• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Долгосрочные перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций: подходы к оценке и их апробация

Приоритетные направления развития: социология
2016

Цель работы: обоснование методов оценки долгосрочных перспектив развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в России, адекватных особенностям его современного состояния в нашей стране, характерному для нее содержательному и методологическому контексту социально-экономического прогнозирования и доступной информационной базе.

Объектом исследования являются подходы к оценке перспектив развития сектора негосударственных некоммерческих организаций.

Используемые методы:

  • анализ результатов российских и зарубежных исследований, теоретических и эмпирических, по основным аспектам темы;
  • сбор эмпирических данных социологическими методами;
  • сбор эмпирических данных с опорой на принципы историзма, системности и комплексности, с использованием сравнительно-исторического и сравнительно-правового методов;
  • математические методы анализа данных;
  • обобщение зарубежного опыта и критический анализ зарубежного и отечественного опыта прогнозирования и проектирования развития гражданского общества и сектора негосударственных некоммерческих организаций.
  • экспертное сценарное прогнозирование развития гражданского общества и сектора негосударственных некоммерческих организаций.

Эмпирическая база исследования:

  • результаты предшествующих обследований негосударственных некоммерческих организаций, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2009-2015 годах;
  • данные российской и зарубежной государственной статистики, социологических и исторических исследований по различным аспектам развития и трансформации сектора негосударственных некоммерческих организаций, а также о состоянии некоммерческого сектора;
  • источники историко-правовой информации;
  • данные обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в 2015 году. В выборку вошли 850 организаций из 33 российских субъектов. Опрос проводился по квотной выборке  с использованием репрезентативных квот по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО. В соответствии с заданными квотами опрашивались руководители организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях. Основанием для отбора регионов являлась типология субъектов РФ по трем характеристикам: по индексу урбанизации, по индикатору развитости некоммерческого сектора (в количественном выражении), по индикатору экономического развития субъекта РФ, выраженному в отношении показателя душевого валового регионального продукта (ВРП) к среднему по России. Основой для отбора респондентов являлись реестры некоммерческих организаций и общественных объединений в этих субъектах РФ. Отбор проводился механическим способом. Не более двух третей общего числа респондентов в каждом субъекте РФ были опрошены в его административном центре (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).

Результаты работы:

  • В рамках деятельностно-структурного теоретического подхода обоснована субъектная роль НКО в трансформации гражданского общества и социетальной системы. Продемонстрировано, что цель и ключевой ориентир развития социетальной системы – это повышение общественного благосостояния на основе поступательного и устойчивого развития экономики и общества, эффективного использования имеющихся ресурсов. При этом должны учитываться  интересы как нынешнего, так и будущих поколений. Уровень и качество развития сектора НКО сказывается на общественном благосостоянии как непосредственно, так и опосредованно – через влияние на важнейшие макрохарактеристики общества: эффективность институциональной системы, качество социально-групповой структуры и человеческого потенциала. Поэтому  даже простое увеличение числа реально действующих НКО может выступать одним из важнейших ориентиров развития сектора;
  • Выявлено, что на возможные сценарии развития некоммерческих организаций в России заметное влияние оказывают характеристики государственной политики. Осмысление долгосрочных перспектив развития сектора НКО предполагает учет средне- и долгосрочной политики исполнительной власти в отношении третьего сектора, готовности ее представителей к диалогу с НКО – как в конструировании желательного сценария развития сектора, так и в координации деятельности разных заинтересованных сторон в продвижении к нему. Именно государственная политика может внести заметную лепту в выстраивание такого баланса сил, при котором потенциал НКО и, шире, гражданского общества мог бы раскрыться в наибольшей степени, а позитивная «энергия общественной самодеятельности» не растрачиваться впустую, в т.ч. на преодоление административных барьеров. Для этого государственная политика и принимающие решения группы должны стать более открытыми, видеть в НКО своего социального партнера. Повышению переговорной силы НКО во взаимодействиях с властью может также содействовать рост в общем количестве доли НКО общенационального и международного масштаба;
  • C учетом обобщения исторического опыта формирования гражданской самоорганизации в позднеимперский и советский периоды российской истории, а также вырисовывающихся правовых, институциональных и социокультурных перспектив для ее развития, определены тенденции развития гражданской самоорганизации в современной России. Указанный опыт затрагивает предпосылки развития гражданской самоорганизации (правовые, экономические, социальные, культурные, ментальные), касается общего вектора, тенденций и перспектив развития гражданской самоорганизации в царской и советской России, моделей взаимоотношений институтов гражданского общества с органами государственной власти и структурами местного самоуправления;
  • Определен набор качественных и количественных характеристик состояния сектора негосударственных некоммерческих организаций для целей прогнозирования и описано текущее состояние сектора в разрезе данных характеристик. Это такие характеристики, как численность НКО и СО НКО; их организационно-правовая форма; уровень информированности россиян о деятельности НКО; уровень доверия к НКО; уровень участия россиян в деятельности НКО; сфера деятельности СО НКО; свойства / качества / особенности сотрудников и добровольцев СО НКО; источники финансирования СО НКО; самооценка результативности деятельности НКО.
  • Выделены области деятельности НКО, которым в наибольшей степени свойственна инновационная деятельность. Это: достижение цели организации; использование компьютерных технологий; продвижение программ, проектов, услуг, деятельности организации для повышения ее узнаваемости, улучшения репутации, привлечения новых клиентов.
  • Выявлено, что основная задача развития некоммерческого сектора – преодоление общественной пассивности и патернализма, изменение общественных установок на более деятельные, основанные на ценностях солидарности и самоорганизации.
  • Достижение задачи развития сектора возможно при прохождении двух этапов: во-первых, это формирование нового общественного консенсуса, основанного на конструктивной социальной активности, позитивного коллективного действия, продуктивной гражданской культуры; во-вторых, это создание условий, при которых НКО станут драйверами, инициаторами и площадками для тестирования и внедрения социальных инноваций в стране.
  • Выделено семь групп мер, которые могут способствовать прохождению обозначенных этапов:
  • выравнивание возможностей для НКО и предприятий малого и среднего бизнеса. НКО получат большой стимул для развития своей инновационной деятельности, если на них будут распространяться меры поддержки и регулирования, которые распространяются сейчас на предприятия МСП;
  • приведение во взаимное соответствие норм законодательства, регулирующих деятельность НКО;
  • совершенствование ресурсного обеспечения деятельности НКО (пожертвования, целевые капиталы, гранты, субсидии, имущество, льготы);
  • сохранение и развитие инфраструктуры поддержки НКО. Формирование «экосистемы» для развития НКО, общественных инициатив и социального предпринимательства с участием разных акторов;
  • содействие формированию культуры благотворительности, распространение ценностей солидарности и взаимопомощи, повышение доверия к НКО;
  • формирование нового качества социальных услуг на основе прозрачности и конкуренции;
  • повышение качества и эффективности гражданского участия и общественного контроля.
  • Выделены факторы риска реализации предложенных мер, которые могут привести к профанации и имитации предложенных мер; они видятся в следующем:
  • отсутствие понимания природы и ценности гражданских организаций;
  • непоследовательность государственной политики по отношению к развитию НКО и непрозрачный доступ НКО к ресурсам;
  • отсутствие четких критериев внутри понятия НКО;
  • слабость саморегулирования в секторе;
  • негативный настрой региональных элит и руководителей ОИВ, неготовность ОИВ выстраивать долгосрочную устойчивую систему взаимодействия с гражданами и НКО.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

