрорастущих компаний в наиболее развитых отраслях. Элементы корреляции численности газелей со степенью развития отрасли в регионе могут указывать на значимость кластерных эффектов.

  • Показана положительная взаимосвязь между показателями благоприятного делового климата в регионе и численностью быстрорастущих компаний, однако, меры государственной поддержки инноваций и научных коллективов не оказывают статистически значимого влияния на процент компаний-«газелей». Это может быть объяснено как недостаточной эффективностью мер государственной инновационной политики, так и тем, что компании-«газели» в российской экономике могут развиваться за счёт приближения к границе производственных возможностей на основе заимствованных технологий.

  • Обнаружено, что участие фирм в госзакупках в целом снижает долгосрочную инвестиционную активность фирм, но не общую инвестиционную активность. В отличие от государственных фирм частные фирмы, в особенности газели и иностранные фирмы, не заменяют инвестиционную активность участием в государственных закупках, но сохраняют свою инвестиционную стратегию независимо от объема госконтрактов.

  • Выявлено, что получение быстрорастущими компаниями ренты за счет административного ресурса - достаточно распространенное явление, однако, оно не является определяющим для реализации конкурентных преимуществ и удержании рыночных позиций фирмами-«газелями».

В рамках направления исследования коллективных действий иностранных фирм в развивающихся странах на примере России и Китая:

  • Выявлено, что политические факторы (а не общеэкономические или институциональные) играют ключевую роль в объяснении меняющейся во времени эффективности коллективных усилий иностранных фирм. Текущие политические ограничения значительно снижают эффект от существующих инструментов коллективных действий иностранных фирм в России.

  • Показано, что в результате ограничения спроса на новые инициативы иностранного бизнеса со стороны верхнего политического уровня усилилась тенденция иностранного делового сообщества к кооперации с российским бизнесом в целях совместного продвижения прагматической повестки в экономической политике. В этом процессе наиболее успешными оказались ассоциации иностранного бизнеса, которые открыты к членству местных компаний.

  • Обнаружено, что в кризисных условиях ассоциации иностранного бизнеса (АИБ) оказываются более устойчивыми и, соответственно, более эффективными, поскольку они менее зависят от глобальных политических ограничений и в больше мере интегрированы в местный социально-экономический контекст. При этом степень гибкости АИБ во многом зависит от того, насколько ассоциация связана с правительственными структурами своей страны и насколько она способна при этом сохранять конструктивный диалог с ними.

  • Выявлено, что в последние годы диалог между крупнейшими иностранными ассоциациями и китайскими властями и министерствами становится все более и более конструктивным и организованным. Работа иностранных деловых ассоциаций по-прежнему имеет большое значение для иностранных инвесторов в Китае, при этом крупные АИБ в Китае сосредотачивают свои усилия на решении политических вопросов, способствуя улучшению деловых условий не только для иностранных, но и для китайских фирм.

  • Отмечены примеры взаимодействия между иностранными деловыми ассоциациями в Китае, в то же время возможности сотрудничества между иностранными и китайскими деловыми ассоциациями в последнее время становятся все более ограниченными.

Публикации по проекту:


Rochlitz M., Kazun A., Yakovlev A. A. Unter Räubern - Russland: Investitionsrisiko Unternehmensplünderungen // Osteuropa. 2016. Vol. 66. No. 5. P. 95-110.
Dolgopyatova T. G., Libman A., Yakovlev A. A. Unintended Benefits of Empowering Boards in Conglomerates: The Case Study of AFK Sistema // Journal for East European Management Studies. 2018. No. 3