• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы качества образования, образовательные результаты и социальное неравенство

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2016

Направление 1

Цель работы

Работа в рамках направления имеет двойную цель: а) провести детальный углубленный анализ жизни российской общеобразовательной школы; б) выявить основные сходства и различия в характеристиках преподавателей общеобразовательных дисциплин, используемых ими образовательных практиках в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Используемые методы

Использовано сочетание качественных и количественных методов анализа. Во-первых, проведен анализ серии интервью с учителями и представителями администрации образовательных учреждений с использованием метода осевого кодирования. Во-вторых, проанализирована серия видеозаписей уроков. Для задач анализа была разработана и апробирована схема исследования, позволившая закодировать материал видеозаписей и распределить информацию по соответствующим категориям. Основная кодировка велась по транскриптам видеозаписей. Также при анализе видеозаписей использовалось картографирование. В-третьих, при сопоставлении характеристик и практик преподавателей школ и ссузов использовались количественные методы анализа: методы описательной статистики, регрессионный анализ, непараметрический критерий сравнения значимости различий между распределениями c2 Pearson.

Эмпирическая база исследования

Данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»; данные интервью учителей, завучей и директоров, а также видеозаписи уроков математики 8 – 9 классов в 25 школах – участниках лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»

Результаты работы

Выделены и описаны факторы, связанные с позиционированием школ, среди которых характеристики, в большей степени зависящие от администрации школ (идеалы директора и стиль его руководства, иерархичность отношений в школе, специфика управления образовательным процессом, распределение ролей и обязанностей между директором и завучами, традиции школы), а также особенности среды (размер школы, социокультурные особенности контингента). Проанализированы основные образовательные метафоры, используемые администрацией школ и определяющие позиционирование: рыночная (школа как исполнитель услуг), функциональная (школа как часть образовательной системы), институционалистская (школа как социальный институт). Исходя из ориентации на различные цели, ресурсы и акторов, выделены и описаны четыре типа позиционирования: конкурентоспособные школы, конформные школы, хорошие (дружелюбные, атмосферные) школы, социокультурные центры.

Описано содержание и типы взаимодействия школы с семьей. Выделено области наиболее распространенного взаимодействия (спонсорская и хозяйственная помощь, организация мероприятий, помощь в контроле за детьми) и наиболее редкого взаимодействия (участие родителей в распределении стимулирующих доплат учителям, составлении учебного плана, составлении плана развития школы). Описан диапазон практик взаимодействия. Оценены преимущества и недостатки различных по широте типов взаимодействия.

Проанализированы особенности использования практик обучения на уроках математики в старших классах. Описаны дефициты в выстраивании коммуникации на уроке. Выделен наиболее распространенный формат демонстрации связи математики с жизнью - текстовые задачи, заимствованные в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ. Описано особенности выстраивания на уроках математики междисциплинарных связей (преимущественная ориентация на физику, строительство и дизайн; преобладание умозрительных конструкций и связей, отсутствие отсылки к личному жизненному опыту учащихся).

Описано различие характеристик преподавателей и особенностей образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях и общеобразовательных школах. Показано, что школьник, по сравнению со студентом ссуза, с большей вероятностью будет обучаться математике у педагога, более опытного, с большим культурным капиталом, чаще использующего конструктивистские практики, чем студент ссуза. Школьники чаще описывают математическим языком события повседневной жизни, применяют математические правила для решения жизненных задач, чаще работают с заданиями ЕГЭ, тогда как студенты ссузов чаще тренируются решать стандартные задачи. В ссузах чаще делят студентов на группы в зависимости от уровня их подготовки, они чаще выполняют проектную работу. Выявлено, что неравный доступ учащихся к образовательным ресурсам в школах выражен более ярко, чем в учреждениях НПО/СПО. 

Направление 2

Цель работы

Расширить понимание того, каким образом неравенство в образовании воспроизводится/не воспроизводится на пересечении социальных позиций и образовательных практик

Используемые методы

Проведен количественный анализ данных с использованием методов регрессионного анализа, логистической регрессии, анализа декомпозиции

Эмпирическая база исследования

Данные лонгитюдных исследований «Траектории в образовании и профессии» и «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ», а также данные международных мокниторингов качества образования TIMSS и PISA.

