• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Структурные и институциональные основы современных российских рынков

Приоритетные направления развития: социология
2016

Цель работы: выявление структурных и институциональных основ современных российских рынков (на примере рынков торговых сетей, финансовых, медицинских и образовательных услуг, алкогольной продукции, продовольственных товаров, рынка удаленной работы)

Используемые методы: Количественные и качественные методы социологических исследований

Эмпирическая база исследования: Всероссийский опрос населения,  репрезентирующий взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также отдельных федеральных округов РФ.

Схема реализации выборочной совокупности обеспечивает выборку респондентов со следующими характеристиками:

  • суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – 1600 чел.,
  • число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 40;
  • число населенных пунктов (административных территориальных единиц - АТЕ) – не менее 150;
  • число респондентов в одном населенном пункте (АТЕ) – не менее 5 чел.

Погрешность выборки – 3,4%

Время проведения опроса – октябрь-ноябрь 2015 г.

Стандартизованный опрос 843 менеджеров компаний, работающих в России на рынках продовольственных и непродовольственных товаров (2013 год).

Результаты работы:

В области изучения электронных платежных систем

Эмпирический анализ показал, что ЭПС по-прежнему в российской практике рассматривается как специфицированная технология, хотя в то же время наблюдаются тенденции в сторону более широкого распространения за счет упрощения использования и интеграции ЭПС в различные мобильные системы и площадки электронного маркетинга. ЭПС по-прежнему имеет смысл рассматривать как преимущественно обособленную совокупность платежных систем, поскольку если индивид успешно совершает покупки в сетях Интернет с использованием банковских карт, то скорее он продолжит использовать уже «проверенный и удобный» для него способ, нежели прибегнет к вариантам электронных платежных систем. Устойчивость и доступность сетей Интернет представляет собой базовое условие успешного функционирования ЭПС.

В то же время, одним из важных результатов исследования является реконструированная типология пользователей банковских карт. Были получены интересные категории пользователей, которые могут стать мощной аналитической единицей при проведении последующих волн «Мониторинга…». Выделенные 5 категории действительно контрастируют в разрезе социально-демографических параметров, однако не выделяются в большей степени при анализе параметров доверия (будь то  безличное или институциональное).

В области социологии потребления

Было выведено 5 мотивов потребления ностальгических продуктов:  вера в качество, привычка, привлекательность образа, «подлинная ностальгия», альтернативный ностальгии «рациональный» мотив.

Ностальгия и память неразрывно связаны между собой. В ходе анализа источников ностальгических чувств, которые оказывают влияние на потребительские практики, удалось выделить несколько категорий воспоминаний: личные воспоминания, «социальные» воспоминания, коллективная память.

Было выявлено три канала трансляции ностальгии: рассказы членов семьи (как главный канал), многочисленные сюжеты, принадлежащие к советскому культурному канону, и институт образования.

В области исследования рынка образовательных услуг

Было показано, что те управляющие, кто ценит собственную академическую идентичность, называют себя «шизофрениками», одновременно продвигая и сдерживая то, что ценят. Моральным решением для такой «шизофрении» – показать, что ты соответствуешь требованиям, которые выдвигаются к остальным. Это дает моральные аргументы в дискуссии и позволяет показать, что ты в той же лодке. Это дает им право на радикальные изменения, пока сохраняется баланс между двумя партиями. Это не соответствует идее профессионального менеджмента в высшем образовании и необходимости разделения академической и административной работы («каждый заботится о своих делах»). Чем больше управленцев без академического бэкграунда нанимает университет, тем больше дистанция между администрацией и академией в университете и тем в большей степени университет будет действовать как коллективный субъект без приставки «квази-». Пока академический и административный миры сближаются как союзники («рейтинговые игры управляющих»), стоит вопрос, какой тип управления обратит эти связи в пользу не только академической продуктивности, но и для интеграции университета.

