• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ стратегий преподавателей и учащихся на рынке высшего образования

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Цель работы

Изучение поведения и стимулов экономических агентов на рынке высшего образования, а именно преподавателей, учащихся и людей, получивших высшее образования.

Используемые методы

Для решения задач исследования используются теоретические и эмпирические (статистические) методы анализа данных, в частности предпосылки и методы неоклассической и неоинституциональной экономической теории, теории человеческого капитала, теоретико-игровые модели. В эмпирических исследованиях широко задействованы статистические и эконометрические методы анализа данных, собранных в процессе масштабных социологических опросов.

Эмпирическая база исследования

В исследовании используются данные международного проекта «Динамика академической профессии», данные мультипанельного лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», библиометрические данные из реферативной базы данных Web of Science.

Результаты работы

Анализ 11 вузов из 11 стран (Австралия, Чили, Китай, Германия, Малайзия, Нидерланды, Польша, Россия, Турция, Великобритания и США) показал глобальное влияние международных академических рейтингов на национальные политики в сфере образования, стратегию и поведения вузов и академическую жизнь в целом. На основе анализа документов и интервью с профессорско-преподавательским составом и административным штатом рассмотрен широкий спектр контекстуальных факторов, что дало возможность учесть специфику разных стран и академических систем.

Результаты анализа наиболее продуктивных исследователей, публикующих статьи в ведущих международных психологических журналах, показал, что существуют несколько типов авторов, отличающихся публикационными паттернами. Одни пишут статьи в коллективе своей лаборатории, другие – совместно с ограниченным кругом партнёров из других стран, третьи – в рамках большой международной коллаборации, включающей множество авторов из множества стран. Лишь малая часть авторов (6 человек) статей в ведущих международных психологических журналах является стабильной во времени, т.е. публиковала статьи на протяжении всего анализируемого периода с 2008 по 2015.

Исследование взаимосвязи между академическим инбридингом и публикационной активностью преподавателей российских вузов показано, что между нет значимой взаимосвязи. Инбриды и неинбриды значимо не отличаются с точки зрения вероятности наличия публикаций и их количества. Эти результаты являются устойчивыми для разных дисциплин и типов публикаций. Тем не менее, отсутствие значимых различий в количестве публикаций может не означать отсутствия различий в их качестве.

Анализ основных тенденций, связанных с изменением административного штата в высших учебных заведениях зарубежных стран, выявил, что начиная с конца прошлого века под воздействием внешних и внутренних факторов увеличилось количество всех сотрудников вузов, но скорость изменения была разной. В целом расходы на администрацию росли быстрее академических расходов, хотя, например, в США с 2008 г. административные расходы в государственных исследовательских университетах стали сокращаться. Кроме изменения административных издержек и численности административного персонала, менялся его состав, происходила профессионализация административных кадров: уменьшалось количество низкоквалифицированных сотрудников и возрастали формальные требования к нанимаемому персоналу; возникла тенденция к найму с внешнего рынка; стали появляться профессиональные организации административных сотрудников. Эта профессионализация происходила не однородно. Проведённый анализ позволяет сделать вывод о противоречивости трендов развития административных штатов университетов и необходимости углубленных исследований данной проблемы.

Сравнение разных структур управления в университете показало, что если перед учредителем стоит выбор способа делегирования права принятия решения, и он не может оценить предпочтения профессоров и делегировать права конкретному профессору, то совместное управление приведет к лучшим результатам, чем другие структуры управления. Если нет возможности делегировать право принятия решения всему коллективу, то лучше делегировать право комитету. Единоличное управление с ротацией или без ротации нее приводят к одним из худших результатов.

Результаты анализа, проведённого на данных лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии», показали, что среди факторов, влияющих на принятие абитуриентом решения о переезде, можно выделить индивидуальные характеристики абитуриента (результаты ЕГЭ, пол), семейные характеристики (материальное положение семьи, образование родителей), характеристики региона (средняя заработная плата, прожиточный минимум), характеристики региональной системы образования (индекс Херфиндаля-Хиршмана) и дистанция. Таким образом, даже после введения системы ЕГЭ, унифицирующего для абитуриентов процесс сдачи экзаменов при поступлении в вуз и за счёт это снижающего трансакционные издержки подачи документов, всё равно существуют достаточно сильные социально-экономические барьеры, ограничивающие мобильность абитуриентов в России.

На основе данных опроса московских учащихся было установлено, что успеваемость по результатам ЕГЭ является важным предиктором зарплатных ожиданий студентов. Кроме того, с ожидаемой отдачей от высшего образования положительно связана степень селективности вуза, в котором обучается студент. Учащиеся частных вузов ожидают более низкую заработную плату по сравнению со студентами государственных университетов. Социальный и культурный капитал семьи (образование родителей, количество книг дома) могут оказывать косвенное влияние на формирование зарплатных ожиданий через показатели успеваемости. Студенты из более обеспеченных семей ожидают получать более высокую заработную плату от образования по сравнению с учащимися из семей с низким доходом. Юноши ожидают более высокую отдачу от образования по сравнению с девушками, как в абсолютных, так и в относительных величинах. Работающие студенты ожидают получать более высокую заработную плату по окончании вуза по сравнению с неработающими учащимися, однако прогнозируют более низкую отдачу от высшего образования в относительном выражении.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты проведенных исследований могут быть использованы университетами при формулировании стратегии, управления, формировании политики найма работников, стимулирования их научной деятельности. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы при разработке и реализации образовательной политики в сфере финансовой поддержки абитуриентов.

Публикации по проекту:


Olga Gorelova, Lovakov A. Academic Inbreeding and Research Productivity of Russian Faculty Members / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2016. No. WP BRP 32/EDU/2016.
Yudkevich M. M., Taradina L. Russia: Ranking Fever: Do We Know the Remedy?, in: Global Rankings and the Geopolitics of Higher Education. Understanding the influence and impact of rankings on higher education, policy and society. Routledge, 2017.
Prakhov I., Bocharova M. Socio-Economic Predictors of Student Mobility / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP 34/EDU/2016 "Higher School of Economics Research Paper". 2016.
Yudkevich M. M., Pavlyutkin I. The Ranking Game on the Russian Battlefield: The Case of the Higher School of Economics, in: The Global Academic Rankings Game. Changing Institutional Policy, Practice, and Academic Life / Ed. by P. G. Altbach, M. M. Yudkevich, L. E. Rumbley. NY : Routledge, 2016. Ch. 9. P. 171-196.
Prakhov I. A. Determinants of Expected Return on Higher Education in Moscow / Пер. с рус. // Educational studies. 2017. No. 1. P. 25-57.
Панова А. А. Административный штат в современных вузах: анализ международного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2015. Т. 100. № 6. С. 129-138.
Horta H., Yudkevich M. M. The role of academic inbreeding in developing higher education systems: Challenges and possible solutions // Technological Forecasting and Social Change. 2016. No. 113, Part B. P. 363-372. doi

См. также

Ключевые слова