• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Macroeconomic risks for Russia in the midterm and possibilities of the return to the growth path

Priority areas of development: economics
2016
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: the goal of the research is the investigation of the macroeconomic risks for Russia in the midterm and possibilities for the Russian economy to return to the growth path. Following tasks to accomplish are implied by the goal:

  • The investigation of the current macroeconomic processes in the Russian economy and its main sectors (real sector, banking, financial and budget sector, households sector), in the external trade sphere, and financial and capital flows with the global markets;
  • Regular monitoring monetary and fiscal policy and other directions of economic policy conducted by the Government, including policy aimed to the structural changes in the economy; estimation macroeconomic consequences of the decisions;
  • Studying global processes concerned with applying and cancellation of economic sanctions and counter-sanctions, estimation of sanctions effects on the current dynamics and prospects of Russian economic development;  
  • Analyzing macroeconomic risks related to the destruction of the external economic links, slowdown in the  investment activity and the living standards of people, budget problem intensification;
  • Estimating short-term prospects of the Russian economy based on regular surveys of macroeconomic forecasting specialists’ opinions and using the cyclical indicators;
  • Developing the scenarios of the Russian economy development for short-term and mid-term based on macroeconomic modelling;
  • Preparating expert conclusions on official Forecasts of social and economic development of Russia, projections of Laws on the federal budgets of Russian Federation, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia;
  • Improvement of modelling and econometric set of instruments used for accomplishment of the tasks above-listed.

Object of research: the object of the research is the most important macroeconomic, structural and institutional parameters of the Russian economy and its main sectors (real sector, banking, financial and budget sector, households sector), monetary sphere, the external trade sphere, and financial and capital flows with the global markets;

Novelty of research: the novelty of the research is the estimation of the risks of negative or near-zero rates of economic growth in the mid-term period, estimation of the budget system status under those conditions, risks of the real reduction of the budget expenditures, risks of the further reduction of the real households earnings. Scenarios of the mid-term macroeconomic forecast for the Russian economy under different oil prices levels were developed.

Methodology: statistic and econometric instruments of data analysis; surveys of macroeconomic forecasting specialists opinions; analysis based on the composite indices system outstripping the general economic dynamics by 1-2 quarters. For mid-term and long-term forecasting the multidimensional macroeconomic model was implemented, which allows to run imitation modelling of various scenarios of Russian economy development, to reveal bottlenecks and to estimate potential effectiveness of measures of government regulation.

Empirical base of research: the research includes the statistical, graphical and econometric analysis based on the open data sources provided by Federal State Statistics Service of Russia, Bank of Russia, Ministry of Finance of Russian Federation, Russian Federal Treasury, Federal Tax Service of Russia, Federal Customs Service, and another international and national sources. For the purposes of the research also were used official Forecasts of social and economic development of Russia, Federal budget law project, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia, strategic planning system documents.

Results of research: As a result, key risks for the economic development in Russia in the mid-term were revealed. Uncertainty and the absence of the consent agenda on the future development along with the negative external conditions (low oil and gas prices) remain the key factors limiting the economic activity. The adaptation process of the economy to the reduced volume of the currency sources (export revenues volume in 2015 had reduced by 158 bln dollars, and the total external debt after mid-year of 2014 year to the beginning of 2016 year reduced by 217.5 bln dollars) remains the main tendency, and the main channels of the adaptation are real budget expenditures reduction and consumption of the households.

At the same time due to the constraining monetary and budget policy, inflation effects of the exchange rates fluctuations and theirs influence on the real economic indicators are fading out.

Within the research two scenarios were under regard. The first one undermines Ural oil prices to keep at the level 35 dollars per barrel up to 2020 year. The second one undermines the oil price growth to 45 dollars per barrel in 2016 and the price stabilization at the level 50 dollars per barrel in 2017-2020 years. Both of the scenarios based on the presumption about the keeping sanctions regime and current domestic economic policy tendencies. Also risks of the possible changes in the monetary and budgetary policy aimed to stimulating economic growth were regarded.

