• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic retardation in the BRICS countries: reasons and consequences for the World economy

Priority areas of development: economics
2016
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: to identify the causes of the slowdown in the BRICS economies and the consequences of this slowdown for the World economy and the countries of the BRICS group themselves.

Following tasks are implied by the goal of research:

  • analysis of the dynamics of the main economic and financial indicators of BRICS countries;
  • identification of the causes of the slowdown of BRICS economies, accentuation of the structural and conjunctural factors;
  • estimation of the “BRICS factor” within global and Russian economic conjuncture forecasting.

Methodology: the identification of the factors of growth slowdown in BRICS economies was made with the use of statistical and econometric techniques.

Empirical base of research: open statistical information from national sources (central banks, ministries of finance, of economy etc.), as well as the resources of the UN, IMF, World Bank and other international organizations, international databases of scientific publications were used as the information base for the study.

Results of research: the study outlined the position of the BRICS group and each of its member countries in the global economy. It shows that currently the role of China is particularly important. The size of Chinese economy increased by nearly 11 times from 1990 to 2015. In 2015 this country contributed 57% to the world production of cement, 55% to primary aluminum, 42% to iron ore, 31% to cars etc. The share of China in the World GDP at PPP in 2015 reached 17.2%; in 2014 China outperformed the United States on this indicator and became the largest economy in the world. At the same time, in recent years China's GDP growth rate began to slow down, largely due to the decrease of the population migration from rural to urban areas, and therefore its involvement in a more productive work (creating more value added) and generation of additional customer demand.

The potential for the further growth of the BRICS group is largely attributed to the prospects of the Indian economy, where reasonably good conditions for the dynamic economic development exist, since the process of urbanization here is still very far from completion (in 2015 the urban population amounted to only one-third of total population, 2-2.5 times less than in other BRICS countries). The rapid growth of India will be also supported by the low base effect, since India is the only one of the BRICS countries which is still in the poorest group (with GDP at PPP of $6 000 per person it is included in the second decile from the bottom). On the other hand, economic growth in India is unlikely to be explosive, since majority of population is far from fully accepting the values ​​of the capitalist economy and therefore is not readily involving in the market production relations. Another reason is the large share of agriculture in the GDP structure (it is still subject to significant fluctuations due to the adverse weather conditions).

Due to the far-reaching involvement of China in the world economy, it is already able to affect the global environment and contribute to its stabilization (however the medium term destabilization scenario also seems to be quite probable). The further involvement in the world trade and international capital movements may allow India to affect the global economic situation, which could start to vary depending on the level of economic activity in India. Other BRICS countries, mostly surpassing China and India in the terms of wealth (GDP per capita in PPP terms), are at the same time significantly behind of them in terms of the domestic markets size, especially the potential ones. For this reason alone, Brazil, Russia and South Africa are dependent on the world market rather than are able to influence it. In addition, these economies are too heavily dependent on the world level of commodity prices (and this dependency is unlikely to be eliminated anytime soon), and some of the monetary authorities decisions have negative side effects. Moreover, these countries are subject to significant non-economic risks: in Brazil it is the political instability associated with the sensational cases of top officials corruption; in Russia it is a regime of sanctions and anti-sanctions enhancing autarkic tendencies; in South Africa – interracial frictions (which are for the moment kept within acceptable limits).

Nevertheless, the role of these countries for the world economy should not be underestimated. Not to mention the fact that in terms of military-political relations Russia remains the world's superpower and its actions in this field are quite strongly influencing the situation in the world; in purely economic terms, Brazil, Russia and South Africa are powerful regional nations, which are tied to the economies of many neighboring countries. Consequently, one cannot discard the possibility of local "domino effects", when the deterioration of the conditions in the leading regional country negatively affects the trade-partner economies. The possibility of a global "domino effect", when a recession in one or more of these countries (Brazil, Russia and South Africa) will make international investors more cautious towards all emerging markets, entailing a deterioration of the global conjuncture (as, for example, during the crisis in South-East Asia in 1997-1998) is less likely. The experience of 2015-2016, when Brazil and Russia were in recession, and South Africa was stagnating, indicates that the impact (even joint) of these countries on the global economy is not sufficient to noticeably slow down its growth.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: the practical significance of the work lies in the potential to use the obtained results in the development of recommendations to the Government and the Bank of Russia, as well as in the forecasting dynamics of World and Russian economies.

Results are applicable in informational, expert and analytical support of the Government and the Bank of Russia in the fields of economics and economic policy matters.

Publications:


Smirnov Sergey, Avdeeva D. BRICS in the Global Economy, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2018. doi Ch. 2. P. 9-28. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Причины замедления роста в экономиках стран группы БРИКС и последствия этого для мировой экономики

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Цель работы: Целью научного исследования является выявление причин замедления роста в экономиках стран группы БРИКС, а также последствий этого для мировой экономики и самой группы БРИКС.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

  • Анализ динамики основных экономических и финансовых индикаторов в странах группы БРИКС;

  • Выявление причин замедления роста экономики стран группы БРИКС, с выделением структурных и конъюнктурных факторов;

  • Учет «фактора БРИКС» при формировании прогнозов мировой и российской конъюнктуры

Используемые методы: для выявления факторов замедления роста в экономиках стран группы БРИКС использовались приемы экономико-статистического и эконометрического анализа данных.

Эмпирическая база исследования: Информационной базой исследования является весь массив открытой статистической информации из национальных источников (прежде всего, центральных банков, министерств финансов, экономики и т.п.), а также ресурсы ООН, МВФ, Мирового банка и других международных организаций, международные базы научных публикаций.

