• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Comprehensive analysis and forecasting of the growth of the Russian economy when transitioning from an economic crisis to the post-crisis growth. Strategic analysis of issues inherent in the long-term growth of the Russian economy, its key industries and sectors

Comprehensive analysis and forecasting of the growth of the Russian economy when transitioning from an economic crisis to the post-crisis growth. Strategic analysis of issues inherent in the long-term growth of the Russian economy, its key industries and sectors

Priority areas of development: economics
2016
Department: Laboratory of Analysis and Economic Processes Forecasting
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: To develop a methodology for performing economic analysis and empirical economic research (including analysis and forecasting for specific spheres and industries of the Russian economy), aimed at supporting efforts to direct the Russian economy towards the path of intense innovative growth. This involves developing comprehensive scenarios of short, medium and long-term socio-economic forecasts, including those needed by federal agencies from the executive branch.

Methodology: the Kalman filter for calculating the potential GDP and the output gap; SFA to assess the efficiency of Russian bank expenses and their potential for increasing the supply of long-term credit to the economy; Arellano-Bond Dynamic Panel 2-Step Difference GMM; Bayesian SVAR model of the Russian economy; non-structural competition assessments developed in NEIO; an econometric model based on the Hausmann-Klinger approach was used to assess the Russian economy’s export potential; the SFA and DEA were used to assess the behavior of the total factor productivity and its components; the multivariate Kalman filter for assessing the potential GDP and Russia’s output gap; main component method for analyzing the conformity of price behavior in markets of EAEU member states; assessment of cointegrational correlations and causations according to Granger to evaluate the cross impact of investments made into the capital stock of EAEU member states. When analyzing the stability of Russian constituents’ debt, we used econometric assessments of the function model demonstrating the reaction of the fiscal policy to the level of the debt load. Statistical and graphical analysis and other analysis methods (ranking, segmentation, etc.) were also widely used.

Empirical base of research: a wide range of sources was used for this work, including data from Russian statistics (Росстат), Ministry of Finance, Bank of Russia, Ministry of Industry and Trade, Ministry of Economic Development and Trade, Federal Customs Service, international databases, mass media publications, official news outlets on decisions made and situations assessed. Also, for this work a database of statistical information, unique in its breadth of scope and containing five thousand dynamic rows, was employed. It was developed in-house by LAPEP employees. The following databases were also used: Cbonds-PRO RU (database containing information on the issue of Russian corporate bonds), Loans-PRO (database containing information on syndicated credit lines), BIR-Atlantic (БИР-Атлантик database with information on accounting statements for legal entities) and other data.

Results of research:

1 While developing the methodology, the following results were obtained:

1.1 Forecasting models of the Russian economy were further improved under the Bayesian Vector Autoregressive (BVAR) approach when using various specifications of a priori distributions of models’ parameters and imposing the small open economy restrictions. Conditional medium-term forecasts (scenarios, up to 2017) were introduced. Then, the forecasting outcomes achieved in BVAR under these scenarios were compared with respective official forecasts of the Ministry of Economic Development (MED) of the Russian Federation. The results indicate that within the similar scenario conditions the proposed BVAR predicts (1) a deeper and (2) more prolonged recession on the medium-term forecasting horizon as compared to the MED’s forecasts. The comparative analysis revealed the bottlenecks in the forecasting methodologies applied both in the MED’s model and in the BVAR model, which may worsen the quality of forecasts.

1.2. As a further step of the research on developing empirical tools for estimating the level of competition in the Russian banking system that were described in the previous Reports on the project, a set of new regression models was introduced for (1) the comparative assessment of the level of banking competition under four complementary approaches at different phases of the business cycle in Russia and (2) the subsequent analysis of possible non-linear relationships between competition and bank credit activity. The simulation analysis was performed using bank-level data over the period of 2005 Q1 to 2012 Q4. First, the comparative assessments have revealed that before the crisis of 2008–2009, an increase of both price and quantity competition took place; however, these competition improvements were offset during the crisis. After the crisis, price competition was on the upswing again thanks to another boom in the retail lending market, whereas the quantitative competition remained rather constrained. Second, thresholds were identified revealing that the impact of competition on credit activity of banks is non-linear indeed – when the price competition is too severe or too weak, the credit activity of banks weakens.

