• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Дифференциальная диагностика субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Цель работы: апробация малопараметрической модели дифференциальной диагностики субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли.

Используемые методы: Основным методом исследования являлся метод развертывания интеллектуальной деятельности, который направлен на изучение уровня актуализации и эффективности умственных способностей и их компонентов в процессе продуцирования предметных мыслей, положенный в основу авторской методики «Работа с мыслями».

Методики исследования: Индивидуально типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО), Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттела, Рельеф психического состояния личности А.О. Прохорова, авторская методики «Работа с мыслями» (Шадриков В.Д., Кургинян С.С.).

Методы обработки данных: методы описательной статистики, регрессионный анализ, критерий корреляции (r-Спирмена), Т-критерия Вилкоксона, критерий согласия W–Кендела, многофакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями (Repeated Measures ANOVA или GLM Repeated Measures). Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием стандартного статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.

Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе одного из столичных вузов (г. Москва). В исследование приняло участие 167 человек в возрасте от 17 до 21 лет (M = 18.19; SD = 0.86), из них женщин – 125 (M = 18.20; SD = 0.823) и мужчин – 25 (M = 18.14; SD = 0.98). Его участниками стали студенты, обучающиеся по программам академического бакалавриата факультета социальных и гуманитарных наук. Исследование проводилось во втором полугодии 2015-2016 академического года. За участие в исследовании испытуемые получали зачетные единицы в рамках часов по дисциплинам, в ходе которых проводилось тестирование (экспериментально-психологическое исследование).

Результаты работы:

во-первых, в ходе теоретического обзора отечественных и зарубежных исследований выделены мыслительные операции, включенные в процесс продуцирования мысли: анализ, синтез, абстрагирование, сопоставление, сравнение, различение, опосредование;

во-вторых, определен статистический перечень лексических единиц, при помощи которых вводилось описание экспериментального материала (компакт-диск), являющихся модельным представлением категориальных структур лексико-семантического пространства продуцируемых мыслей;

в-третьих, модифицирована экспериментальная методика «Работа с мыслями», направленная на анализ предметных мыслей в процессе их продуцирования, а также операций ума (умственных действий), вовлеченных в данный процесс;

в-четвертых, выделены операции ума и показана их роль в модели параметров оценки субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли, наряду с показателем интеллектуального развития и индивидуально-личностными свойствами, которые в своей совокупности составили малопараметрическую модель процесса порождения мысли;

в-пятых, разработана малопараметрическая модель процесса порождения мысли и основанная на ней методика дифференциальной диагностики субъектно-личностных характеристик данного процесса.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты настоящего исследования апробированы и внедрены в учебные дисциплины образовательных программ академического бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психология», а именно: «Профориентационный семинар «Введение в психологию»» и «Психология деятельности и способностей человека».

Публикации по проекту:


Берберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. C. 19-29. 
Shadrikov V. The Activity Theory: The Activity Psychological Functional System and Ablitiies as a Mechanism of Activity Implementation // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Vol. 16. No. 4. P. 593-607. doi