Under Urals oil prices 35 dollars per barrel the GDP dynamics remains negative. Budget expenditure reduction in real terms can lower budget deficit from more than 4% GDP in 2016 to 1% GDP in 2019-2020 years, but at the expense of suppression of the domestic demand. The total GDP reduction in 2015-2019 years can reach 8.1%. Higher oil prices level cannot solve problems of the economy. The oil price growth to 50 dollars per barrel results into stagnation of the economy. Budget consolidation is more smooth than under the 1st scenario, but anyway it impedes the economic growth. Budget expenditures reduction due to some institutional limitations (protected expenditures and strong defense and commodity lobbying) will worsen social sphere status. State employees’ wages and salaries in 2015-2020 years will reduce by 22-30% (dependently on the scenario) in real terms. Along with that, volumes and quality of the public services will be reduced as well. Tax burden growth could help keeping the expenditures at the current level but trouble recovery and strengthen the structural crisis. Monetary financing of the federal budget deficit can spur economy in the short-term at the expense of spur increase of the macroeconomic destabilization risk and will result in 1-1.5 years into significant inflation growth, capital outflow growth, ruble devaluation and recession resumption. “Stolypin club” propositions, when it comes to increasing money supply in the economy, will result into the same consequences but in far more acute form. Current tendencies and political limitations imped economic recovery, but the source of people loyalty to the living standards deterioration is not unlimited and it can be exhausted in the foreseeable future. Linked with the growing discontent of the non-oligarchial business it can build a pressure in favour of changes in external and domestic policy. Scenarios of that kind are difficult to estimate quantitatively, so they are beyond the scope of the research.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: practical importance of the research includes the possibility to use the research findings in preparing regular informational and analytical reports, addressed to interested organizations Commentaries on forecasting social and economic development of Russia, Federal budget Law project, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia, and recommendations addressed to President, the Government and the Bank of Russia. The results can be implemented for informational, expert and analytical support of Government and Bank of Russia on economics and economic policy questions.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Макроэкономические риски для России в среднесрочном периоде и перспективы возврата экономики на траекторию роста

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Цель работы: Целью научного исследования является макроэкономических рисков для России в среднесрочном периоде, а также перспектив возврата экономики на траекторию роста. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

  1. изучение текущих макроэкономических процессов, происходящих в российской экономике и ее основных секторах (в реальном, банковском, финансовом и бюджетном секторах, в секторе домохозяйств), во внешней торговле, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром;

  2. осуществление регулярного мониторинга денежной, валютной и бюджетной политики и других направлений экономической политики российских властей, в том числе направленной на изменение структуры экономики, оценка макроэкономических последствий принимаемых решений;

  3. изучение международных процессов, связанных с введением и отменой экономических санкций и контр санкций, оценка их влияния на текущую динамику и перспективы развития российской экономики;

  4. анализ макроэкономических рисков, связанных с нарушением внешнеэкономических связей, снижением инвестиционной активности и уровня жизни населения, нарастанием бюджетных проблем;

  5. оценка краткосрочных перспектив российской экономики на основе регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также с использованием системы циклических индикаторов;

  6. разработка сценариев развития российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе на основе макроэкономического моделирования;

  7. подготовка экспертных заключений на официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России;

  8. совершенствование модельного и эконометрического инструментария, необходимого для решения вышеперечисленных задач.

Объект работы: Объектом исследования являются важнейшие макроэкономические, структурные и институциональные параметры российской экономики и ее основных секторов (реального, банковского, финансового, бюджетного сектора и сектора домохозяйств), денежной сферы, внешней торговли, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром.

Новизна работы: Новизна работы заключается в оценке рисков сохранения в России в среднесрочной перспективе отрицательных или околонулевых темпов экономического роста, в оценке состояния бюджетной системы в этих условиях и рисков реального сокращения бюджетных расходов, оценке рисков дальнейшего сокращения реальных доходов населения. Были разработаны сценарии среднесрочного макроэкономического прогноза для российской экономики при различных ценах на нефть.

Используемые методы: При анализе текущей ситуации и краткосрочных перспектив российской экономики использовались статистические и эконометрические методы анализа фактических данных, опросы профессиональных макропрогнозистов, а также анализ на основе специально разработанной системы сводных индексов, опережающих общеэкономическую динамику на 1–2 квартала. При прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу использовалась многоразмерная макроэкономическая модель, позволяющая проводить имитационное моделирование различных сценариев развития российской экономики, выявлять ее «узкие места» и оценивать потенциальную эффективность различных мер государственного регулирования.

Эмпирическая база исследования: В процессе работы проводился статистический, графический и эконометрический анализ детализированной информации, содержащейся в базах данных Росстата, Банка России, Минфина, Федеральной таможенной службы (ФТС) и в других международных и национальных источниках. Также для выполнения исследований по теме использовались официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, документы системы стратегического планирования РФ.