1.3. A pilot version of the quarterly system of leading indicators revealing regional fiscal stress based on the signaling approach was developed. Incidents of fiscal stress were identified based on the G-spread dynamics for each type of regional bonds in use between August 2003 and September 2015.  The overall fiscal stress indicator is composed of four specific fiscal indicators demonstrating the best results. The resulting pilot version of the overall leading indicator presents the capability to forecast a region’s difficulties with obtaining funds on the bond market by monitoring the dynamics of individual indicators of Russian Federation constituents.

1.4. Research was continued to establish a theory for the net export index of revealed comparative advantage, developed earlier. Namely, it’s been confirmed that there is a correlation between a positive net export and the presence of a comparative advantage (in the form of a sufficient margin of production factors necessary for manufacturing goods), the application of such indicators as the GDP for scaling has been justified, and the need for simultaneous monitoring of trade levels and net export has been explained. A series of the following preliminary approaches to building simple filters for accounting for the quality of the goods is proposed: through the diversification level of world export, weighted average GDP per capita of countries importing Russian goods, weighted average GDP per capita of exporting countries and the product unit cost.

1.5. We have updated the assessments of total factor productivity dynamics in 65 countries in terms of the element structure, taking into account the technological efficiency of production with the help of one and two-step SFA and modified (O’Donnell, 2008) DEA on two samples taken between 1990 and 2011. The assessments take into account the effects of control factors, including the economic structure, institutional and infrastructural growth, and R&D expenses. The obtained TFP assessments are highly correlated to those of the OECD, the Conference Board and PWT, and the country ranks based on efficiency are similar to those of other research works. The effects of the control factors correspond to the substantive interpretation.

1.6. A quantitative assessment has been made of the effects of scientific and technological development parameters (R&D expenses) on the socio-economic parameters (TFP components) via the SFA and panel regression with fixed effects. In total approximately 500 models were assessed, including their specifications, which take into account the effects of the control factors such as the economic structure, institutional and infrastructural growth and others.

According to the assessments, the influence of increasing scientific and technology development expenses is great, however, it depends significantly on the sample set. So, if the rate of total spending on R&D increases by 1.0% GDP, then in ten years the growth rate of the TFP will increase by 5.0 percentage points for the “World” sample set and by 7.7 percentage points for the “OECD-1990+Russia” sample set. Increasing the specific total expenditure for R&D by $1,000 for one researcher will, in five years, increase the growth rate of the TFP for the “World” sample set by an average of 0.013 percentage points and for the “OECD-1990+Russia” sample set by an average of 0.025 percentage points.

1.7. In order to evaluate the effects of the science and technology factor on the behavior of the economy, a forecast has been built to evaluate the growth rate based on the small-scale model. This forecast allows us to assess, based on scenario options, the effects of R&D expenses on the TFP of the Russian economy. The difference between federal expenses for the two main scenarios is 0.2% GDP, whereas for private expenses it is greater, approximately 0.3% GDP. The average TFP growth rates are 1.5% annually for the “own center of power” scenario and 1.15% for the “smart raw materials” scenario.

2 Obtaining new empirical insight:

2.1. When implementing this project, work was continued on the monitoring and analysis of the development of the Russian economy and its most important sectors (macroeconomics, real economy, budget, money and credit, banking, social, international trade, etc.) Attention was focused on stability factors of the current year’s economic stagnation. It was found that its prolonged state is caused by several groups of factors discussed in this work. It is possible to end the period of prolonged stagnation by activating additional growth factors, namely stimulating exports (additional capitalization of the Russian Agency for Export Credit and Investment Insurance and Bank for Development and Foreign Economic Affairs), and supporting a “secondary” (based on a non-price competitive strength) import substitution and investment process (including infrastructural construction) by softening the money and credit and budget policy. Another direction of inquiry involved the development of scenario forecasts of Russian economic growth in the short and medium-term.

