• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские медиарынки между модернизацией и консерватизмом: социальные смыслы, управленческие разрывы и регулирование

Приоритетные направления развития: социология
2016
Руководитель: Кирия Илья Вадимович

Цель исследования: изучить конфликт двух моделей (модернизационной и консервативной) в российской медиасистеме, включая его детерминанты, формы, последствия и контексты (экономические, политические, правовые, технологические, культурные).

Используемые методы: в работе применены структурно-функциональный, институциональный и акторно-сетевой анализ, а также социально-конструктивистский, антропологический и медиаэкологический подходы. Ключевыми эмпирическими методами стали вторичный анализ данных, метод статистического анализа с помощью программы SPSS, а также метод социального сетевого анализа с помощью программ R и ORA (для изучения базы госконтрактов в сфере медиа).

Эмпирическая база исследования: результаты статистического и социального сетевого анализа базы госконтрактов в сфере медиа (выборка 12 регионов, всего 5209 контрактов, заключённых в 2011-2014 гг.); результаты вторичного анализа экспертных материалов, данных исследовательских организаций, отраслевых обзоров, нормативных документов.

Результаты работы. В ходе проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам:

  1. Дуалистический характер российской медиасистемы связан с конфликтным взаимодействием вектора модернизации и вектора консервативного патернализма. Следствие этой ситуации – выстраивание параллельных протекционистских квазирынков, диспропорции в развитии медиарынков разных территорий, управленческие разрывы между применением свободных рыночных практик и практик государственного квазикапитализма.
  2. Практика государственных информационных контрактов создает такую ситуацию на медиарынке, когда общественная функция распределяется между всеми участниками рынка через контрактацию (включая коммерческие медиа). При этом потребитель не может влиять на выбор исполнителя контракта и качество производимого контента, журналисты вовлекаются в квазирыночные отношения, а госзаказчик навязывает медиа клиентелистскую модель взаимодействий.
  3. Исследование российского телевизионного медиарынка показало, что концентрация медиаактивов в трех медиахолдингах, принадлежащих государству (ВГТРК) и аффилированным с государством акторам («Газпром-медиа», Национальная медиа-группа) играет ключевую роль в сохранении телевидения в качестве надежного ресурса политического доминирования. Создание олигополистического медиарынка легитимирует идеологию власти, поддерживая дискурс авторитаризма.
  4. Аккредитация журналистов может использоваться в целях ограничения их профессиональной деятельности. Возможны следующие схемы злоупотреблений: аккредитация как разрешение на работу, неясные правила аккредитации, избирательные условия предоставления аккредитации, аккредитация как механизм контроля за содержанием, произвольное применение процедур аккредитации, ограничения как симметричный ответ.
  5. Знание ключевых трендов в сфере медиакоммуникаций и индустрий контента позволяет спрогнозировать появление медиарынков будущего, в том числе и в России. На развитие медиаотрасли влияют глобальные вызовы (экономические, социальные, экологические и т.д.); главную роль в изменении индустриальных цепочек и бизнес-моделей в сфере медиа играют новые технологии. Ключевые тренды в производстве медиаконтента, его упаковке, дистрибуции и потреблении связаны с роботизацией, смартизацией, сенсоризацией и другими технологическими инновациями.
  6. Интенсивное развитие коммуникативно-информационных технологий, рост новых индустрий контента и медиарынков трансформируют повседневность, практики сообществ и социальных институтов. В то же время процессы медиатизации сами инспирированы социальными потребностями, смыслами и противоречиями. Дальнейший вектор нашего исследования будет связан с изучением медиатизации различных социокультурных сред и практик, а также развитием теории медиатизации.

Публикации по проекту:


Kiriya I. The Impact of International Sanctions on Russia’s Media Economy // Russian Politics. 2017. Vol. 2. No. 1. P. 80-97. doi
Ним Е. Г. "Игрушко митингуэ": в поисках теории медиатизации гражданского протеста // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 55-70.
Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н., Епанова Ю. В. Цифровая навигация в пространстве города: проблемы методологии исследования / Российская Академия народного хозяйства и государственной службы. Серия SSRN-id2779629 "SSRN-id2779629". 2016.
Sherstoboeva E. The Evolution of a Russian Concept of Free Speech, in: Speech and Society in Turbulent Times: Freedom of Expression in Comparative Perspective. Cambridge : Cambridge University Press, 2017. doi Ch. 12. P. 213-234. doi
Ilya Kiria, Nygren G., Glowacki M., Hok J., Orlova D., Taradai D. Journalism in the Crossfire. Media coverage of the war in Ukraine in 2014 // Journalism Studies. 2018. Vol. 19. No. 7. P. 1059-1078. doi