• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа русского стиха XVIII века: генезис и эволюция форм

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Цель работы: Основная цель проекта состояла в изучении механизмов становления и развития силлабо-тонической системы стихосложения в русской поэзии XVIII в. преимущественно на материале творчества М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова. К исследованию привлекались также ямбические сочинения В. К. Тредиаковского. Основная задача заключалась в изучении генезиса и эволюции ранних ямбических форм русской поэзии. Важной частью проекта было исследование стихотворных структур, появившихся в XVIII веке, но получивших развитие уже в XIX  и ХХ вв. Значительное внимание уделялось также некоторым формам поэзии русского модернизма, которые берут свое начало в XVIII веке.

Используемые методы: В основу метода была положена развивающаяся теория сравнительной и исторической поэтики, которая предполагает сочетание традиционного литературоведения с формальной, в том числе, точной методикой анализа. При этом особое внимание отводится изучению различных уровней структуры текста и языка. Данная методика включает в себя также аспекты изучения исторической семантики, современные методы корпусной и когнитивной лингвистики.

Эмпирическая база исследования: Эмпирической базой исследования служил специально создаваемый компьютерный корпус не только русских, но и иностранных (разноязычных) текстов XVIII столетия, привлекались также корпусные данные основных европейских языков и словарей. Использовались архивные и библиотечные источники, относящиеся к исследуемому периоду.

Результаты работы: Исследование было направлено в основном на выявление западно-европейских источников становления и развития русской словесности XVIII века. Полученные результаты позволяют увидеть, что иностранное влияние на процесс создания русского силлабо-тонического стиха было гораздо более значимым, чем это представлялось до сих пор. Это влияние наблюдается не только в формальных показателях строфики и метрики, но также в семантике, в ритмике стиха и в поэтике. Оно сказалось и на развитии основных жанров русской литературы, а также на возникновении новых концептуальных понятий, получивших развитие в последующие периоды отечественной истории.

Среди основных результатов особенно выделяется обнаруженная зависимость стиха раннего Ломоносова и отчасти Сумарокова от иностранных источников, особенно от так называемой континентальной (немецкой) модели силлабо-тонической версификации.

Безусловно, ярким результатом является анализ генезиса понятия «мотив» в русской литературе. Изучение традиции высокой оды, определившей панегирическую поэтику Ломоносова, стало тем интеллектуальным контекстом, в котором в западном литературоведении оказался востребован мотивный анализ. Проведенное исследование демонстрирует процесс кристаллизации и формирования некоторых важных русских этических понятий, восходящих к культурной практике XVIII столетия.

Детальное изучение поэтики Сумарокова и некоторых других авторов позволило сделать вывод о том, что поэтика является смежным нормативным дискурсом, располагавшемся в центре постпетровской культуры и определявшем лицо обновленной русской государственности.

Получены новые представления о характере становления и развития стихотворных структур русского ямба XVIII – начала XIX века. Обнаружены новые признаки влияния творчества немецкого поэта Й.-К. Гюнтера на Ломоносова, которые сказываются, прежде всего, в характере и просодике ранних сочинений русского поэта. Эти данные ставят под сомнение гипотезу В. М. Жирмунского о независимости ритмики ранних русских ямбов от иностранных источников.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты данного исследования активно используются сотрудниками кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в преподавании НИСов, в частности, по стиховедению, поэтике и лингвистике. Они будут использоваться также при подготовке курса по теории и истории стиха, а также в различных семинарах и курсах, связанных с изучением и преподаванием поэтики, стилистики и истории культуры.

Результаты данного исследования вошли в ряд статей и разделов монографий (см. ниже, в частности, «Публикации по проекту»).

Компьютерный корпус текстов, а также специальный корпус, разработанный для анализа ямбического стиха А. П. Сумарокова, могут использоваться другими исследователями при решении различных задач, связанных с изучением русского стиха. В работе над проектом принимали участие студенты. В результате они приобрели ценные навыки научной работы с текстами на разных языках.

В целом, результаты проведенного исследования относятся к области теоретической, сравнительной и прикладной поэтики. Они могут быть использованы в дальнейших научных разработках связанных с теоретическими и прикладными задачами в таких гуманитарных и смежных областях как компьютерная и квантитативная лингвистика, сравнительная поэтика, семиотика культуры.

Публикации по проекту:


Kalugin D. A Society that Speaks Concordantly’, or Mechanisms of Communication of Government and Society in Old and New Russia, in: Matters of (Dis)order': Public Debate in Russia. Edinburgh : Edinburgh University Press, 2016. С. 52-85. 
Ospovat K. Allegories of Terror: Tragedy of Origins and the Origins of Tragedy in Eighteenth-Century Russia, in: Politics and Aesthetics in European Baroque Tragedy. Leiden : E. J. Brill, 2016. 
Rodin (. B. Introducing Historical Poetics: History, Experience, Form, in: Persistent Forms: Explorations in Historical Poetics. New York : Fordham University Press, 2016. С. 1-36. 
Kazartsev (. K. E. Quantitative und vergleichende Versforschung – Ausweg aus der Krise? // Jahrbuch für Internationale Germanistik. 2016. No. 1. P. 53-72. doi
Nikitina Т., Rodin (. B. Rhyme in European Verse: A Case for Quantitative Historical Poetics // Submitted. 2017.