2.2. The analysis of the money and credit trends of 2016 has shown that the slowing of the softening process of the Bank of Russia interest policy, a high fraction of “bad debt” and a low level of bank capital sufficiency have pushed the corporate lending market from constricting to stagnating. This, in turn, suppresses the transition to a positive economic dynamic.

2.3 A new investigation was launched in order to empirically evaluate the potential of banks in expanding the supply of long-term loans to the economy and how this potential depends on the market power of banks in the lending market. Stochastic frontier approach for bank capacity was employed for that purpose. First estimates were carried out using the Russian bank-level data over the period of 2005 Q1 to 2015 Q4. Our results indicate that, first, Russian banks are quite inefficient in providing long-term loans in corporate and retail loan markets. Median values of efficiency indices vary between 26% and 37% out of 100% that is potentially achievable. This empirical finding implies that the banks possess an extremely large potential for expanding the supply of long-term loans even in the current macroeconomic, industry-wide and bank-specific conditions. Second, when enjoying increased market power, banks tend to decrease the supply of long-term loans to non-financial corporations (increasing the distance to frontier) while increasing the supply in the retail segment of the market (decreasing the distance to frontier). This might indicate that expanding the supply of retail long-term loans is associated with less risk for banks as compared to that in the corporate segment of the loan market.

2.4. The fiscal policy passed for the medium term was analyzed. It was demonstrated that its implementation will lead to maintaining a consistently low economic growth rates. An alternative set of budgetary and taxation measures is proposed, which is aimed at boosting investments, R&D expenses and export. The set of measures includes lowering the contribution rates for social security while compensating shortfalls in income of the Russian pension fund by gradually increasing the retirement age; introducing a flexible tax credit for R&D expenses, a special, preferential tax treatment for science, technology and innovation companies and creating a “patent window”; returning the investment tax deduction; and increasing spending to support export and federal investments for co-financing of high-tech STI projects.

2.5. Main trends were analyzed in the sphere of the population’s welfare and social differentiation in 2016. It was demonstrated that the increasingly poor population is adapting to the prolonging crisis by changing the consumption structure (lowering consumption of several types of non-food goods and services and turning to cheaper food products), while also storing up goods in anticipation of a continued drop in their welfare.

A high level of social differentiation is maintained despite the crisis and the overall drop in the population’s real income. As a result, the problem of poverty becomes more critical. The groups most at risk include families with two or more children, single-parents families and retirees.

2.6. When analyzing the key trends of 2016 in the real economy sector, we learned that there was a shift from a stagnation of production towards recovery growth. By the end of the year indications of growth were visible in the majority of economic sectors (according to the trend, with the seasonal factor removed). Also, small indications of investment activity were noted, although mostly in the raw materials sectors. However, despite the generally positive results, the situation in the investment complex sectors (engineering and building supplies manufacture) remains extremely tense: the drop in the markets was significant and it is still far from full recovery. The greatest issue here is the high risk of company insolvency.

2.7. Based on the developed methodology for assessing the impacts of shocks in currency and credits on the financial position of economic sectors by using financial flow matrixes, we showed that for the majority of sectors, the weakening of the national currency, as a rule, leads to a loss of net indebtedness in foreign currency as a result of exchange rate reevaluations. However, a significant number of sectors suffer a greater loss because of the increasing cost of imported raw goods, materials and spares and less access to attracting new borrowing as a result of devaluation. The oil sector industries suffer a portion of these losses of consumers through the fiscal policy.

2.8. We modeled the quality of banks’ corporate crediting portfolio using the methodology of assessing individual regression equations and applying the Zellner method. As a result, we revealed a “financial contamination” phenomenon between various economic sectors, which led to an increase in credit default. Specifically, it was discovered that during times of economic crisis the system of mutual commercial lending done by companies adds to the spread of the “contamination” between sectors. We were able to establish that in times of drastically worsening foreign market trends, insolvency spreads from companies extracting natural resources and companies producing capital goods to companies manufacturing construction materials and those producing consumer goods.

