• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование общественных предпочтений в межгрупповых и кросс-культурных контекстах

Приоритетные направления развития: экономика
2016

Отчет лаборатории по теме “Исследование общественных предпочтений в межгрупповых и кросс-культурных контекстах” представляет результаты работы лаборатории в трех областях междисциплинарных экспериментальных исследований: мотивация участников стратегических взаимодействий и методы конкуренции на примере игры “морской бой втроем”, влияние религиозных и культурных ценностей на поведение людей в двусторонних взаимодействиях, в частности на примере последователей иудаизма; и наконец, исследование коррупционного поведения в задачах отбора исполнителей общественных работ и межстрановые сопоставления Россия-Испания.

Стратегическая передача информации является одной из основных тем в современной теории игр со времен классической работы Crawford and Sobel (1982), однако некоторые аспекты этого рода взаимодействий остаются слабо изученными. К их числу относятся, например, взаимодействия нескольких (более двух) лиц, стимулы к созданию сложностей оппоненту с помощью передачи информации о нем третьему лицу, с целью побудить этого последнего нанести ущерб оппоненту; наконец, возможное управление порядком и объемом передаваемой информации. Все эти аспекты проявляются в игре “морской бой втроем”, которую мы сперва формализуем как игру в развернутой форме с неполной информацией, затем показываем некоторые решения (ввиду чувствительности этой довольно сложной игры к спецификациям), и наконец, используем эти результаты для получения оценок параметров функции полезности – задача, которую экономисты нередко даже не ставят, что чревато немалыми искажениями теоретических представлений о функциях полезности участников. Это последнее сравнение проводится для двух случаев: когда каждый игрок представлен одним человеком, и когда в роли одного игрока выступает малая группа.

Важной направляющей силой общественных взаимодействий является религия. Мы разработали методику комплексного междисциплинарного влияния религии на поведение, сочетающий, с одной стороны, выявление предпочтений в ходе мотивированных экономических экспериментов, а с другой, валидированные психологические методики. Участниками исследований в экспериментальных группах были испытуемые, на практике доказавших серьезность своих религиозных убеждений (слушатели религиозных школ, на примере иудаизма в Израиле и России), ценностные установки и поведение которых сравнивалось с поведением обычных людей (сверстников-студентов светского университета). В результате было показано, что верующим людям также может быть свойственно и вводить в заблуждение, и проявлять эгоизм, и стремиться к лучшей доле для себя за счет других, однако важнейшим медиатором этих эффектов являются культурные нормы: верующие в Израиле отличаются более ярко выраженной просоциальностью, чем верующие в России.

Наконец, в ходе нашей работы было проведено исследование коррупционного поведения агентов в игре, моделирующей тендер.  Мы обнаружили, что на качество услуг и размер предлагаемых игроками взяток влияют социально-демографические показатели участников, а также результаты предыдущих взаимодействий. В частности, женщины оказались честнее мужчин, а люди, родившиеся в российской провинции – честнее москвичей по рождению, однако эти и иные факторы не значимы для поведения мздоимцев. Сильнее влияет на поведение величина наказания: если таким наказанием может быть лишение всего благосостояния, предлагаемая фирмами взятка радикально снижается, качество услуг растет, а количество принимаемых чиновниками коррупционных решений тоже снижается. Результаты сравнивались между странами (Россия и Испания). Средние показатели по странам не отличаются, однако российские женщины оказались честнее испанских, а российские мужчины, наоборот, – более склонны к взяточничеству, чем их испанские коллеги. Эти результаты представляют не только общетеоретический, но и потенциальный практический интерес с точки зрения идентификации факторов, влияющих на уровень коррупции в стране.

Публикации по проекту:


Gulevich O., Osin E. N., Isaenko N., Brainis L. Attitudes to homosexuals in Russia: content, structure, and predictors // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 1. P. 79-110.