Результаты работы: В результате проведенного исследования были выявлены основные риски для экономического развития России в среднесрочном периоде. Неопределенность и отсутствие согласованной повестки будущего развития наряду с сохранением в целом негативной внешней конъюнктуры (низких цен на нефть и санкций), остаются важнейшими факторами, сдерживающими экономическую активность. Процесс «подстройки» экономики к сократившемуся объему валютных ресурсов (объем экспортных доходов за 2015 год снизился на 158 млрд долл., а суммарный объем внешнего долга с середины 2014 года по начало 2016 года сократился на 217,5 млрд долл.) остается доминирующей тенденцией, а основными каналами такой подстройки – сокращение в реальном выражении государственных расходов и потребления населения.

В то же время благодаря сдержанной денежно-кредитной и бюджетной политике инфляционные эффекты от курсовых колебаний и их влияние на реальные показатели экономической динамики постепенно ослабевают.

В рамках данной работы мы рассмотрели два сценария. Первый предусматривает сохранение цен на нефть Urals на уровне 35 долл./барр. до 2020 г. Второй исходит из роста нефтяных цен до 45 долл./барр. в 2016 г. и их стабилизации на уровне 50 долл./барр. в 2017-2020 гг. Оба сценария предполагают сохранение действующего санкционного режима, а также сложившихся тенденций во внутренней экономической политике. Также мы рассмотрели риски возможного изменения в сложившейся ситуации денежно-кредитной и бюджетной политики с целью стимулирования экономического роста.

При ценах на нефть Urals 35 долл./барр. динамика ВВП останется в отрицательной области. Сокращение расходов в реальном выражении позволит снизить бюджетный дефицит с более чем 4% ВВП в 2016 году до 1% ВВП в 2019-2020 гг., но лишь ценой подавления внутреннего спроса. Суммарное падение ВВП за 2015-2019 гг. может составить 8,1%. Более высокий уровень цен на нефть не избавляет экономику от проблем. Рост цен на нефть до 50 долл./барр. в 2017-2019 гг. выводит экономику на траекторию стагнации. Бюджетная консолидация, хотя и более плавная, чем в первом сценарии будет препятствовать росту экономики. Снижение бюджетных расходов, ввиду институциональных ограничений (в том числе, наличия «защищённых» статей и сильных позиций оборонно-сырьевого лобби), будет, прежде всего, ухудшать положение дел в социальной сфере. Зарплаты бюджетников за 2015-2020 гг. сократятся (в зависимости от сценария) на 22-30%  в реальном выражении. При этом будут снижаться объемы и качество бесплатно предоставляемых бюджетных услуг. Возможное наращивание налоговой нагрузки позволило бы сохранить расходы, однако это затруднит выход из рецессии и усилит структурный кризис. Эмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, если и приведёт к некоторому оживлению экономики в краткосрочной перспективе, то ценой резкого возрастания риска макроэкономической дестабилизации, и через 1-1,5 года выльется в существенное повышение инфляции, рост оттока капитала, ослабление рубля и возобновление рецессии. Эти же негативные процессы, только в гораздо более острой форме, будут происходить и в случае реализации предложений «Столыпинского клуба» в части наращивания предложения денег в экономике. Сложившиеся тенденции и политические ограничения препятствуют отходу экономики со сложившейся депрессивной траектории, однако запас лояльности населения к ухудшению уровня жизни не безграничен и может быть исчерпан в рассматриваемой перспективе. В совокупности с растущим недовольством неолигархического бизнеса это создаст давление в пользу изменения внутренней и внешней политики. Поскольку подобные сценарии плохо поддаются количественной оценке, мы пока вынесли их за рамки рассмотрения.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке для распространения и публикации регулярных информационно-аналитических бюллетеней, направленных в адрес заинтересованных организаций Комментариев о прогнозе социально-экономического развития России, проекте Закона о федеральном бюджете РФ, проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, а также разработанных рекомендаций в адрес Президента, Правительства и Банка России.

Область применения результатов – информационная и экспертно-аналитическая поддержка Правительства и Банка России по вопросам экономики и экономической политики.

См. также

Среднесрочные перспективы развития российской экономики в условиях действия санкций

Разработка сценариев развития российской экономики на перспективу до 2034 года: факторы роста и структурные изменения

Экспертная поддержка разработки государственной политики в сфере экономики и финансов

Проблемы и перспективы перехода российской экономики к новой модели экономического роста

Среднесрочные перспективы развития российской экономики и эффекты структурных реформ в условиях жестких бюджетных ограничений

Комплексный анализ и прогнозирование развития российской экономики на этапе перехода от экономического кризиса к посткризисному росту. Стратегический анализ проблем долгосрочного развития российской экономики, её важнейших отраслей и секторов

Новые подходы к обеспечению макроэкономической стабильности

Ключевые слова