• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Informal Economic Activities of Police in Transformation Countries and Goals of the Law Enforcement System

Priority areas of development: sociology
2016
Department: Laboratory for Sociological Analysis
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: research of the relation between involvement of the police officers in the informal economic activities with the estimates of public safety in the base of the cross-country survey in Russia, Kazakhstan, Bulgaria and Latvia

Methodology: Questionnaire survey, interview, experimental methods, data of the budget statistics of the Ministry of Interior

Empirical base of research: Sociological survey of 1850 police officers in Russia, Kazakhstan, Bulgaria and Latvia; Data of the budget statistics of the Ministry of Interior, 2004-2015

Results of research:

Mass political protests of the end of 2011, although they were not the cause of the growth of budget expenditures on law enforcement agencies, however, contributed to a political justification of such growth (shortly before it obviously does not consider it necessary), and consolidation of the expenditure on the following budget cycle.

The decision of the Russian President to change the structure of the law enforcement agencies in April 2016 has provoked significant changes. In principle, these changes maintained the organizational and legal consolidation of the law enforcement system emerged during last 15 years. During this period, it has consistently demonstrated its duality, including both protecting the constitutional system and the existing political regime as a complex concept, as well as the protecting life and property of individuals and legal entities.

In whatever way Russian police system financed, it does not eliminate the problem of quality assessment of the work of the police. Reliable employee’s evaluation system should, on the one hand, have a direct and positive impact on their motivation, and on the other - to leave the opportunity to correct this behavior through incentives. It is essential that the evaluation system allows evaluation of the progress in achieving the objectives of the police. When trying to introduce the practice of police-public cooperation mechanisms someone should take into account that the government and civil society are the different types of institutional actors whose interests do not completely overlap.

As the results of sociological surveys, although to date in Russia has developed an understanding of the need to unite the efforts of civil society and the police, "public-private partnership" in this area is just beginning to take shape. Its level and content, on the one hand, characterize the current state of the governance, including the police as on the governmental actor, and on the other hand – it is a measure of the maturity of civil society, the degree of development of political and legal culture, and citizen participation.

It should be noted that as the experience of countries where there was already a highly developed co-operation of police and the public, to the development of such a partnership always act opposite forces: the desire of public to control the government (including the police) and the desire of the authorities to avoid such control. As a result, for the countries in transformation, including Russia, the special feature of democratic reforms in the police is that this kind of situation can be dangerous because of possible abuse of the police their authority since the democratization here is not the product of a historically long established traditions.

In Russia, on the one hand, the process of legislative change is developing in the direction of the widening of police-public cooperation, but on the other hand, in this area there are serious obstacles for the police accountability to society.

One such problem is the attitude of the police towards the idea of the development of partnerships with the public. The answers of the surveyed police officers in Russia, Bulgaria, Latvia and Kazakhstan show that those who believe that the establishment of such an interaction is not necessary, the overwhelming minority, less than 3%. However, those who have given a definite answer "yes" to this question in Russia is noticeably smaller than in other countries: 49% versus 74%. In Russia, 44% said "more likely than not" against less than a half in the other three countries. In other words, Russia's police community is not homogeneous on the need to forge stronger partnerships with the society. This means that no formal decision from the top commanders of requiring police to develop such cooperation, most likely, will not have success.

Nevertheless, this heterogeneity of the Russian police community provides the opportunity to develop such cooperation where there is a willingness to do police units in the form of the corresponding experiment. During this experiment can be tested existing proposals without significant risk, which arises in the course of large-scale changes.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

An agreement was reached with the leadership of Ministry of Internal Affairs of the Vologda region on the participation of members of the Project in the conduct of the experiment on development of the police-public cooperation at the level of police precinct.

Project data is also used in the teaching of courses in the HSE and the University of Toronto, as well as in writing graduate papers. 

Publications:


Карабчук Т. С., Альмухаметов Р. Р. Заработная плата полицейских в Болгарии, Казахстане, Латвии и России // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 2. С. 21-49.
Аймалиев И. М. Коррупция и архитектура военизированной бюрократии: сравнение полиции в США и России // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 2. С. 62-75. doi
Косалс Л. Я. Взаимодействие полиции и населения: К постановке проблемы формирования новой полицейской культуры в России (по материалам сравнительного социологического исследования сотрудников полициив России, Казахстане, Латвии и Болгарии) // В кн.: Право и безопасность: Проблемы регионального управления и правоприменительной практики. Вологда : Северо-Западный институт (филиал) Университета им. О.Е.Кутафина, 2017.
Kosals L., Pavlenko S. Criminal Justice, in: Russia: Strategy, Policy and Administration. L. : Palgrave Macmillan, 2018. doi Ch. 29. P. 331-338. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах и цели правоохранительной системы

Приоритетные направления развития: социология
2016

Цель работы: Анализ соотношение декларируемых и реальных приоритетов в деятельности полиции и их влиянии на полицейскую культуру и вовлеченность полиции в неформальную экономику

Используемые методы: Анкетный опрос, интервью, экспериментальные методы, анализ данных бюджетной статистики МВД

Эмпирическая база исследования: Анкетный опрос 1850 полицейских в России, Казахстана, Болгарии и Латвии; Данные лабораторных экспериментов в Москве и Алматы (Казахстан), 160 полицейских; Данные бюджетного финансирования МВД РФ, 2004-2015.

