• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Identity and Intercultural Interaction on the Post-Soviet Space: The Experience of Russia and Former USSR Countries

Priority areas of development: humanitarian
2016
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Aim of the project

To identify social psychological factors (identity, interethnic attitudes, social representations, values) that enhance mutual integration of ethnic minorities and an ethnic majority in the former Soviet countries.

Method

Social psychological survey (self-administered; paper-based face-to-face interviews), in-depth interviews (cognitive interviews, expert interviews), factorial survey.

Empirical base of the project:

  • Survey data collected for studying the relationship between intergenerational (parents-children) transmission of collective identity and satisfaction of life in North Ossetia-Alania (N=430);
  • Survey data collected for studying the role of group disidentification in the acculturation strategies of the minority (Russians) and acculturation expectations of the majority (Kabardians and Balkars) in Kabardino-Balkaria (N=534);
  • Survey data collected for studying the effect of motivation for ethnocultural continuity (2 generations, parents-children) on intercultural attitudes and subjective well-being of Russians in Latvia and Azerbaijan (N=428);
  • Survey data collected for studying the effect of the institutional sphere perception on social capital and ethnic tolerance in the Central and North-Caucasian Federal Districts in Russia (N=2046);
  • Survey data collected for studying the relationship between Russians’ political values, their acculturation expectations and acceptance of multiculturalism policies (N=128);
  • Survey data collected for studying the psychological factors that enhance discrimination of migrants in the socioeconomic sphere in Moscow and Ulyanovsk (N=241);
  • Survey data collected for studying the assertiveness in school students (migrants and host population) in Yaroslavl oblast’ (N=2003);
  • Transcripts of 8 expert interviews and the factorial survey data (N=541) collected for studying the mediating role of perceived similarity with an outgroup member and attitudes towards this member;
  • The transcripts of 7 cognitive interviews and survey data (N=307) collected for the empirical test of methods of strategies for identity maintenance.

Results of the project:

We analyzed and empirically tested the role of various social psychological factors in the integration of ethnic minorities and an ethnic majority in the former Soviet countries. Our findings allow us to conclude that several factors such as social identity and disidentification, motivation for ethnocultural continuity, importance of the outgroup member’s perceived characteristics as well as their perceived similarity, strategies for identity maintenance, perceived ability to influence the political situation, civic activism and institutional trust, political values, ideological attitudes and social distance are the most significant predictors of integration. Below we present the results obtained for each factor.