2.9. Analytical materials were regularly published, including those listed below: Trends in the Russian Economy, Growth Trends in the World’s Largest Economies, Growth Trends in Russia’s Partnering Countries through the EAEU, What do the Leading Indicators of Systemic Financial and Macroeconomic Risks Reveal?, Industrial Growth Trends, and multiple monthly analytical notes. An analysis was performed on the most important measures of fiscal policy as well as of scenarios and growth forecasts for the Russian economy that were developed by Russia’s Ministry of Economic Development and Trade, and analogous forecasts were generated with their scenario conditions (various options for development), an analysis of the main areas of monetary policy.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The implementation of the investigation goals will help improve the quality of socio-economic analysis and forecasting. Also, the results of our investigation can serve as a foundation for further work on an analytical support when preparing to make major decisions and develop strategic documentation.

During this project, significant attention was paid to the preparation of notes and analytical materials, illustrated materials and forecasts that were passed on to executive and legislative branches of government (the President’s administration, government staff, Ministry of Economic Development and Trade, Ministry of Industry and Trade, Ministry of Education and Science, Russian Bank)

 

Publications:


A. V. Deshko, I. B. Ipatova, O. G. Solntsev. Government bond market: Potential for establishing a system of primary dealers in Russia based on relevant world experience / Пер. с рус. // Studies on Russian Economic Development. 2016. Vol. 27. No. 3. P. 237-253. doi
Гнидченко А. А. Импортозамещение в российской промышленности: текущая ситуация и перспективы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. Т. 4. № 32. С. 154-161.
Alexander Yu. Apokin, Irina B. Ipatova. Structural Breaks in Potential GDP of Three Major Economies: Just Impaired Credit or the “New Normal”? / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2016. No. 142.
Mikhail E. Mamonov, Vernikov A. V. Bank ownership and cost efficiency: New empirical evidence from Russia // Economic Systems. 2017. Vol. 41. No. 2. P. 305-319. doi

See also

Keywords

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комплексный анализ и прогнозирование развития российской экономики на этапе перехода от экономического кризиса к посткризисному росту. Стратегический анализ проблем долгосрочного развития российской экономики, её важнейших отраслей и секторов

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Цель работы: Развитие методологии экономического анализа и эмпирических экономических исследований (включая анализ и прогнозирование отдельных сфер и отраслей российской экономики), направленных на поддержку усилий по переводу российской экономики на путь интенсивного инновационного развития. Разработка комплексных сценарных кратко-, средне- и долгосрочных социально-экономических прогнозов, в том числе, ориентированных на потребности федеральных органов исполнительной власти.

Используемые методы: SFA для оценки эффективности издержек российских банков и их потенциала по наращиванию предложения долгосрочных кредитов экономике; двухшаговый разностный обобщенный метод моментов в модификации Ареллано и Бонда для динамических панельных данных (Arellano-Bond Dynamic Panel 2-Step Difference GMM); Байесовский подход к оценке параметров векторной авторегрессионной модели российской экономики со структурной идентификацией шоков (Bayesian SVAR); неструктурные методы оценки конкуренции, разработанные в Новой эмпирической литературе по отраслевым рынкам (NEIO); для оценки экспортного потенциала экономики России использоваль эконометрическая модель на основе подхода Хаусманна-Клингера; Методы SFA и DEA для оценки динамики совокупной факторной производительности (СФП) и ее компонент; многомерный фильтр Калмана для оценки потенциального ВВП и разрыва выпуска России; метод главных компонент для анализа согласованности движения цен на рынках государств-членов ЕАЭС; оценивание коинтеграционных соотношений и причинности по Грейнджеру для оценки взаимного влияния инвестиций в основной капитал в государствах-членах ЕАЭС, для анализа устойчивости долга субъектов РФ использовались эконометрические оценки модели функции реакции фискальной политики на уровень долговой нагрузки. Широко применялись статистические и графические методы анализа, а также иные аналитические методы (ранжирование, сегментация и т.п.).