В области благополучия на рынке труда

Результаты регрессионного анализа достаточно ожидаемо показали, что чем выше уровень заработной платы у человека, тем в большей степени он удовлетворён своей работой и жизнью в целом. Однако в случае, когда рассматривается баланс между работой и личной жизнью, эта зависимость становится обратной, то есть, при прочих равных, чем больше человек зарабатывает, тем выше вероятность того, что он будет недоволен тем, сколько времени ему удаётся выделять занятиям семейными и домашними делами.

Внутренние трудовые ценности в целом положительно связаны с показателями субъективного социально-экономического благополучия, а внешние трудовые ценности, наоборот, связаны с ними отрицательно. В частности, наличие внутренних ценностей у человека при прочих равных значимо повышает вероятность быть более удовлетворённым как работой, так и жизнью в целом, но никак не связано с его удовлетворённостью временем, остающимся на домашние и семейные дела. Наличие же внешних ценностей, в свою очередь, снижает удовлетворённость жизнью и временем на домашние дела, однако никак не связано с удовлетворённостью работой в целом.

В области исследования отношений между ритейлерами и поставщиками

Полученные нами результаты дают дополнительные основания для того, чтобы отвергнуть концепцию, представляющие рынок и общество как «враждебные миры», и анализировать рынок как сложное явление, насыщенное самыми разными социальными связями. Для этого мы должны обратиться к изучению непосредственного межфирменного обмена и выявлять множественные комбинации межорганизационных связей, которые реализуются (последовательно или параллельно) в разных цепях поставок. Добавим, что при таком изучении целесообразно использовать самые разные исследовательские инструменты, вырабатываемые относительно самостоятельно новой экономической социологией и маркетингом взаимоотношений.

В области исследования рынка алкогольной продукции

Объемы потребления и доли потребителей крепкого алкоголя промышленного и домашнего производства снижаются параллельно, частично замещаясь, по крайней мере до 2007 г., потреблением пива и вина. Мы не можем говорить об устойчивости новой структуры потребления алкоголя и о сложившейся постсоветской модели. Мы также не становимся в 2010-е годы свидетелями перелома тенденций к изменению структуры потребления алкоголя, возникших в 2000-е годы.

Зафиксированные изменения структуры потребления алкогольных напитков в целом соответствует трендам, выявленным при анализе профиля России Всемирной организации здравоохранения [WHO, 2014]. Можно заключить, что в России складывается более здоровая по международным меркам структура потребления алкоголя. Пока она еще сильно отличается от некой «идеальной» структуры потребления алкогольных напитков, фиксирующей соотношение, которое, по мнению ведущих международных экспертов, минимизирует негативные последствия. При такой структуре в общем потреблении алкогольных напитков пиво составляет 50%, вино – 35%, а крепкие напитки – 15% [Edwards et al., 1994]. Для приближения к этой структуре потребление пива и вина в России должно еще подрасти за счет дальнейшего сокращения потребления крепких алкогольных напитков.

В области исследования рынка медицинских услуг

Наши данные указывают на то, что сегодня имеет место разрыв между тем, что государство обещает населению и тем, что оно реально способно выполнить. Ни в одной стране мира лечение онкологических заболеваний не обеспечивается за счет бюджетных средств, так как является очень дорогостоящим. И особенно высокие цены характерны для инновационных оригинальных препаратов. Довольно часто эти препараты обещают значимое улучшение состояния онкопациентов, повышение шансов на ремиссию и  возвращение к дееспособному состоянию. Подобные перспективы могут сослужить верную службу закупающему их государству в деле укрепления легитимности политической власти в глазах населения, а также улучшению политического имиджа за счет приверженности инновациям и международным стандартам. Замещение препаратов предшествующего поколения инновационными на уровне протоколов лечения при условии, что бюджеты на лекарства всегда имеют границы, означает отказ от использования «старого» препарата, который был более доступен по цене, а, значит, закуплен в больших количествах. В результате такой политики, большие шансы на успех достаются меньшему числу нуждающихся.  