  • Материалы исследования использовались в рамках экспертно-аналитической деятельности рабочей группы по подготовке предложений по стратегиям развития РФ в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Сотрудники Центра участвовали в деятельности данной рабочей группы Экономического совета по направлению «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост», проходившей на базе фонда «Центр стратегических разработок». Для полноценной разработки стратегий развития был проведен комплексный анализ текущего состояния и прогнозирование состояния сектора НКО. На этом основании были разработаны рекомендации по принятию государственных мер в области поддержки некоммерческих организаций для решения социальных задач, включая анализ предпосылок и ограничений для практической реализации таких мер.
  • Материалы данного исследования использовались для проведения Пятой международной летней школы «Долгосрочные перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в России: подходы к оценке и их апробация» (5-11 сентября 2016 г.). Организатором школы выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
  • Материалы исследования используются сотрудниками Кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организаций в рамках образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук. В частности, материалы используются в рамках общеуниверситетского факультатива «Гражданское общество в России и за рубежом» (1-3 модуль), а также в рамках руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами на факультете социальных наук.

Публикации по проекту:


Туманова А. С., Сафонов А. А. Правительственная бюрократия позднеимперской России и ее подходы к осуществлению гражданских свобод // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 3. С. 112-131.
Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций в России // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 163-170.
Миннигалеева Г. А. Инновационность российских НКО: масштабы и взаимосвязь с особенностями управления // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 67-79. doi
Шабанова М. А. Этичное потребление как новый вид гражданской активности в России // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 191-202.
Tumanova A. S. Learned Societies in Russia during World War I: Creating a "Home Front", in: Russia`s Home Front in War and Revolution, 1914-22. Book 2: The experience of War and Revolution Vol. 3: The Russian Home Front in a Continuum of War, 1914-1922: New Research. Book 2. Slavica Publishers, 2016. Ch. 1. P. 107-135.
Smith D. H. Volunteering Impacts on Volunteers: Immediate Positive Emotional-Cognitive Effects and Longer-Term Happiness/Well-Being Effects, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 1312-1330. doi
Tumanova A. S., Harris B., Morris A., Ascough R. S., Chikoto G. L., Elson P. R., McLoughlin J., Muukkonen M., Pospisilova T., Roka K., Sotere-Proctor A., YU P. History of Associations and Volunteering, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 23-58. doi
Smith D. H., Simon K. W., Breen O. B., Avtonomov A., Dadrawala N., Hasan S. Legal, Registration, and Taxation Issues of Associations, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 1139-1161. doi
Smith D. H., Mersiyanova I. V., Bruce I. W., Laamanen M., Ashcraft R., CHEN M. M., Nel H. Resource Attraction and Marketing by Associations, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. Ch. 39. P. 992-1006. doi
Громова М. Н., Мерсиянова И. В. Государственная поддержка НКО и проблема оценки ее эффективности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 39-44.
Мерсиянова И. В., Кошелева Н. В., Кузьмин А. И., Громова М. Н. Оценка эффективности программ поддержки НКО: вопросы применимости зарубежного опыта // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 11-17.