Эмпирическая база исследования: в рамках работы использован широкий круг источников, включая данные Росстата, Минфина, Банка России, Минпромторга, Минэкономразвития, ФТС, международные базы данных, сообщения СМИ, официальные информационные источники, содержащие сведения как о принимаемых решениях, так  и об оценках ситуации. В работе использовалась специально созданная сотрудниками ЛАПЭП уникальная по широте охвата база статистической информации, содержащей свыше 5 тыс. динамических рядов.  Также использованы базы данных: Cbonds-PRO RU (база данных, содержащая сведения об эмиссии российских корпоративных ценных бумаг); Loans-PRO (база данных, содержащая сведения о синдицированных кредитах); БИР-Аналитик (база данных, содержащая данные о бухгалтерской отчетности юридических лиц) и ряд других данных.

Результаты работы:

1. В развитии методологии были получены следующие результаты:

1.1. Была продолжена разработка прогнозных моделей российской экономики в рамках Байесовских векторных авторегрессий (BVAR) с различными спецификациями априорных распределений параметров модели и наложением ограничений малой открытой экономики. Были разработаны условные (сценарные) прогнозы на среднесрочную перспективу (на 2017 год), результаты которых были сопоставлены с прогнозами Минэкономразвития. Показано, что в рамках одних и тех же сценарных условий BVAR-модель предсказывает более глубокую и более затяжную рецессию на среднесрочном горизонте по сравнению с прогнозом МЭР. На основе проведенного сопоставительного анализа сценарных прогнозов удалось выявить узкие места в прогнозировании и по модели Минэкономразвития, и в рамках BVAR маделей, потенциально способные ухудшать качество прогнозов.

1.2 В продолжение исследований по разработке модельного аппарата для оценки уровня конкуренции в российской банковской системе, описанных в предыдущих Отчетах по проекту, был разработан комплекс регрессионных моделей для (1) сравнительной оценки уровня конкуренции в рамках четырех комплементарных методик на различных фазах бизнес-цикла и (2) последующего анализа нелинейных эффектов связи конкуренции и кредитной активности банков. Модельные расчеты проводились с использованием данных банковских балансов за период с I кв. 2005 по IV кв. 2012 г. Во-первых, сравнительная оценка конкуренции показала, что до кризиса 2008–2009 гг. наблюдалось ощутимое усиление и ценовой, и количественной конкуренции, однако кризис нивелировал эти достижения. После кризиса ценовая конкуренция вновь стала усиливаться из-за очередного бума на рынке розничного кредитования, но количественная конкуренция оставалась ограниченной. Во-вторых, влияние конкуренции на кредитную активность банков действительно нелинейно — были выявлены пороги, показывающие, что при слишком жесткой и слишком слабой конкуренции кредитная активность банков ослабевает.

1.3. Была разработана пилотная версия квартальной системы опережающих индикаторов фискального стресса регионов на основе сигнального подхода. Эпизоды фискального стресса определены на основе данных о динамике G-спреда по каждой из региональных ценных бумаг, находившихся в обращении с августа 2003 г. по сентябрь 2015 г. В состав сводного индикатора фискального стресса вошли 4 частных фискальных индикатора, показавших наилучшие результаты. Полученная пилотная версия сводного опережающего индикатора позволяет говорить о возможности прогнозирования сложностей с привлечением средств на облигационном рынке у регионов на основе мониторинга динамики отдельных показателей бюджетов субъектов РФ.

