• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Применение инструментов веб-аналитики для исследования эффектов культурных и креативных индустрий

Приоритетные направления развития: менеджмент
2016

Цель работы:

Представленное исследование посвящено анализу внешних эффектов функционирования культурных и креативных индустрий как важнейших акторов современной культурной политики. В работе рассматриваются прямые и косвенные эффекты, выделяется событийная деятельность как форма реализации целей и задач культурной политики, подробно исследуются эффекты от проведения фестивалей культуры, ставшие основным объектом проведенных исследований.

Используемые методы:

Для реализации исследования были использованы такие методы сбора информации как сбор данных через открытые источники, глубинные интервью, наблюдения.

Для дальнейшего анализа к полученным данным был применен метод главных компонент, методосевого кодирования, картирование.

Эмпирическая база исследования:

  • Сайты фестивалей, подключенных к сервисам по анализу посещаемости сайтов мероприятий и групп в социальных сетях, а также профилей пользователей (сайты 9 фестивалей)
  • Глубинные интервью с менеджерами шести креативных пространств (37 интервью)
  • Показатели групп организаций культурных и креативных индустрий Санкт-Петербурга в социальных сетях и активности их участников (153 группы)
  • Сайты и группы в социальных сетях фестивалей классической музыки (25 фестивалей)
  • Интервью с организаторами фестивалей классической музыки (10 интервью)
  • Полуструктурированные интервью с посетителями музейного комплекса (152 интервью)
  • Данные наблюдения за посетителями в разных частях музейного комплекса.
  • Данные о GPS-координатах мест съемки в королевских резиденциях Европы (424 геолокации)

Результаты работы:

По результатам исследования механизмов эффективного продвижения организаций культурных и креативных индустрий в Интернет-пространстве были сделаны выводы о том, что эффективность продвижения организаций во многом зависит от типа финансирования. Коммерческие организации более заинтересованы в своем продвижении. Ввиду ограниченности ресурсов многие из них выбирают наименее затратные формы продвижения, а именно в социальных сетях. Зачастую это оказывается более эффективным, поскольку охватывает их целевую аудиторию. Также было выявлено, что совместная проектная деятельность организаций культуры и креативных пространств также является важной в процессе их продвижения, поскольку создает дополнительный информационный повод для освещения деятельности организаций и привлекает аудиторию организаций-партнеров. Стратегия креативных пространств, о которой заявлялось в интервью, по информированию о пространствах, а не их проектной деятельности, может оказаться менее эффективной в процессе продвижения. 

Таким образом, эффективность продвижения организаций культурных и креативных индустрий во многом зависит от активности организации в повседневной жизни и ее вовлеченности в проектную деятельность. Это, в свою очередь, может зависеть от типа финансирования.    

Анализ исследования эффективности продвижения фестивалей через инструменты веб-аналитики показал, что большинство фестивалей не ставят перед собой задачи по профессиональному позиционированию и продвижению своих мероприятий в социальных сетях. Многие из них имеют высокий показатель отказа от захода на сайт, что может быть связано с неудобством использования сайта. Большинство изученных фестивалей продвигает себя исключительно в одной социальной сети, пренебрегая аудиторией других площадок для онлайн общения. Более того, того часть из них не имеет установленных на сайте сервисов для анализа посетителей и его посещаемости. Неэффективность работы по продвижению мероприятий в социальных сетях и отсутствие аналитики также подтверждается тем, что приток посетителей на сайт и в группы социальных сетей приходится на дни, в которые содержательный контент не выкладывается.  

Исследование развития аудитории фестивалей классической музыки Санкт-Петербурге продемонстрировало, что организаторы фестивалей классической музыки Санкт-Петербурга не занимаются изучением аудитории через опросы или какие-либо другие специализированные исследования. Более того, возможности продвижения фестивалей ограничиваются отсутствием бюджета у организаторов. Анализ продемонстрировал также то, что, несмотря на существующие трудности, на сегодняшний день продвижение фестивалей классической музыки успешно реализуется через социальные сети.

Исследование атмосферы музейно-парковых комплексов показало, что отсутствие грамотно оформленной системы навигации влияет на восприятие атмосферы музея-заповедника и затрудняет доступ посетителей к потреблению культурных благ.  Это, в свою очередь, может влиять на перспективы возвращения посетителей, так как препятствует их познавательным процессам и влияет как на получение ими полноценного опыта и эмоций от пребывания, так и на текущее потребление услуг и сервисов, расположенных на территории заповедника.

Также было выявлено, что к факторам атмосферы (или окружающей среды) королевских резиденций можно отнести природные ландшафты, море, архитектуру основных построек (дворцов), нестандартные для королевских резиденций постройки (деревня Марии Антуанетты в Версале).

Выявленный список факторов окружающей среды дворцово-парковых комплексов ограничен. Это указывает на то, что обширные пространства резиденций используются не полностью. Событийная деятельность может способствовать привлечению внимания к  культурному наследию в полном объеме и, как следствие, к  полномасштабному использованию дворцово-парковых зон.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Полученные в ходе проведенного авторами исследования результаты могут быть использованы организациями креативных и культурных индустрий для совершенствования комплекса маркетинга (особенно в отношении цифровых инструментов) и построения собственной стратегии развития и взаимодействия с различными группами стейкхолдеров; для разработки более четко нацеленной концепции продуктов, услуг и их продвижения с учетом запросов и особенностей потребительских практик различных групп стейкхолдеров. Предлагаемый авторами методологический аппарат может быть полезен для развития темы выявления и оценки прямых и косвенных эффектов деятельности организаций. Также в практическом плане результаты исследования представляют интерес для региональных и городских органов  управления для оценки эффектов от деятельности организаций и проектов культурных и креативных индустрий.

Публикации по проекту:


Эльканова Е. М. Адаптация теории командопостроения к пульсирующим организациям культуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 3 (99). С. 171-175.
Valery Gordin, Irina Borovskaia. Creativity-based volunteering at the Winter Olympics in Sochi: beyond sport and borders, in: International Sports Volunteering Routledge Research in Sport, Culture and Society. Routledge, 2017. Ch. 2. P. 39-59.
Elena Zelenskaya. Geopolitics and tourism in the Arctic: the case of the national park ‘Russian Arctic’ // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2018. Vol. 10. No. 1. P. 33-47. doi
Elkanova E., Puchkova S. Chapter 11. Building the Festival Team: A case study of Saint Petersburg art festivals, in: Focus on World Festivals: Contemporary case studies and perspectives. Oxford : Goodfellow publishers, 2016. P. 128-139.