Результаты работы

Проанализирована связь дохода и отношения к работе с образовательными практиками и результатами образования. Показано, что образовательные результаты в виде уровня оконченного формального образования, а также участие в программах дополнительного образования и интенсивный поиск информации в Интернете для задач саморазвития как социокультурная практика положительно связаны с последующей заработной платой и общей удовлетворенностью работой. Уровень полученного образования и Интернет активность для поиска информации также связаны с удовлетворенностью условиями труда. Выявлено, что характер обнаруженной связи неоднороден и зависит от материальной обеспеченности респондентов.

Описаны типы общеобразовательных учреждений, работающих с учащимися из семей с низким социально-экономическим положением (резильентные школы, гнезда резильентности и нерезильентные школы). Проанализированы факторы, связанные с резильентностью - повышенными академическими результатами учеников из семей с низким СЭП. На индивидуальном уровне это отношение к школе и к предмету. Среди школьных факторов  выделены ожидания учителя по мнению ученика, эффект сверстников, повышенный статус школы. Оценена связь указанных факторов с академическими достижениями учащихся.

На российских данных оценены первичный (непрямой, через академические достижения учащихся) и вторичный (прямой) эффекты культурного капитала на выбор учащимися образовательной траектории после 9 класса. Выявлены различия в механизмах неравенства доступа в 10 класс, действующих в обычных и селективных школах. Описано гендерное неравенство. 

Направление 3

Цель работы

Оценить особенности  выбора учебного заведения и специальности учащимися с разным уровнем развития математических конструктов (интереса, самооценки, тревожности) и особенности развития этих конструктов в старшей школе и во время обучения в вузе

Используемые методы

На данных лонгитюдного исследования использован метод моделирования структурными уравнениями. На первом этапе проведен конфирматорный факторный анализ и проверена измерительная модель для отдельных волн лонгитюда. Затем отдельно для каждой волны оценены гендерные различия.

Эмпирическая база исследования

Данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии».

Результаты работы

В результате анализа уточнена модель взаимодействия между математическими достижениями, интересом, тревожностью и самооценкой. Выявлено, что к концу средней школы девочки имеют более низкие показатели в понимании важности и нужности изучения в математике и математической самооценке. Причем эти различия между мальчиками и девочками увеличиваются от 8-го к 9 классу. Инструментальная мотивация имеет значимый отрицательный эффект на дальнейшие математические достижения при контроле самооценки и мотивации только для девочек, что может быть связано с увеличением математической тревожности. С другой стороны, возможно, что инструментальная мотивация имеет непрямой эффект на математические достижения. К неожиданным результатам также можно отнести то, что математический интерес не связан с математическими достижениями. Возможно, что математический интерес может не иметь прямого эффекта, но иметь непрямой эффект.

Получены новые знания об особенностях выбора специальности учащимися с разным уровнем развития математического интереса, самооценки и тревожности. Анализ мотивации при выборе различных специальностей показал, что девочки, для которых при выборе специальности важен интерес, не выбирают инженерно-технические специальности. Также девочки, обучающиеся на этих специальностях, оценивают свой опыт обучения ниже, чем мальчики и чем девушки, обучающиеся на других специальностях.

Публикации по проекту:


Loyalka P., Zakharov A. Does shadow education help students prepare for college? Evidence from Russia // International Journal of Educational Development. 2016. Vol. 49. P. 22-30. doi
Маркина В. М. Репрезентация Других в медиа: (вос)создание стереотипов и контрстратегии изображения инаковости // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 133. № 3. С. 147-158.

См. также

Факторы качества школьного образования в контексте социального неравенства и выбор учащимися образовательных траекторий

Связь школьного контекста, характеристик учителей, образовательных практик с академическими результатами в старших классах и выбором послешкольной образовательной траектории

Моделирование и прогнозирование потребности системы здравоохранения в кадровых ресурсах с учетом влияния мер по модернизации отрасли и изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения

Моделирование и прогнозирование экономического роста с учетом динамики рынков и институтов

Макроструктурное моделирование секторов экономики России

Идентичность и межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве: опыт России и стран бывшего СССР

Анализ факторов качества образования

Ключевые слова