Результаты работы: В результате исследования было очерчено место группы БРИКС и каждой из входящих в нее стран в мировой экономике. Показано, что на данный момент особенно велика роль Китая, экономика которого за период с 1990 г. по 2015 г. выросла почти в 11 раз. На одну эту страну в 2015 г. приходилось 57% мирового производства цемента, 55% первичного алюминия, 42% железной руды, 31% легковых автомобилей и т.д. Доля Китая в мировом ВВП по ППС достигла в 2015 г. 17,2%; в 2014 г. Китай превзошел по этому показателю США и стал самой крупной экономикой мира. В то же время в последние годы, темпы роста ВВП Китая стали замедляться, во многом вследствие замедления процесса перетока населения из деревни в город, где оно приобщалось к более производительному (создающему большую добавленную стоимость) труду и одновременно генерировало дополнительный потребительский спрос.

Потенциал дальнейшего роста группы БРИКС во многом связан с перспективами экономики Индии, где есть неплохие предпосылки для динамичного экономического развития, поскольку процесс урбанизации здесь еще очень далек от своего завершения (в 2015 г. в городах проживала лишь одна треть населения, в 2-2,5 раза меньше, чем в других странах группы БРИКС). Быстрому росту Индии будет способствовать и эффект низкой базы, поскольку Индия – единственная из стран БРИКС – все еще относится к числу беднейших (с ВВП по ППС 6 тыс. долл. на человека она входит во второй дециль снизу). С другой стороны, экономический рост в Индии вряд ли будет носить взрывной характер как вследствие традиционности значительной части населения, далеко еще не принявшего полностью ценностных ориентиров капиталистической экономики и потому далеко не сразу вовлекаемого в рыночные производственные отношения, так и вследствие большой доли сельского хозяйства в структуре ВВП (оно по прежнему подвержено значительным колебаниям из-за неблагоприятных погодных условий).

В силу большей вовлеченности в мирохозяйственные связи Китай уже сейчас в состоянии «в одиночку» влиять на мировую конъюнктуру и способствовать ее стабилизации (при этом в среднесрочной перспективе сценарий дестабилизации тоже представляется вполне вероятным). По мере дальнейшего приобщения к мировой торговле и международному движению капиталов влияние Индии также может достигнуть уровня, когда мировая конъюнктура будет меняться в зависимости от большей или меньшей экономической активности внутри Индии. Остальные страны группы БРИКС, зачастую превосходя Китай и Индию по богатству (среднедушевому ВВП по ППС), в то же время существенно уступают им по емкости своих внутренних рынков и особенно по потенциальной их емкости. Уже только поэтому Бразилия, Россия и Южная Африка, скорее, больше зависят от мировой конъюнктуры, чем определяют ее. Кроме того, они слишком сильно зависят от уровня мировых цен на сырьевые товары (и эта зависимость в ближайшие годы вряд ли будет изжита), а некоторые решения денежных властей имеют негативные побочные эффекты. Кроме того, эти страны подвержены значительным внеэкономическим рискам: в Бразилии это политическая нестабильность, связанная с громкими делами о коррупции первых лиц государства; в России это режим санкций и антисанкций, усиливающий автаркические тенденции; в Южной Африке – межрасовые трения, которые пока удается удерживать в приемлемых границах.

Тем не менее, роль этих стран для мировой экономики не следует недооценивать. Не говоря о том, что в военно-политическом отношении Россия, безусловно, остается мировой сверхдержавой и ее действия в этой сфере довольно сильно влияют на положение в мире, в чисто экономическом отношении и Бразилия, и Россия, и Южная Африка являются мощными региональными державами, на которые «завязаны» экономики многих стран-соседей. Вследствие этого нельзя сбрасывать со счетом возможность локальных «эффектов домино», когда ухудшение конъюнктуры в ведущей стране региона негативно влияет на экономики стран-торговых партнеров. Менее вероятной мы считаем возможность глобального «эффекта домино», когда рецессия в одной или нескольких из этих стран (Бразилии, России, Южной Африке) вызовет у международных инвесторов настороженность по отношению ко всем странам с развивающимся рынком, что повлечет за собой ухудшение общемировой конъюнктуры (как это было, например, во время кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг.). Как раз опыт 2015-2016 гг., когда экономики Бразилии и России переживали рецессию, а экономика Южной Африки находилась в состоянии стагнации, показывает, что их (даже совместное) воздействие на мировую экономику недостаточно, для того, чтобы заметным образом притормозить ее рост.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при разработке рекомендаций в адрес Правительства и Банка России, а также при разработке прогнозов мировой и российской экономики.

Область применения результатов – информационная и экспертно-аналитическая поддержка Правительства и Банка России по вопросам экономики и экономической политики.

Публикации по проекту:


Smirnov Sergey, Avdeeva D. BRICS in the Global Economy, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2019. doi Ch. 2. P. 9-28. doi

См. также

Макроэкономические риски для России в среднесрочном периоде и перспективы возврата экономики на траекторию роста

Анализ ключевых факторов, определяющих перспективы российской экономики, и прогнозирование макроэкономической ситуации

Условия ведения бизнеса в России и возможности для экономического роста: сравнительный анализа на уровне регионов

Исследования корпоративных финансовых решений компаний России и других стран с развивающимися рынками капитала в условиях глобальной трансформации рынков капитала и становления экономики инновационного типа

Изучение и разработка новых подходов к анализу и моделированию поведения субъектов инновационной деятельности и инновационных рынков: операционализация инновационных стратегий

Комплексный анализ и прогнозирование развития российской экономики на этапе перехода от экономического кризиса к посткризисному росту. Стратегический анализ проблем долгосрочного развития российской экономики, её важнейших отраслей и секторов

Факторы экономического роста на микро-уровне в условиях несовершенной институциональной среды

Ключевые слова