• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Креативная экономика и творческие индустрии в современной России

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Цель исследования – описание и анализ системы производства и дистрибуции предметов декоративно-прикладного творчества в рамках модели креативной экономики.

Используемые методы: институциональный анализ, case study, включенное наблюдение, сравнительный анализ зарубежного опыта по стимулированию сектора креативной экономики, анкетирование, анализ статистических данных, анализ информации из открытых источников, анализ документации Министерства промышленности и торговли, Министерства культуры и профильных региональных министерств.

Эмпирическая база исследования: Исследования основываются на широком спектре кейсов, реализованных в различных регионах страны (Московская, Липецкая, Кировская область, республика Крым). Метод Case study подкреплен исследованием институционального состояния сферы народных художественных промыслов, которое заключается в анализе документации Министерства промышленности и торговли, Министерства культуры и профильных региональных министерств.

Результаты работы: Проведенное исследование позволяет разработать систему индексов и показателей креативности различных сегментов культурных и творческих индустрий. Одним из итогов исследования является разработка методологии, позволяющей анализировать состояние сферы культуры в конкретных регионах России и сегмента культурных и творческих индустрий в целом. С точки зрения оценки новых эмпирических данных, были выполнены «насыщенные описания» нескольких кейсов, которые позволили проследить, как специфическая институциональная система, в которой предприятия народных художественных промыслов существовали в советское время, продолжает определять состояние и проблемы развития этих производств.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: Полученные результаты могут быть использованы руководящим организациям, занимающимся проблемами развития культурных и творческих индустрий (например, экспертным советом по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности и торговли РФ, департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества при Министерстве культуры РФ) в разработке индексов и показателей креативности. Результаты проекта могут быть применены для подготовки программ поддержки и стратегий развития сферы творческих индустрий в России. 

Публикации по проекту:


Румянцева М. В. Одо Марквард: скепсис и согласие // Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 165-180.
Румянцева М. В. Одо Марквард. В защиту способности к одиночеству / Пер. с нем. // Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 151-164.
Kurennoy V., Khestanov R. Culture, in: Russia: Strategy, Policy and Administration. L. : Palgrave Macmillan, 2018. doi P. 307-317. doi
Глущенко И. В. Общество советского потребления // В кн.: Оттепель. Каталог Государственной Третьяковской галереи / Сост.: А. С. Курляндцева, Ю. Воротынцева. М. : Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 408-419.
Березина Е. С. Стратегии управления репутацией в сообществе вернисажных художников // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3/4. С. 12-21.
Irina Glushchenko. “’I hate cooking!': Emancipation and Patriarchy in Late Soviet Film”, in: Seasoned Socialism: Gender and Food in Late Soviet Everyday Life. Indiana University Press, 2018.
Хестанов Р. З. Креативные индустрии — модели развития. // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173-196. doi