  1. The results obtained in the study on the intergenerational (from parents to children) transmission of collective identity (including ethnic, regional, civic, and religious identities) in the groups of an ethnic minority (Russians) and the majority (Ossetians) in North Ossetia demonstrated that the transmission within those two groups takes different forms. More specifically, while in the group of Russians all the above-mentioned identities are transmitted, in the group of Ossetians only specific types of identities in parents and children are closely related to each other. Collective identity positively affects life satisfaction within generations. In addition, parents’ collective identity positively affects both parents’ and their children’s life satisfaction in both samples.
  2. The results obtained in our study on social disidentification as a predictor of acculturation preferences of the minority (Russians) and acculturation expectations of the majority (Kabardians and Balkars) in Kabardino-Balkaria demonstrated the significant main effect of social disidentification even controlling for the effect of different types of social identity. In the sample of Russians, republican disidentification leads to the choice of separation and marginalization and impedes integration and assimilation. At the same time, national disidentification with Russia enhances assimilation and marginalization. In the majority group (Kabardians and Balkars), national disidentification also enhances acculturation expectations of assimilation of Russians, as well as their exclusion and segregation, and impedes integration of Russians in the republic.
  3. The results obtained in the study on motivation of ethnocultural continuity with regards to its intergenerational (parents-children) and inter-country (Latvia and Azerbaijan) specificity showed that there are universal, as well as specific, relationships. Parents’ motivation for ethnocultural continuity is positively related to motivation for ethnocultural continuity of their children; and parents’ life satisfaction is positively related to life satisfaction of children. Negative relationship between motivation for ethnocultural continuity and assimilation in the generation of parents is also universal. At the same time, in Russian families in Latvia, integration is positively related to self-esteem in both generations, while separation, assimilation, and marginalization are negatively related to self-esteem. In Azerbaijan, those relationships are non-significant. Moreover, among Russian families in Latvia, parents’ assimilation is positively related to children’s assimilation, while among Russian families living in Azerbaijan, there is a positive relation when considering the integration strategies both in children and parents.
  4. The results obtained in the study on the political activity as a predictor of social capital and ethnic tolerance demonstrated that the perceived possibility to influence political situation is the strongest predictor of civic activism; in addition, this factor positively affects ethnic tolerance. Furthermore, the perceived possibility to influence the political situation was also positively related to institutional trust, which in turn positively affects generalized trust and ethnic tolerance. Those relationships were found both in Central and North-Caucasian federal districts. In addition to the universal relationships, we found specific relationships for each federal district. For instance, the negative relationship between the perceived possibility to influence the political situation and generalized trust was only significant in the respondents from Central federal district. At the same time, in the North Caucasus, neither family ties nor friendly contacts enhance ethnic tolerance.
  5. Our results on the relationship between political values, acculturation expectations and attitudes towards multiculturalism showed that “acceptance of migrants” has the strongest effect on acculturation expectations. This political value positively relates to integration and acceptance of multiculturalism, and negatively relates to assimilation and exclusion. Political values such as civil rights and law and positively relate to integration. At the same time, blind patriotism positively relates to exclusion.
  6. Our results on the effects of psychological factors on socioeconomic discrimination of migrants showed that ideological attitudes (right-wing authoritarianism, social dominance orientation and support for multicultural ideology) and social distance significantly predict socioeconomic discrimination of migrants. Specifically, we found that discrimination in socioeconomic sphere positively relates to right-wing authoritarianism, social dominance orientation, and social distance, while it is negatively related to support for multicultural ideology.
  7. The results of the study conducted in the Yaroslavl’ region demonstrated that migrant status of students did not affect the level of educational attainment. At the same time, the level of assertiveness had a significant positive effect on educational attainment even when controlling for other variables, such as gender, age, school level, family, etc. Thus, assertiveness can be considered one of the key factors explaining educational attainment of students.
  8. Our results on the mediating role of the perceived similarity with outgroup members in the relationship between the perceived characteristics of the outgroup members and attitudes towards them demonstrated that the perceived similarity indeed mediates that relationship for all eight dimensions of categorization (ethnic and religious affiliation, gender, age, status of migrant, level of Russian language proficiency, level of education and qualification). However, in some cases, the perceived similarity fully mediates the relationship, and in some – partially. For instance, in case of ethnic, gender and age dimensions, ingroup favoritism can be fully explained by the perceived similarity. At the same time, in case of all other dimensions, favorable attitudes towards outgroup members can be explained by both the perceived similarity and the fact of being included in one of the other groups of categorization (for instance, the level of education).
  9. The results of the study on the strategies of identity maintenance showed that the designed technique is reliable and valid. Besides, for the Russian context, we identified a third-level factor, which organizes seven strategies of identity maintenance in two groups (the desire to enhance the group status and group avoidance). Strategies aimed at the desire to enhance the group status positively relate to different types of social identity, attitudes towards minorities regarding their integration. Strategies of group avoidance negatively relate to different types of social identity, and result in indifferent attitudes to minorities.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results.

The results have been used to develop and elaborate training curricula for enhancing migrants’ and host population’s ethnocultural competence in the North-Caucasian Federal District.

Scope of application:

The results can be useful for:

  • The development of specialized courses for civil servants working in the sphere of interethnic relationships;
  • The development of social programs aimed at the harmonization of interethnic relationships in Russian society;
  • Teaching at universities within the courses of ethnic psychology, cross-cultural psychology, ethnic sociology, and psychology of conflict.

Publications:


Tovar-García E. D., Alòs i Font H. Bilingualism and educational achievements: the impact of the language used at home by Tatar school students in Tatarstan, Russia // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2016 doi
Tovar-García E. D., Podmazin E. The impact of socioeconomic status and population size on the use of the Tatar language at home // Intercultural Education. 2017
Tovar-García E. D. Migration background and educational achievements in Russia // Migraciones Internacionales. 2017. Vol. 9. No. 1. P. 69-93.
Котова М. В. Социальная идентичность с точки зрения ее функций для индивида и для группы: перспективы для понимания межгруппового поведения // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Пятой Международной научной конференции 27-28 мая 2016 г. В 2 т. Т. 1. Смоленск : Издательство Смоленского гуманитарного университета, 2016. С. 138-142.
Kamaev A., Tovar-García E. D. Educational achievements of migrant schoolchildren in Moscow / Leibniz Institute for the Social Sciences (GESIS). Series 0168-ssoar-46748-7 "SSOAR". 2016.
Kamaev A., Tovar-García E. D. Educational achievements of migrant schoolchildren in Moscow, in: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. P. 303-310.
Lebedeva N., Dimitrova R. Acculturation in Eastern Europe, in: CAMBRIDGE HANDBOOK OF ACCULTURATION PSYCHOLOGY SECOND EDITION. Cambridge University Press, 2016. Ch. 14. P. 272-293.
Grigoryev D. Acculturation Profiles of Immigrants and Their Level of Socio-Economic Adaptation / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 58. doi
Дробовцева М. В., Котова М. В. Взаимосвязь гражданской и этнической идентичности россиян: факторы социокультурного контекста // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 1-27.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыИдентичность и межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве: опыт России и стран бывшего СССР