1.4. Продолжено исследование, направленное на обоснование индекса чистых сравнительных преимуществ, разработанного ранее. В частности, подтверждена взаимосвязь между положительным значением чистого экспорта и наличием сравнительного преимущества (в форме достаточного запаса необходимых для выпуска продукции факторов производства), обосновано применение для масштабирования такого показателя как ВВП объяснена необходимость одновременного учета интенсивности торговли и чистого экспорта. Предложен ряд предварительных способов построения простых фильтров для учета качества товаров: через уровень диверсификации мирового экспорта, средневзвешенный подушевой ВВП стран-импортеров российских товаров, средневзвешенный подушевой ВВП стран-экспортеров и удельную стоимость единицы продукции.

1.5. Уточнены оценки динамики совокупной факторной производительности 65 стран мира в структуре элементов с учетом технической эффективности производства с помощью одно- и двухшагового методов стохастической производственной границы (SFA) и модифицированного (O’Donnell, 2008) метода огибающей (DEA) на двух выборках в период 1990-2011 гг. Оценки учитывают влияние контрольных факторов, включая структуру экономики, институциональное и инфраструктурное развитие, и расходы на НИОКР. Полученные оценки СФП высоко коррелированы с оценками ОЭСР, The Conference Board и PWT, а ранжировки стран по оценке эффективности сходны с другими исследованиями. Влияние контрольных факторов соответствует содержательной интерпретации.

1.6. Проведена количественная оценка влияния параметров научно-технологического развития (расходов на НИОКР) на социально-экономические параметры (компоненты совокупной факторной производительности) методами стохастической производственной границы и панельной регрессии с фиксированными эффектами. Всего оценено около 500 моделей и их спецификаций, учитывающих влияние контрольных факторов, включая структуру экономики, институциональное и инфраструктурное развитие и других.

Согласно оценкам, эффект роста расходов на научно-технологическое развитие высок, но существенно зависит от выборки. Так, увеличение интенсивности совокупных расходов на НИОКР на 1,0% ВВП через десять лет увеличивает темпы прироста совокупной факторной производительности в среднем на 5,0 проц. п. для выборки «Мир» и на 7,7 проц. п. для выборки «ОЭСР-1990+Россия». Увеличение удельных совокупных расходов на НИОКР на 1 тыс. долл. на одного исследователя через пять лет повысит темп прироста совокупной факторной производительности для выборки «Мир» в среднем на 0,013 проц.  п., а для выборки «ОЭСР-1990+Россия» – в среднем на 0,025 проц. п.

1.7. В целях оценки влияния научно-технологического фактора на экономическую динамику с использованием малоразмерной модели построен прогноз темпов прироста, позволяющий оценить, по сценарным вариантам, воздействие расходов на НИОКР на совокупную факторную производительность в российской экономике (СФП). Разница между государственными расходами в двух основных сценариях составляет 0,2% ВВП, для частных расходов она выше и составляет около 0,3% ВВП. Средние темпы прироста СФП достигают 1,5% в год для сценария «собственный центр силы» и 1,15% в год – для сценария «умный сырьевой» .

2 В получении новых эмпирических знаний:

2.1. В рамках реализации данного проекта получила продолжение работа по мониторингу и анализу развития российской экономики и ее важнейших сфер (макроэкономика, реальный сектор, бюджетная сфера, денежно-кредитная сфера, банковская сфера, социальная сфера, внешнеторговая сфера и др.). Основное внимание уделялось факторам устойчивости сложившейся в текущем году экономической стагнации. Выявлено, что её затяжной характер обуславливается действием нескольких групп факторов, которые приведены в работе. Выход из затяжной стагнации видится в задействовании в дополнительных факторов роста, в частности, стимулирования экспорта (докапитализациия ЭКСАР и ВЭБ), поддержки «вторичного» (базирующегося на неценовой конкурентоспособности) импортозамещения и инвестиционного процесса (включая инфраструктурное строительство) за счет снижения жесткости денежно-кредитной и бюджетной политики.  Еще одним направлением работ была разработка  сценарных прогнозов развития российской экономики на кратко- и среднесрочную перспективу.

