• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьная дифференциация и ее последствия: образовательный выбор

Приоритетные направления развития: социология
2016

Цель работы – изучение дифференциации учебных заведений, анализ механизмов формирования школьной дифференциации и последствий этого процесса в школах. Особое внимание уделяется изучению выбора школы родителями как главного фактора школьной дифференциации.

Используемые методы: В проекте применяется смешанная методология, сочетающая качественные методы (наблюдение и анализ интервью) и количественные методы (опросы и статистический анализ данных). В качестве основных статистических методов использовались факторный анализ, линейная, логистическая и многоуровневая регрессии, моделирование структурными уравнениями.

Эмпирическая база исследования: В проекте использованы количественные и качественные данные, собранные НУЛ СОН за 2011-2015 годы, а также новые данные, полученные в 2016 году. Были проведены (1) наблюдение на встречах администрации и родителей потенциальных учащихся в 18-ти школах (получено 52 дневника наблюдений);  (2) 15 интервью с членами районных комитетов и родителями; (3) опрос 112 человек учащихся колледжа (7-ая волна лонгитюдного опроса); (4) опрос старшеклассников Красносельского района (1200 учеников из 40 школ); (5) опрос родителей учеников начальных классов (19 школ, 729 родителей); (6) опрос учащихся школ и колледжей о здоровье и рисковых практиках (971 учащихся колледжей, 434 учащихся школ).

Результаты работы:

В плане методических достижений были разработаны и апробированы 1) пространственный анализ популярности школ с применением геокодирования и конструированием catchment area школ, 2) новый инструмент оценки школьного климата для мониторинга качества школ.

В плане эмпирических достижений достигнуты важные результаты, описываемые ниже.

В первую очередь надо отметить, что с помощью методики геокодирования впервые были подробно описаны пространственные паттерны дифференциации школ. Их сравнение в двух районах Петербурга демонстрирует, что характер и сила школьной дифференциации связаны с характеристиками локальной образовательной системы.

Во-вторых, в исследовании были описаны сигналы школ, направленные на привлечение или отталкивание родителей, а также проанализированы особенности их восприятия родителями разных социальных групп. Анализ данных интервью и опросов выявил четыре группы сигналов, которые транслируют школы и на которые ориентируются родители: 1 - предполагаемый уровень затрат, 2 - соотношение вовлеченности в образование ребенка родителей и школы, 3 - акцент на академической или внеклассной жизни, 4 – демонстрация доступности школы для любых семей. Было обнаружено, что эти сигналы по-разному воспринимаются родителями в зависимости от их уровня образования и социально-экономического статуса. Таким образом, родители совершают выбор в соответствии со структурой возможностей в сложившейся системе дифференциации школ, и ситуация выбора усугубляется из-за различий в их восприятии сигналов школ.

Если выбор на уровне начальной школы совершается родителями, то в старших классах ученики обретают определенную самостоятельность в выборе дальнейшей образовательной траектории. Изучение выбора дальнейшего образования после 9 класса показывает, что на этом этапе друзья являются сильнейшим модератором поведения учащихся. Мнение (притязания) друзей способны перевесить фактор воспроизводства социального статуса, причем не только в сторону более высокого уровня образования, но и в сторону более низкого, включая начальное профессиональное образование. Учащиеся, выбирающие среднее и начальное профессиональное образование, происходят из одной среды, их установки ближе друг другу, чем выбирающим высшее образование.

Неравенство в успехах и притязаниях школьников – следствие не только классовой дифференциации населения, но и дифференциации школ. Отчасти компенсировать и преодолеть ее последствия в дальнейшем способны влияние сверстников и использование образовательных ресурсов в Интернете, которые также были изучены в ходе исследования. По данным опроса старшеклассников Красносельского района, использование интернета в образовательных целях занимает второе по важности место между двумя ведущими рекреационными практиками – социальными сетями и онлайн играми. При этом анализ не обнаруживает различий в практиках использования Интернета, в том числе и образовательных ресурсов, в зависимости от социально-экономического статуса родителей, что говорит об отсутствии цифрового барьера второго уровня. Предстоит выяснить, подтверждается ли этот результат на других выборках.

Было изучено влияние среды образовательного учреждения каждого трека (школы и колледжа) на формирование рискового поведения в качестве важного следствия дифференциации на этапе после 9-го класса.  Обнаружены и описаны сходства и различия в практиках рискового поведения (курение и потребление алкоголя) учащихся школ и колледжей, а также выделены факторы, влияющие на рисковое поведение. Доверительные отношения в семье и контроль со стороны родителей являются защитными факторами, предотвращающими раннюю алкоголизацию учеников, тогда как наличие потребляющих алкоголь друзей и представления о безвредности алкоголя, напротив, провоцируют подростков на эксперименты с рисковым поведением.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты изучения выбора школы и рискового поведения могут быть интересны образовательным учреждениям (школам и колледжам), а также представителям комитета образования и позволят. В дальнейшем они позволят выработать ряд рекомендаций в сфере социальной политики по снижению уровня неравенства в школе и профилактики рискового поведения.

Методика анализа популярности школ при помощи анализа catchment area с применением геокодирования и методика тестирования и мониторинга качества школ были апробированы на данных двух районов Петербурга (Невском и Красносельском) и готовы к внедрению в рамках онлайн-анкетирования старшеклассников в других районах по запросу районных комитетов образования.

По итогам всех опросов Лаборатория продолжает предоставлять учебным заведениям отчеты с информацией о социально-психологических характеристиках учащихся, об изменениях их академических установок, профессиональной вовлеченности и в рисковом поведении (во временной динамике, на уровне учебного заведения и на уровне учебных групп). 

Публикации по проекту:


Poder K., Lauri T., Ivaniushina Valeria, Alexandrov Daniel. Family Background and School Choice in Cities of Russia and Estonia: Selective Agenda of the Soviet Past and Present // Studies of Transition States and Societies. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 5-28.
Титкова В. В., Александров Д. А., Иванюшина В. А. Четыре стороны социальной агрессии: агрессоры, драчуны, жертвы и свидетели // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 590-601.
Daniel Alexandrov, Alexey Gorgadze, Ilya Musabirov. Virtual Caucasus on VK Social Networking Site, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. NY : ACM, 2016. P. 215-217. doi
Daniel Alexandrov, Viktor Karepin, Ilya Musabirov. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. NY : ACM, 2016. P. 309-311. doi
Савельева С. С., Александров Д. А. Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 634-641.
Vadim Voskresenskiy, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Private and Public Online Groups in Apartment Buildings of St. Petersburg, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. NY : ACM, 2016. P. 301-306. doi
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Казарцева Е. В. Этническая самоидентификация подростков-мигрантов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 113-127.
Савельева С. С., Александров Д. А. Школьная дифференциация в социальном контексте: сравнительный анализ двух сельских кейсов // Социология образования. 2016. № 5. С. 85-97.
Khodorenko D. K., Titkova V. Extracurricular Sport and Risk Behaviour: Are They Related? / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2016. No. 38.