Идентичность и межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве: опыт России и стран бывшего СССР

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Цель работы: выявить социально-психологические факторы (идентичность, межэтнические установки, социальные представления, ценности), способствующие достижению интеграции между этническими меньшинствами и этническим большинством на постсоветском пространстве.

Используемые методы: социально-психологический опрос (письменное анкетирование и устный опрос), глубинные интервью (когнитивные интервью, интервью с экспертами), факторный опрос.

Эмпирическая база исследования:

  • данные изучения взаимосвязи межпоколенной (родители-дети) трансмиссии коллективной идентичности и удовлетворенности жизнью в РСО-А (N=430);
  • данные изучения роли групповой дезидентификации в аккультурационных стратегиях меньшинства (русские) и аккультурационных ожиданиях большинства (кабардинцы и балкарцы) в КБР (N=534);
  • данные изучения влияния мотивации к этнокультурной преемственности (два поколения, родители-дети) на межкультурные установки и субъективное благополучие русских в Латвии и Азебрайджане (N=428);
  • данные изучения влияния восприятия институциональной сферы общества на социальный капитал и этническую толерантность в ЦФО и СКФО (N=2046);
  • данные изучения взаимосвязей политических ценностей россиян с их аккультурационными ожиданиями и принятием идеологии мультикультурализма (N=128);
  • данные исследования психологических факторов социоэкономической дискриминации мигрантов среди жителей Москвы и Ульяновска (N=241);
  • данные исследования ассертивности школьников (мигрантов и принимающего населения) в Ярославской области (N=2003);
  • материалы 8 экспертных интервью и данные участников факторного опроса (N=541) для изучения опосредующей роли воспринимаемого сходства с членом аут-групп во взаимосвязи категоризации представителя аут-группы и установок по отношению к нему;
  • материалы 7 когнитивных интервью и данные участников социально-психологического опроса (N=307) для эмпирического тестирования технологии измерения стратегий поддержания идентичности.

Результаты работы:

В ходе выполнения проекта была проанализирована и эмпирически протестирована роль ряда социально-психологических факторов в интеграции этнических меньшинств с этническим большинством на постсоветском пространстве. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наиболее существенными предикторами интеграции являются социальная идентичность; социальная дезидентификация; мотивация к этнокультурной преемственности у старшего и младшего поколений; значимость воспринимаемых характеристик представителя аут-группы для собственной идентичности и воспринимаемое сходство с представителем аут-группы; стратегии поддержания идентичности; возможность влияния на политическую ситуацию, гражданская активность и институциональное доверие; политические ценности; идеологические установки, а также желательность контакта с аут-группой. Далее кратко представлены основные результаты изучения каждого из перечисленных факторов.