2.2 Анализ тенденций в денежно-кредитной сфере в 2016 гг. показал, что замедление процесса смягчения процентной политики Банка России, высокая доля «плохих долгов» и низкий уровень достаточности капитала банков привели рынок корпоративного кредитования от сжатия к стагнации. Это, в свою очередь, сдерживает переход к положительной экономической динамике.

2.3. Было начата разработка эмпирического подхода к оценке потенциала расширения банками предложения долгосрочных кредитов экономике и зависимости этого потенциала от рыночной власти банков на рынке кредитов. За основу была взята техника стохастического анализа границы производственных возможностей банков.  Первые расчеты были проведены на данных по банковским балансам за период с I кв. 2005 по IV кв. 2015 гг. Расчеты показали, что, во-первых, российские банки весьма неэффективны в предоставлении долгосрочных кредитов как в сфере розничного, так и в сфере корпоративного кредитования. Медианные значения индексов эффективности колеблются в диапазоне от 26% до 37% из потенциально допустимых 100%. Это говорит о том, что даже в текущих макроэкономических, общеотраслевых и микроэкономических условиях банки обладают колоссальным потенциалом наращивания предложения долгосрочных кредитов. Во-вторых, банки с ростом своей рыночной власти склонны сокращать предложение долгосрочных кредитов предприятиям (удаление от эффективной границы), но наращивать его в сфере долгосрочного розничного кредитования (приближение к эффективной границе). Это указывает на то, что риски долгосрочного кредитования в розничном сегменте, по-видимому, оказываются меньше, чем в корпоративном сегменте.

2.4. Была проанализирована принятая на среднесрочную перспективу фискальная политика. Было показано, что ее реализация приведет к консервации стабильно низких темпов экономического роста. Предложен альтернативный пакет бюджетно-налоговых мер, направленный на стимулирование инвестиций, расходов на НИОКР и экспорта. Пакет включает снижение ставки взносов на социальное страхование с компенсацией выпадающих доходов ПФР за счет постепенного повышения пенсионного возраста;           введение гибкой системы налоговых зачетов по расходам на НИОКР, специального льготного налогового режима для компаний НТИ и создание «патентного окна»; возврат инвестиционной налоговой льготы; увеличение расходов на поддержку экспорта и государственных инвестиций на софинансирование высокотехнологичных проектов НТИ.

2.5. Были проанализированы основные тенденции в сфере благосостояния населения и его социальной дифференциации в 2016 г. Установлено, что беднеющее население адаптируется к кризису, приобретающему затяжной характер посредством изменения в структуре потребления (снижения потребления ряда видов непродовольственных товаров и услуг, переключения на более дешевые продукты питания), а также путем создания запасов товаров в ожидании дальнейшего снижения уровня благосостояния.

На фоне кризиса и общего снижения реальных доходов населения сохраняется высокий уровень социальной дифференциации. Соответственно, продолжает обостряться проблема бедности. Основными группами риска являются семьи с двумя и более детьми, семьи с одним родителем, а также пенсионеры.

2.6. В рамках анализа ключевых тенденций 2016 года в реальном секторе экономики показано, что произошел разворот от стагнации производства к восстановительному росту. К концу года в большинстве отраслей просматриваются признаки роста (по тренду, с устранением сезонного фактора). Также наметились признаки оживления инвестиционной активности, правда, преимущественно в сырьевых секторах. Однако, несмотря на в целом позитивные результаты, в секторах инвестиционного комплекса (машиностроение, производство стройматериалов) положение остается крайне напряженным – масштабы падения рынков были значительны и до полного восстановления еще далеко, наиболее значимая проблема здесь – высокие риски неплатежеспособности компаний.

2.7. На основе разработанной методологии оценки воздействия валютных и кредитных шоков на финансовое положение секторов экономики с использованием матриц финансовых потоков было установлено, что для большинства секторов ослабление национальной валюты, как правило, ведёт к потерям от курсовых переоценок чистой задолженности в иностранной валюте.  Однако у значительного числа секторов большие потери возникают из-за удорожания импортного сырья, материалов и комплектующих и обусловленного девальвацией ухудшения доступа к привлечению новых заимствований. Отрасли нефинансового сектора переносят часть этих потерь на потребителей – через ценовую политику.

