• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые тренды в социализации детей и подростков в системе образования и вне ее

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Цель работы: развитие модели описания специфики социализации детей и подростков в современных условиях и разработка методологии ее изучения.

В фокусе исследовательского интереса, таким образом, оказываются:

  • Изменение запросов семьи к образовательным сервисам в связи и по отношению к современным социальным трендам;
  • Типичные трудности семьи в организации практик воспитания с привлечением возможностей территории;
  • Социализация детей и подростков в системе образования и вне ее в связи с появлением сервисов сетевого общения.

Используемые методы: для реализации программы эмпирического исследования по данному проекту были использованы методы качественного и количественного исследования: полуструктурированные тематические интервью, авторские опросники, включая шкальные опросники, включенное наблюдение, эссе, авторские дневниковые методики. Обработка полученных данных осуществлена при помощи статистических критериев, применен метод тематического анализа.

Эмпирическая база исследования: всего в исследовании приняли участие более 2000 человек (ученики школ, родители и члены семей учащихся, представители школьной администрации, педагоги). Более 170 респондентов опрошены с применением качественных методов.

Результаты работы: 

Основные выводы исследования характеризуют изменения современного детства и подростничества:

  • сферы социализации существенно конвергируют (в частности, семья вмешивается в образование и отчасти препятствует неподконтрольному поведению детей), свободные проявления активности частично уходят в виртуальное пространство (онлайн и оффлайн общение для самих школьников неразличимы),
  • привычные формы активности школьников существенно меняются по сравнению с прошлыми десятилетиями – эмпирически установлено, что меняется поведение в школе и (можно предположить), меняется отношение к ней. Также эмпирически установлено, что существенным изменениям подвергся досуг.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Разработана методика диагностики пришкольной территории, позволяющая проводить описание насыщенности территории сервисами дополнительного образования, которые могут быть использованы учащимися во второй половине дня. Методика операционализирована и подготовлена к публикации. Методика может быть применена не только исследователями, но также представителями школьной администрации для совершенствования воспитательной и просветительской работы.

Результаты эмпирического исследования запросов родителей к системе образования лягут в основу тренинговой образовательной программы, рассчитанной на проведение среди педагогов и администраторов школ и детских садов и направленной на формирование навыков разрешения сложных коммуникативных ситуаций.

Публикации по проекту:


Safronov P., Бочавер А. А., Koroleva D., Nisskaya A. Together apart: field notes as artefacts of collaborative ethnography // Ethnography and Education. 2019. Vol. 1. No. 1. P. 1-14. doi
Bochaver Alexandra, Корзун А. Н., Polivanova K. N. Kids, streets, and activities / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 71.