  1. Изучение межпоколенной (родители-дети) трансмиссии коллективной идентичности, включающей этническую, региональную, гражданскую, религиозную идентичности, в группах этнического большинства (осетины) и меньшинства (русские) в Республике Северная Осетия-Алания показало, что трансмиссия в группах русских и осетин происходит по-разному. В частности, тогда как в группе русских передаются все идентичности, в группе осетин обнаружена тесная взаимосвязь лишь отдельных видов идентичностей. Коллективная идентичность оказывает положительное влияние на уровень удовлетворенности жизнью (в рамках поколения), причем, выраженность коллективной идентичности родителей оказывает влияние на удовлетворенность жизнью как родителей, так и их детей в обеих группах.
  2. Исследование социальной дезидентификации как предиктора аккультурационных предпочтений меньшинства (русские) и ожиданий большинства (кабардинцы и балкарцы) в Кабардино-Балкарской республике продемонстрировало, что социальная дезидентификация обладает самостоятельным эффектом, наряду с эффектом разных видов социальной идентичности. В группе меньшинства (русских) республиканская дезидентификация способствует сепарации и маргинализации и препятствует интеграции и ассимиляции, а национальная дезидентификация (с Россией) способствует ассимиляции и маргинализации. В титульной этнической группе (кабардинцы и балкарцы) национальная дезидентификация также способствует ожиданию ассимиляции русских, их исключению и сегрегации, и не способствует их интеграции в республике.
  3. Исследование мотивации к этнокультурной преемственности с точки зрения ее межпоколенных (родители-дети) и межстрановых (русские в Латвии и в Азербайджане) особенностей показало, что существуют взаимосвязи как универсальные для двух стран, так и специфические. Среди универсальных взаимосвязей было найдено, что мотивация к этнокультурной преемственности родителей позитивно взаимосвязана с мотивацией к этнокультурной преемственности детей, а также удовлетворенность жизнью родителей и детей позитивно взаимосвязаны. Универсальной является и отрицательная взаимосвязь мотивации к этнокультурной преемственности со стратегией ассимиляции в поколении родителей. При этом, в русских семьях Латвии стратегия интеграции позитивно, а стратегии сепарации, маргинализации и ассимиляции – негативно взаимосвязаны с самоуважением в обоих поколениях, тогда как в Азербайджане данные взаимосвязи незначимы. Стратегии ассимиляции родителей позитивно взаимосвязаны со стратегией ассимиляции детей в русских семьях Латвии, а в русских семьях Азербайджана позитивная взаимосвязь обнаружена между стратегиями интеграции родителей и детей.
  4. Изучение особенностей политической активности как предиктора социального капитала и этнической толерантности, показало, что самая сильная связь наблюдается между воспринимаемой возможностью влияния на политическую ситуацию и гражданской активностью, также данный фактор (восприятие возможностей) позитивно влияет на этническую толерантность. Воспринимаемая возможность была также позитивно связана с институциональным доверием, которое, в свою очередь, оказывает положительное влияние не только на генерализованное доверие, но и на этническую толерантность. Данные взаимосвязи характерны как для Центрального, так и для Северо-Кавказского федерального округа, где проводилось тестирование модели. Помимо универсальных взаимосвязей, были обнаружены специфические для каждого округа. Так, негативная связь воспринимаемой возможности влияния на политику и генерализованного доверия была обнаружена только среди респондентов Центрального федерального округа, а в случае Северного Кавказа ни семейные связи, ни дружеские контакты не ведут к увеличению этнической толерантности.
  5. Оценка связей политических ценностей с аккультурационными ожиданиями и отношением к мультикультурализму показала, что самое заметное влияние на аккультурационые ожидания оказывает «принятие мигрантов». Эта политическая ценность, в свою очередь, позитивно связана с аккультурационным ожиданием «интеграция» и принятием политики мультикультурализма и отрицательно – с аккультурационными ожиданиями «ассимиляция» и «исключение». С аккультурационным ожиданием «интеграция» позитивно связаны такие политические ценности, как «гражданские права» и «право и порядок». Ценность «слепой патриотизм», напротив, не способствует конструктивным ожиданиям, она позитивно связана с аккультурационным ожиданием «исключение».
  6. В исследовании, посвященном влиянию психологических факторов на социоэкономическую дискриминацию мигрантов, оценивался вклад таких факторов, как: идеологические установки (авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, поддержка идеологии мультикультурализма) и желательность контакта с аут-группой (социальная дистанция). Полученные результаты указывают, что тестируемые факторы действительно оказывают ожидаемый эффект. Так, было получено, что дискриминация мигрантов в социоэкономической сфере положительно связана с авторитаризмом правого толка, ориентацией на социальное доминирование и социальной дистанцией, а также отрицательно связана с поддержкой мультикультурной идеологии.
  7. В исследовании, проведенном в Ярославской области, было обнаружено, что группы мигрантов и местных школьников не различаются по уровню образовательных достижений. Соответственно, иммигрантское происхождение напрямую не выступает фактором образовательных достижений. В то же время, уровень ассертивности (настойчивости в достижении долгосрочных целей) продемонстрировал значимое влияние на уровень образовательных достижений, причем это влияние оставалось значимым при контроле других переменных (принадлежность к подгруппе выборки, пол, возраст, уровень школы, статус семьи и др.). Таким образом, ассертивность может выступать одним из ключевых факторов при объяснении образовательных достижений детей мигрантов.
  8. Исследование воспринимаемого сходства с представителем аут-группы как фактора-медиатора, опосредующего влияние воспринимаемых характеристик представителя аут-группы на благоприятность установки по отношению к нему, показало, что, действительно, воспринимаемое сходство выступает фактором-медиатором для всех восьми измеренных оснований категоризации (этническая, религиозная, гендерная принадлежность, возраст, статус мигранта, уровень владения русским языком, уровень квалификации, уровень образования). Однако в некоторых случаях воспринимаемое сходство опосредует связь полностью, а в некоторых – частично. В случае с этнической, гендерной и возрастной группами, ингрупповой фаворитизм полностью объясняется воспринимаемым сходством с представителем ин-группы. В случае со всеми остальными измерениями категоризации, благоприятность установки определяется как фактом вхождения с оцениваемым персонажем в одну из групп категоризации (например, одинаковым уровнем образования), так и мерой воспринимаемого сходства.
  9. Эмпирическое тестирование методики измерения стратегий поддержания идентичности показало, что разработанная методика обладает достаточной надежностью и валидностью; это касается как моделей первого уровня (вхождение утверждений в определенные шкалы), так и моделей второго уровня (подтверждение исходной таксономии). Кроме того, для российского контекста существует еще фактор третьего уровня, организующий семь из стратегий поддержания идентичности в две крупные группы, полюса фактора: «борьба за группу» (желание повысить ее статус) и «уход от группы». Стратегии, принадлежащие противоположным полюсам этого фактора, оказывают противоположный эффект на межгрупповые отношения. Стратегии, направленные на желание сохранить группу и повысить ее статус, положительно связаны с разными видами социальной идентичности, отношением к меньшинствам (внутренней группе сравнения) с точки зрения их интеграции и, при этом, связаны с менее благожелательным отношением к внешней группе сравнения – «жителям Запада». Стратегии «ухода от группы» отрицательно связаны с разными видами социальной идентичности, и ведут, скорее, к безразличному отношению к меньшинствам, предполагая, что те не должны стремиться, ни поддерживать свою культуру, ни принимать культуру большинства.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования использованы для совершенствования тренингов этнокультурной компетентности для мигрантов и принимающего населения Северо-Кавказского федерального округа.

