• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Макроэкономические риски для России в среднесрочном периоде и перспективы возврата экономики на траекторию роста

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Цель работы: Целью научного исследования является макроэкономических рисков для России в среднесрочном периоде, а также перспектив возврата экономики на траекторию роста. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

  1. изучение текущих макроэкономических процессов, происходящих в российской экономике и ее основных секторах (в реальном, банковском, финансовом и бюджетном секторах, в секторе домохозяйств), во внешней торговле, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром;

  2. осуществление регулярного мониторинга денежной, валютной и бюджетной политики и других направлений экономической политики российских властей, в том числе направленной на изменение структуры экономики, оценка макроэкономических последствий принимаемых решений;

  3. изучение международных процессов, связанных с введением и отменой экономических санкций и контр санкций, оценка их влияния на текущую динамику и перспективы развития российской экономики;

  4. анализ макроэкономических рисков, связанных с нарушением внешнеэкономических связей, снижением инвестиционной активности и уровня жизни населения, нарастанием бюджетных проблем;

  5. оценка краткосрочных перспектив российской экономики на основе регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также с использованием системы циклических индикаторов;

  6. разработка сценариев развития российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе на основе макроэкономического моделирования;

  7. подготовка экспертных заключений на официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России;

  8. совершенствование модельного и эконометрического инструментария, необходимого для решения вышеперечисленных задач.

Объект работы: Объектом исследования являются важнейшие макроэкономические, структурные и институциональные параметры российской экономики и ее основных секторов (реального, банковского, финансового, бюджетного сектора и сектора домохозяйств), денежной сферы, внешней торговли, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром.

Новизна работы: Новизна работы заключается в оценке рисков сохранения в России в среднесрочной перспективе отрицательных или околонулевых темпов экономического роста, в оценке состояния бюджетной системы в этих условиях и рисков реального сокращения бюджетных расходов, оценке рисков дальнейшего сокращения реальных доходов населения. Были разработаны сценарии среднесрочного макроэкономического прогноза для российской экономики при различных ценах на нефть.

Используемые методы: При анализе текущей ситуации и краткосрочных перспектив российской экономики использовались статистические и эконометрические методы анализа фактических данных, опросы профессиональных макропрогнозистов, а также анализ на основе специально разработанной системы сводных индексов, опережающих общеэкономическую динамику на 1–2 квартала. При прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу использовалась многоразмерная макроэкономическая модель, позволяющая проводить имитационное моделирование различных сценариев развития российской экономики, выявлять ее «узкие места» и оценивать потенциальную эффективность различных мер государственного регулирования.

Эмпирическая база исследования: В процессе работы проводился статистический, графический и эконометрический анализ детализированной информации, содержащейся в базах данных Росстата, Банка России, Минфина, Федеральной таможенной службы (ФТС) и в других международных и национальных источниках. Также для выполнения исследований по теме использовались официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, документы системы стратегического планирования РФ.

Результаты работы: В результате проведенного исследования были выявлены основные риски для экономического развития России в среднесрочном периоде. Неопределенность и отсутствие согласованной повестки будущего развития наряду с сохранением в целом негативной внешней конъюнктуры (низких цен на нефть и санкций), остаются важнейшими факторами, сдерживающими экономическую активность. Процесс «подстройки» экономики к сократившемуся объему валютных ресурсов (объем экспортных доходов за 2015 год снизился на 158 млрд долл., а суммарный объем внешнего долга с середины 2014 года по начало 2016 года сократился на 217,5 млрд долл.) остается доминирующей тенденцией, а основными каналами такой подстройки – сокращение в реальном выражении государственных расходов и потребления населения.

В то же время благодаря сдержанной денежно-кредитной и бюджетной политике инфляционные эффекты от курсовых колебаний и их влияние на реальные показатели экономической динамики постепенно ослабевают.

В рамках данной работы мы рассмотрели два сценария. Первый предусматривает сохранение цен на нефть Urals на уровне 35 долл./барр. до 2020 г. Второй исходит из роста нефтяных цен до 45 долл./барр. в 2016 г. и их стабилизации на уровне 50 долл./барр. в 2017-2020 гг. Оба сценария предполагают сохранение действующего санкционного режима, а также сложившихся тенденций во внутренней экономической политике. Также мы рассмотрели риски возможного изменения в сложившейся ситуации денежно-кредитной и бюджетной политики с целью стимулирования экономического роста.

При ценах на нефть Urals 35 долл./барр. динамика ВВП останется в отрицательной области. Сокращение расходов в реальном выражении позволит снизить бюджетный дефицит с более чем 4% ВВП в 2016 году до 1% ВВП в 2019-2020 гг., но лишь ценой подавления внутреннего спроса. Суммарное падение ВВП за 2015-2019 гг. может составить 8,1%. Более высокий уровень цен на нефть не избавляет экономику от проблем. Рост цен на нефть до 50 долл./барр. в 2017-2019 гг. выводит экономику на траекторию стагнации. Бюджетная консолидация, хотя и более плавная, чем в первом сценарии будет препятствовать росту экономики. Снижение бюджетных расходов, ввиду институциональных ограничений (в том числе, наличия «защищённых» статей и сильных позиций оборонно-сырьевого лобби), будет, прежде всего, ухудшать положение дел в социальной сфере. Зарплаты бюджетников за 2015-2020 гг. сократятся (в зависимости от сценария) на 22-30%  в реальном выражении. При этом будут снижаться объемы и качество бесплатно предоставляемых бюджетных услуг. Возможное наращивание налоговой нагрузки позволило бы сохранить расходы, однако это затруднит выход из рецессии и усилит структурный кризис. Эмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, если и приведёт к некоторому оживлению экономики в краткосрочной перспективе, то ценой резкого возрастания риска макроэкономической дестабилизации, и через 1-1,5 года выльется в существенное повышение инфляции, рост оттока капитала, ослабление рубля и возобновление рецессии. Эти же негативные процессы, только в гораздо более острой форме, будут происходить и в случае реализации предложений «Столыпинского клуба» в части наращивания предложения денег в экономике. Сложившиеся тенденции и политические ограничения препятствуют отходу экономики со сложившейся депрессивной траектории, однако запас лояльности населения к ухудшению уровня жизни не безграничен и может быть исчерпан в рассматриваемой перспективе. В совокупности с растущим недовольством неолигархического бизнеса это создаст давление в пользу изменения внутренней и внешней политики. Поскольку подобные сценарии плохо поддаются количественной оценке, мы пока вынесли их за рамки рассмотрения.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке для распространения и публикации регулярных информационно-аналитических бюллетеней, направленных в адрес заинтересованных организаций Комментариев о прогнозе социально-экономического развития России, проекте Закона о федеральном бюджете РФ, проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, а также разработанных рекомендаций в адрес Президента, Правительства и Банка России.

Область применения результатов – информационная и экспертно-аналитическая поддержка Правительства и Банка России по вопросам экономики и экономической политики.

См. также

Среднесрочные перспективы развития российской экономики в условиях действия санкций

Разработка сценариев развития российской экономики на перспективу до 2034 года: факторы роста и структурные изменения

Экспертная поддержка разработки государственной политики в сфере экономики и финансов

Проблемы и перспективы перехода российской экономики к новой модели экономического роста

Среднесрочные перспективы развития российской экономики и эффекты структурных реформ в условиях жестких бюджетных ограничений

Комплексный анализ и прогнозирование развития российской экономики на этапе перехода от экономического кризиса к посткризисному росту. Стратегический анализ проблем долгосрочного развития российской экономики, её важнейших отраслей и секторов

Новые подходы к обеспечению макроэкономической стабильности

Ключевые слова