Результаты работы:

Массовые протесты конца 2011 г., хотя и не были причиной роста бюджетных расходов на правоохранительную деятельность, однако способствовали как политическому оправданию такого роста (незадолго до этого не считавшегося очевидно необходимым), но и консолидации этих расходов на последующих бюджетных циклах.

Решением президента Российской Федерации в апреле 2016 г. структура органов охраны правопорядка претерпела существенные изменения. В принципе, эти изменения сводятся к организационно-правовому закреплению сложившейся в течение предыдущих 15 лет сути российской правоохранительной системы. На протяжении этого периода она последовательно демонстрировала свою двойственность, включая в себя как функцию защиты конституционного строя (или, если угодно, существующего режима как комплексного понятия), так и функцию защиты жизни и имущества физических и юридических лиц, в том числе принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным властям.

Как бы полицейская система России ни финансировалось, это не снимает проблемы качества оценивания работы полицейских. Надёжная система оценки деятельности сотрудников должна, с одной стороны, оказывать прямое и положительное влияние на их мотивацию, а с другой — оставлять возможность для коррекции этого поведения через систему стимулов. Принципиально важно, чтобы система оценки позволяла зафиксировать прогресс в плане достижения целей полиции. При попытках введения в практику механизмов кооперации полиции и населения следует учитывать то, что государство и гражданское общество представляют собой различные типы институциональных акторов, интересы которых не полностью пересекаются.

Как показывают результаты социологических опросов, хотя к настоящему моменту в России сложилось понимание необходимости объединения усилий гражданского общества и полиции, «общественно-государственное партнерство» в этом направлении только начинает формироваться. Его уровень и содержание, с одной стороны, характеризуют современное состояние управленческой деятельности государства, включая  полицию, а с другой – являются критерием зрелости самого гражданского общества, степени развитости политико-правовой культуры и активности граждан.

Следует отметить, что как показывает опыт стран, где уже сложилась высокоразвитая кооперация полиции и общества, на пути развития такого партнерства всегда действуют разнонаправленные векторы силы - стремление общества к контролю над властью (включая полицию) и стремление власти избежать такого контроля. К особенностям демократических преобразований в полиции трансформирующихся стран, включая Россию, можно отнести то обстоятельство, что такого рода «колебания» могут представлять опасность расширения сферы возможного злоупотребления полицией своими полномочиями, так как там демократизация полиции (общества в целом) не является продуктом длительной исторически устоявшейся традиции.

В России, с одной стороны, идет процесс изменения законодательства в направлении развития взаимодействия полиции с обществом, но, с другой стороны, в этой области имеются серьезные проблемы, не позволяющие говорить о создании достаточных условий для решения задачи подотчетности полиции обществу.

Одной из таких проблем является отношение самих полицейских к идее развития партнерских отношений с населением. Ответы опрошенных полицейских из России, Болгарии, Латвии и Казахстана показывают, что, тех, кто считает, что налаживание такого взаимодействия не нужно (или скорее, не нужно), абсолютное меньшинство, менее 3%. Однако тех, кто дал определенный ответ «да» на этот вопрос в России заметно меньше, чем в других странах: 49% против 74%. В России 44% считают «скорее да, чем нет» против вдвое меньшей доли в трех других странах. Иначе говоря, в России полицейское сообщество отнюдь не гомогенно по поводу необходимости налаживать более тесные партнерские отношения с обществом. Это означает, что никакие формальные решения сверху, обязывающие полицейских развивать такую кооперацию, вероятней всего, успеха иметь не будут.

Тем не менее, эта неоднородность российского полицейского сообщества дает возможность развивать такую кооперацию там, где есть готовность полицейских подразделений это делать в форме проведения соответствующего эксперимента. Во время такого эксперимента могут быть апробированы имеющиеся предложения без значительного риска, который возникает в процессе крупномасштабных изменений.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

В рамках данного проекта достигнута договоренность с руководством УМВД по Вологодской области об участии сотрудников в проведении такого эксперимента на уровне участковых уполномоченных полиции.

Данные проекта также использовались в процессе преподавания учебных курсов в НИУ ВШЭ и университете Торонто, а также при написании аспирантских работ.

Публикации по проекту:


Карабчук Т. С., Альмухаметов Р. Р. Заработная плата полицейских в Болгарии, Казахстане, Латвии и России // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 2. С. 21-49.
Аймалиев И. М. Коррупция и архитектура военизированной бюрократии: сравнение полиции в США и России // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 2. С. 62-75. doi
Косалс Л. Я. Взаимодействие полиции и населения: К постановке проблемы формирования новой полицейской культуры в России (по материалам сравнительного социологического исследования сотрудников полициив России, Казахстане, Латвии и Болгарии) // В кн.: Право и безопасность: Проблемы регионального управления и правоприменительной практики. Вологда : Северо-Западный институт (филиал) Университета им. О.Е.Кутафина, 2017.
Kosals L., Pavlenko S. Criminal Justice, in: Russia: Strategy, Policy and Administration. L. : Palgrave Macmillan, 2018. doi Ch. 29. P. 331-338. doi

См. также

Ключевые слова