Область применения результатов НИР:

Результаты, полученные в рамках перечисленных исследований, могут быть использованы:

  • при разработке и экспертной оценке социальных программ, направленных на гармонизацию межэтнических отношений в российском обществе, на успешность социокультурной и психологической адаптации мигрантов и академические достижения их детей;
  • для разработки тренингов этнокультурной компетентности разной целевой направленности для групп различного статуса (меньшинство и большинство), возраста, опыта межкультурного взаимодействия;
  • для разработки курсов повышения квалификации государственных служащих, чья работа связана с вопросами межэтнических отношений и адаптации мигрантов;
  • для преподавания в вузах в рамках курсов по этнопсихологии, кросс-культурной психологии, этносоциологии, психологии конфликта, а также разработки и проведения практических занятий по данным курсам.

Публикации по проекту:


Grigoryev D. Acculturation Profiles of Immigrants and Their Level of Socio-Economic Adaptation / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 58. doi
Kamaev A., Tovar-García E. D. Educational achievements of migrant schoolchildren in Moscow, in: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. P. 303-310.
Tovar-García E. D. Migration background and educational achievements in Russia // Migraciones Internacionales. 2017. Vol. 9. No. 1. P. 69-93.
Tovar-García E. D., Alòs i Font H. Bilingualism and educational achievements: the impact of the language used at home by Tatar school students in Tatarstan, Russia // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2016
Tovar-García E. D., Podmazin E. The impact of socioeconomic status and population size on the use of the Tatar language at home // Intercultural Education. 2017
Дробовцева М. В., Котова М. В. Взаимосвязь гражданской и этнической идентичности россиян: факторы социокультурного контекста // Психологические исследования. Электронный журнал. 2016. Т. 9. № 47
Котова М. В. Социальная идентичность с точки зрения ее функций для индивида и для группы: перспективы для понимания межгруппового поведения // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Пятой Международной научной конференции 27-28 мая 2016 г. В 2 т. Т. 1. Смоленск : Издательство Смоленского гуманитарного университета, 2016. С. 138-142.
Kamaev A., Tovar-García E. D. Educational achievements of migrant schoolchildren in Moscow / Leibniz Institute for the Social Sciences (GESIS). Series 0168-ssoar-46748-7 "SSOAR". 2016.
Lebedeva N., Dimitrova R. Acculturation in Eastern Europe, in: CAMBRIDGE HANDBOOK OF ACCULTURATION PSYCHOLOGY SECOND EDITION. Cambridge University Press, 2016. Ch. 17.

См. также

Ключевые слова