2.8. В результате моделирования качества корпоративного кредитного портфеля банков с применением  методологии оценки индивидуальных регрессионных уравнений и использованием метода Зельнера был выявлен механизм «финансового заражения» между различными секторами экономики, ведущий к росту неплатежей по кредитам. В частности, было обнаружено, что в периоды экономических кризисов система взаимного коммерческого кредитования фирм способствует распространению «заражения» между отраслями. Удалось установить, что в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры происходит распространение неплатёжеспособности от компаний, занимающихся добычей природных ресурсов, и от компаний-производителей инвестиционных товаров, к компаниям-производителям конструкционных материалов и к компаниям-производителям потребительских товаров.

2.9. На регулярной основе выпускались аналитические материалы: «Тренды российской экономики»; «Тренды развития крупнейших экономик мира»; «Тренды развития экономик стран-партнеров России по ЕАЭС», «Что показывают опережающие индикаторы системных финансовых и макроэкономических рисков?», «Тенденции развития промышленности» и ряд ежемесячных аналитических записок. Проводился анализ важнейших мер экономической политики, а также сценариев и прогнозов развития российской экономики, разрабатываемых Минэкономразвития России, и осуществлялось построение аналогичных прогнозов с их сценарными условиями (вариантами развития), анализ Основных направлений денежно-кредитной политики.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Реализация целей исследования обеспечит решение проблемы повышения качества социально-экономического анализа и прогнозирования. Кроме того, результаты проведенного исследования могут служить базой для дальнейших работ по аналитическому сопровождению подготовки крупных решений и документов стратегического характера.

В рамках реализации данного проекта большое внимание было уделено подготовке записок и аналитических материалов, иллюстративных материалов, прогнозов, которые передавались в органы исполнительной и законодательной власти (Экспертное управление Администрации Президента, Аппарат Правительства, Государственная Дума, Минэкономразвития, Минпромторг, Минобрнауки, Банк России). 

Публикации по проекту:


A. V. Deshko, I. B. Ipatova, O. G. Solntsev. Government bond market: Potential for establishing a system of primary dealers in Russia based on relevant world experience / Пер. с рус. // Studies on Russian Economic Development. 2016. Vol. 27. No. 3. P. 237-253. doi
Гнидченко А. А. Импортозамещение в российской промышленности: текущая ситуация и перспективы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. Т. 4. № 32. С. 154-161.
Alexander Yu. Apokin, Irina B. Ipatova. Structural Breaks in Potential GDP of Three Major Economies: Just Impaired Credit or the “New Normal”? / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2016. No. 142.
Mikhail E. Mamonov, Vernikov A. V. Bank ownership and cost efficiency: New empirical evidence from Russia // Economic Systems. 2017. Vol. 41. No. 2. P. 305-319. doi

См. также

Анализ и прогнозирование перспектив преодоления стагнации в российской экономике. Оценки возможных сценариев долгосрочного развития в условиях значительных изменений научно-технологической и геоэкономической среды

Анализ и прогнозирование развития российской экономики в условиях посткризисного роста. Оценка перспектив и рисков ускорения социально-экономического развития страны в условиях нестабильности внешней среды

Анализ тенденций развития российской экономики в условиях исчерпания потенциала прежней модели роста и ужесточения внешнеэкономических условий. Разработка кратко- и среднесрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Анализ и прогнозирование развития российской экономики, оценка перспектив преодоления экономической стагнации

Анализ развития российской экономики, ее важнейших сфер и секторов, определение возможных сценариев выхода российской и мировой экономики из затяжного экономического кризиса. Разработка средне- и долгосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Разработка сценариев развития российской экономики на перспективу до 2034 года: факторы роста и структурные изменения

Современные подходы к моделированию макроэкономической динамики и построению оптимальной макроэкономической политики

Ключевые слова