• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предикторы успешности обучения в начале и в конце начальной школы

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2016

Цель работы

Целью научного исследования «Предикторы успешности обучения в начале и в конце начальной школы» являлось изучение роли личностных и средовых факторов в прогнозировании успешности обучения младших школьников. Основные задачи исследования в 2016 г. включали: 1) исследование взаимосвязи социо-экономического статуса семьи, родительской мотивации и материальных и нематериальных инвестиций в образование ребенка и уровня учебных навыков при входе в школу (начало первого класса); 2) выявление факторов, которые способствуют развитию учебных навыков в течение первого года обучения (на конец первого класса); 3) выявление взаимосвязи некогнитивного развития ребенка на входе в школу (личностное, социальное развитие, а также его поведенческие характеристики) и успешности ребенка в начальной школе; 4) выявление личностных факторов и факторов среды, которые лучше всего объясняют учебные достижения в конце начальной школы (в четвертом классе); 5) анализ и интерпретация моделей, которые лучше всего объясняют уровень учебных навыков в конце первого года обучения в школе и уровень учебных достижений в конце начальной школы (в четвертом классе).

Используемые методы

Исследование проводилось с использованием смешанного подхода к измерениям в области образования, включая методы современной теории тестирования (Item Response Theory) – для работы с первичными результатами оценивания, а также методы статистического анализа данных - при проведении вторичного анализа.

Для оценки образовательных достижений учащихся в первом классе применялась русская версия инструмента iPIPS (international Performance Indictors in Primary School). Для измерения результатов учащихся в конце обучения начальной школе был использован инструмент SAM (Student Achievement Monitoring).

В качестве основы для выбора моделей тестирования, шкалирования данных, а также для проведения серии валидизационных исследований была выбрана современная теория тестирования (IRT) и семейство моделей Rasch. Использование методов статистического анализа данных, в том числе многоуровневого и медиационного регрессионного анализа, позволило проанализировать и определить надежные предикторы успешного прогресса ребенка в начальной школе.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическая база исследования включает данные, собранные в течение предыдущих лет реализации научного проекта, в частности, данные обследования первоклассников г. Красноярска (около 1400 первоклассников) и Республики Татарстан 2014-2015 г. (около 1600); Москвы (около 2600) и Республики Татарстан (около 5000) 2015-2016 г. с помощью инструмента iPIPS, а также данные пилотного тестирования учащихся 4 классов c помощью инструмента SAM (около 150 человек). 

Данные тестирования первоклассников включают результаты диагностики детей на входе в школу и в конце первого года обучения: базовые когнитивные навыки в чтении, математике, фонематическую грамотность, результаты оценивания поведенческого, личностного, социального и эмоционального развития детей и комплексную контекстную информацию (об учителях и родителях).

Данные тестирования учащихся четвертых классов включают результаты детей по оценке уровневого владения математикой, а также результаты измерения субъективного благополучия четвероклассников в школе.

Результаты работы

В 2016 г. была проведена подготовка, проведение и обработка данных второго цикла измерения образовательных достижений первоклассников для оценки их прогресса в конце первого учебного года с помощью инструмента iPIPS на широкомасштабной выборке первоклассников (более 5000 детей), протестированных осенью 2015 г. в республике Татарстан), а также данных пилотного оценивания образовательных достижений учащихся четвертых классов (около 150 человек) для расширения имеющихся и построения новых моделей прогнозирования успешности детей в течение всего обучения в начальной школе.

На базе данных, полученных в нескольких регионах страны в течение предыдущих лет реализации научного проекта и данных 2016 г. была проделана комплексная аналитическая работа в соответствии с задачами проекта. 

Проведено исследование по оценке взаимосвязи социо-экономического статуса семьи, родительской мотивации и материальных и нематериальных инвестиций в образование ребенка и уровня учебных навыков при входе в школу. Было установлено, что и уровень дохода, и образование родителей предсказывают грамотность детей через три типа родительских инвестиций. При этом обнаружены существенные статистические различия в этой связи. Полученные результаты дополнили существующую теоретическую Модель семейных инвестиций.

Проведено исследование по выявлению факторов, которые способствуют развитию учебных навыков в конце первого года обучения в школе, включая оценку взаимосвязи некогнитивного развития ребенка на входе в школу (личностное, социальное развитие, а также его поведенческие характеристики) и его успешности в конце первого класса.

При изучении личностных факторов акцент был сделан на существенные отличия в когнитивном и некогнитивном развитии у первоклассников, обладающих выраженными симптомами СДВГ и теми, кто не демонстрирует поведенческих нарушений. Результаты исследования согласуются с результатами, полученными в зарубежных исследованиях. Дети с выраженными симптомами СДВГ демонстрируют более низкие результаты по чтению и математике. Также эти дети показывают более низкий уровень социального и эмоционального развития. Тем не менее, дети из обеих рассматриваемых групп демонстрируют одинаковый прогресс в течение первого года по всем измеряемым параметрам.

При изучении факторов образовательной среды, связанных с прогрессом первоклассников, было показано, что более слабые по подготовке дети и классы совершают значительный прогресс и к концу первого года подтягиваются к среднему уровню развития навыков по чтению и математике. Иными словами, в первом классе происходит выравнивание результатов учеников за счет большого прогресса менее подготовленных к школе детей. Существенным оказывается вклад уровня школ и классов в достижения детей по чтению и математике.

Исследованию по выявлению факторов среды, которые лучше всего объясняют учебные достижения в конце начальной школы - в четвертом классе выявило, что фактор повышенного статуса школ работает только в отношении математики. Учащиеся гимназий демонстрируют более высокие уровни развития учебно-предметных компетенций по математике, но не по русскому языку. При этом часть различий между учащимися школ разных статусов связана с типом УМК и стажем учителя.

Наконец, исследование личностных факторов, предсказывающих успешность ребенка в четвёртом классе, фокусировалось на изучении эффекта субъективного благополучии школьников. Были обнаружены различия в удовлетворенности школой, количестве друзей, частоте сотрудничества с одноклассниками и частоте враждебности в общении с одноклассниками между детьми с разными уровнями учебных достижений. Также было показано, что между учащимися с разными уровнями учебных достижений нет различий в аффективном компоненте, т.е. учащиеся с разным уровнем достижений одинаково часто испытывают, как позитивные, так и негативные чувства в школе.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования первоклассников с помощью инструмента iPIPS, полученные в ходе стартовой диагностики и оценки прогресса детей, могут быть использованы в качестве элемента независимой системы оценки качества образования на региональном уровне (Республика Татарстан), а также как элемент внутренней системы оценки качества образования и самообследования на уровне школы (школы Москвы). По результатам каждого этапа исследования директора и учителя получают аналитические отчеты с результатами диагностики школьников. Отчеты сопровождаются подробными рекомендациями по работе с группами детей в соответствии с их особенностями когнитивного и некогнитивного развития.