• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитивные стратегии в восприятии, запоминании, мышлении, социальном познании

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Цель работы:

  • изучение видов и функциональных особенностей стратегий, используемых при решении разноплановых познавательных задач человеком;
  • разработка и апробация конкретных методов экспериментального исследования.

Используемые методы:

Основным исследовательским методом выступал факторный эксперимент, также был использован квазиэксперимент и метод тестирования.

Объектом исследования выступают различные виды когнитивных стратегий человека.

Эмпирическая база исследования: разновозрастные выборки испытуемых

Результаты работы:

В ходе реализации проекта получены следующие новые результаты. Проанализированы новые феномены использования стратегий для решения разноплановых познавательных задач человеком. Изучена роль стратегий, связанных с пространственными локациями объектов, участвующих в категоризации этих объектов. Получен также ряд новых результатов в исследовании творческого мышления человека. Впервые показано, как работают стратегии, направленные на преодоление противоречий в структуре репрезентации мыслительной задачи. Изучена креативность в конструкторской деятельности, проанализирован вклад зрительной стимуляции в осуществление творческой деятельности в отношении данного объекта. Детально изучено взаимодействие решения задач зрительного поиска и процессов запоминания. Впервые исследованы эксплицитные и имплицитные процессы переработки информации в поиске букв в больших буквенных массивах, содержащих слова. Подробно изучена перцептивная организация в условиях неосознаваемого прайминга, создаваемого продолжительным подавлением с помощью методов зрительной маскировки. Наконец, получены новые данные о связи эмоциональных особенностей наблюдателя со стратегиями переработки им эмоциональной (в том числе, эмоционально значимой) информации.

Значимость проведенных исследований состоит в уточнении теоретических представлений о закономерностях использования стратегий при решении разноплановых задач, охватывающих различные типы информации: от перцептивных характеристик зрительного поля и заканчивая информацией об эмоциональной валентности фотографических изображений лиц.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

В целом данный проект носил преимущественно исследовательский характер и не предполагал прямого внедрения его результатов.

Публикации по проекту:


Yagolkovskiy S. R., Kharkhurin A. The roles of rarity and organization of stimulus material in divergent thinking // Thinking Skills and Creativity. 2016. Vol. 22. P. 14-21. doi
Markov Y., Tiurina N., Stakina Y., Utochkin I. S. The capacity and precision of visual working memory for object and ensembles // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 4. P. 735-755. doi
Фаликман М. В., Уточкин И. С. Сознание и внимание в современной когнитивной науке: от «зрительных ансамблей» до перцептивных единиц // Петербургский психологический журнал. 2016. № 4
Котов А. А., Котова Т. Н. Влияние опыта категоризации на совершение индуктивного вывода детьми 2 и 3 лет // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 82-94. doi
Панкратова А. А., Люсин Д. В. Правила проявления эмоций в русской и азербайджанской культурах // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48
Фаликман М. В. Методология конструктивизма в психологии познания // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48. С. 3-3.
Войскунский А. Е., Ермолова Т., Хромова В. М., Яголковский С. Р. Индивидуальное и групповое ( в диадах) решение конструкторских задач в компьютерной среде: сравнительный анализ. // В кн.: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. С. 68-72.
Стакина Ю. М., Яголковский С. Р. Креативность: имеет ли размер значение? // В кн.: Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20–24 июня 2016 г. М. : Институт психологии РАН, 2016. С. 558-559.
Devyatko D. V., Appelbaum L. G., Mitroff S. R. A Common Mechanism for Perceptual Reversals in Motion-Induced Blindness, the Troxler Effect, and Perceptual Filling-In // Perception. 2016. P. 1-28. doi
Utochkin I. S. Visual enumeration of spatially overlapping subsets // The Russian Journal of Cognitive Science. 2016. Vol. 3. No. 1-2. P. 4-20.
Хвостов В. А., Уточкин И. С., Им Х. Ё. Взаимодействие иллюзии Эббингауза и иерархического кодирования в зрительной рабочей памяти // В кн.: Механизмы построения и переструктурирования репрезентации. Материалы Всероссийской научной конференции. Яр. : НПЦ «Психодиагностика», 2017. С. 165-170.
Хвостов В. А., Уточкин И. С., Им Х. Ё. Взаимодействие иллюзии Эббингауза и иерархического кодирования в зрительной рабочей памяти // В кн.: Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / Отв. ред.: В. Барабанщиков. Институт психологии РАН, 2016. С. 509-513.
Zou B., Utochkin I. S., Liu Y., Wolfe J. M. Binocularity and visual search – Revisited // Attention, Perception and Psychophysics. 2017. Vol. 79. No. 2. P. 473-483. doi
Lyusin D., Ovsyannikova V. V. Measuring two aspects of emotion recognition ability: Accuracy vs. sensitivity // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 52. P. 129-136. doi
Utochkin I. S., Wolfe J. M. Visual search for changes in scenes creates long-term, incidental memory traces // Attention, Perception and Psychophysics. 2018. Vol. 80. No. 4. P. 829-843. doi