• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В. Ф. Ходасевич в эмиграции: стихи, проза и критика

2016

Предполагаемое исследование нацелено на решение следующей научной проблемы: каким образом эмиграция как культурный, исторический и социальный феномен заставляла Ходасевича по-новому выстраивать свою литературную деятельность и ориентироваться на новые литературные и культурные прецеденты, актуальные для эмигрантской ситуации.

Соответственно, в рамках исследования предполагается проверить следующие гипотезы:
- Поэтика последнего цикла / книги «Европейская ночь» ориентируется не только на диалог с русской поэзией (Некрасов, символисты), но и на контекст европейской литературы (Гейне, Бодлер, немецкие экспрессионисты).
- Заглавие последнего цикла / книги «Европейская ночь», а также ряд стихотворений эмигрантского периода, связаны с творчеством А. И. Герцена, прежде всего, с его книгой о впечатлениях от Европы – «С того берега».
- После наступления поэтической немоты (1927-1928 гг.) Ходасевич пытался найти для себя новую концепцию поэта. Это отразилось в его биографической книге «Державин» и незаконченной биографии Пушкина.

Однако невозможность отождествить себя с великими поэтами XVIII-XIX вв. заставила Ходасевича совершить мистификацию и написать очерк жизни и творчества вымышленного поэта XVIII-XIX вв. – Василия Травникова. Вымышленную биографию поэта можно рассматривать как описание Ходасевичем собственной литературной судьбы.- После наступления поэтической немоты главное место в литературной деятельности Ходасевича начинает играть критика. Относительно критики гипотеза заключается в том, что критические статьи не были для Ходасевича только источником заработка; поэт мыслил критику как самоценную сферу деятельности; критические статьи Ходасевича обладают особой поэтикой и отличаются не только разработанной системой эстетических оценок, но и острой политизированностью. Возможно, заботы Ходасевича о будущем литературы (в свете чаемого объединения метрополии и диаспоры) связаны с литературной деятельностью Белинского, заботившегося о «программировании» и будущем литературного процесса.

Публикации по проекту:


Успенский П. Ф. В.Ф. ХОДАСЕВИЧ И Г. ГЕЙНЕ (Статья первая) // Новый филологический вестник. 2017. № 1(40). С. 158-169.
Успенский П. Ф. В.Ф. Ходасевич и А.И. Герцен: о названии и поэтике сборника "Европейская ночь" // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76. № 3. С. 5-22.
Pavel Uspenskij. KHODASEVICH’S INTERPRETATION OF NINA PETROVSKAYA’S ÉMIGRÉ LIFE: ON THE POETICS OF 'RENATA’S END', A MEMOIR ESSAY / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Literary Studies". 2017. No. 21/LS/2017.
Успенский П. Ф. В.Ф. ХОДАСЕВИЧ И Г. ГЕЙНЕ (Статья вторая) // Новый филологический вестник. 2017. № 3(42). С. 215-227.