Публикации по проекту:


Markine M. L’adaptation des acteurs du commerce de détail aux nouvelles règles de l’échange en Russie // Revue d'etudes comparatives Est-Ouest. 2016. Vol. 47. No. 3. P. 101-134.
Kazun A. D. Rally-Around-The-Flag and the Media: Case of Economic Sanctions in Russia / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series PS "Political Science". 2016. No. WP BRP 33/PS/2016 .
Куракин А. А. "Кулундар": роль сельскохозяйственных предприятий в жизни сельских сообществ // В кн.: Пути России / Под общ. ред.: М. Г. Пугачева, А. Ф. Филиппов. Т. XXI: Новый старый порядок - вечное возвращение?. М. : Новое литературное обозрение, 2016. С. 379-408.
Барсукова С. Ю. Дилемма “фермеры–агрохолдинги” в контексте импортозамещения // Общественные науки и современность. 2016. № 5. С. 63-74.
Yudkevich M. M., Pavlyutkin I. The Impact of University Academic Culture and Leadership on the Symptoms of “Global Ranking Fever”: The Case of One Russian University in a Particular Institutional Context, in: Higher education research in the 21st century series Vol. 9: Global Challenges, National Initiatives, and Institutional Responses. Boston, Rotterdam, Taipei : Sense Publishers, 2016. P. 187-204.
Гудова Е. А. Эффективность с «человеческим лицом»: эволюция понимания «эффективности» в теории организаций // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 231-239. doi
Барсукова С. Ю. Продовольственная безопасность: российский контекст // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2016. № 3. С. 71-89.
Barsukova S. Foreword, in: Socio-Economic Foundations of the Russian Post-Soviet Regime. The Resource-Based Economy and Estate-Based Social Structure of Contemporary Russia. Stuttgart : ibidem-Verlag, 2016. P. 9-26.
Гудова Е. А. Почтовое отделение в малом городе // В кн.: Векторы развития современной России. «Война миров» : научное знание / прагматика жизни. Материалы XIV Международной научно-практической конференции молодых ученых. 17– 18 апреля 2015 года : сборник материалов. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. С. 96-103.
Конобеева Е.А. Производство смыслов в работе государственных организаций: случай "Почты России" // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 277-285.
Кусимова Т. Б., Шмидт М. А. Ностальгическое потребление: социологический анализ // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 2. С. 120-133. doi
Шмидт М. А., Кусимова Т. Б. Коммерциализация ностальгии: как продается "советское" на постсоветском рынке? // В кн.: Конструируя «советское»? Политическое сознание, повседневные практики, новые идентичности : материалы десятой международной конференции студентов и аспирантов (22–23 апреля 2016 года, Санкт­-Петербург). СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2016. С. 59-65.
Де Ваан М., Ведреш Б., Старк Д. Игры-события: топология креативности / Пер. с англ.: А. А. Куракин // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 4. С. 53-99.
Беунца Д., Старк Д. От диссонанса к резонансу: когнитивная взаимозависимость в финансовой математике / Пер. с англ.: А. А. Куракин // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 2. С. 50-81.
Куракин А. А. Складываются ли уклады на селе? // Крестьяноведение. 2016. Т. 1. № 1. С. 180-186. doi
Kazun A. D. Framing Sanctions in the Russian Media: The Rally Effect and Putin’s Enduring Popularity // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. 2016. Vol. 24. No. 3. P. 327-350.
Казун А. Д. Конструирование социальных проблем в СМИ и теория формирования повестки дня: пределы совместимости концепций // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 133. № 3. С. 159-172. doi
Казун А. Д. Почему россияне не боятся экономических санкций? Контрриторические стратегии печатных СМИ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 131. № 1. С. 256-271. doi
Барсукова С. Ю., Дюфи К. Реформа в аграрной сфере, или вехи аграрной политики России в 2000-е годы // В кн.: Реформы в России в 2000-е годы: от законодательства к практикам / Отв. ред.: С. Ю. Барсукова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. Гл. 1. С. 12-86.
Барсукова С. Ю., Звягинцев В. И. Земельная реформа // В кн.: Реформы в России в 2000-е годы: от законодательства к практикам / Отв. ред.: С. Ю. Барсукова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. Гл. 2. С. 87-137.

См. также

Ключевые слова