• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики знаний

2016

Объект исследования или разработки: экономика знаний в целом.

Цель проекта:

Развитие мониторинга экономики образования, науки, инноваций, информационного общества; формирование (накопление и систематизация) сопоставимой на международном уровне информационной базы, необходимой для обеспечения комплексного анализа экономико-статистической и социологической информации; подготовка и распространение статистической, социологической, аналитической информации о состоянии секторов экономики: образования, науки, инноваций, информационного общества.

Задачи проекта:

  1. Формирование информационно-аналитической базы экономики знаний: образования, науки, инноваций, информационного общества – модернизация программного обеспечения и актуализация информационного наполнения хранилища статистической информации по экономике знаний: образованию, науке, инновациям, информационному обществу.
  2. Подготовка и издание статистических сборников и прочих информационных материалов, в частности по темам образования, науки, инноваций, информационного общества.

Эмпирическая база исследования:

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт. Информационной базой мониторинговых исследований, а также статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата и Минобрнауки России;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации

Информационной базой проекта являются:

  • официальные данные Росстата;
  • результаты тематических социологических обследований;
  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;
  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Результаты работы:

в области теории: подготовка  концепции формирования комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации с учетом международных статистических стандартов, обеспечивающей научно-методологическую основу обоснования состава показателей, разработки методик их расчета;

в развитии методологии: разработка  комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации; развитие методологии подготовки комплексных информационных материалов с использованием статистических и иных данных;

в получении новых эмпирических знаний: актуализированная информационно-аналитическая система «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество» (ИАС СиМЭЗ).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минобрнауки России, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта в регулярном режиме осуществляется публикация информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования».

Рекомендация: полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.

Область применения

При проведении аналитических и прогнозных исследований в сфере образования.

При разработке рекомендаций по образовательной политике.

При проведении мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Abdrakhmanova G. I., Fridlyanova S., Fursov K., Gokhberg L., Gorodnikova N., Kovaleva G. G., Kuznetsova I. A., Lukinova E. I., Martynova S. V., Ratay T. V., Rosovetskaya L. A., Sagieva G. S., Suslov A. B., Voynilov Y. Science and Technology. Innovation. Information Society : Pocket Data Book / Рук.: L. Gokhberg.; Ed. by L. Gokhberg, Y. I. Kuzminov, K. Laykam, S. Salikhov. HSE, 2016.
Gokhberg L., Zabaturina I. Y., Kovaleva G. G., Kovaleva N. V., Kuznetsova V. I., Ozerova O. K., Ponomareva A., Schugal N. B. Education in Figures: Pocket Data Book / Ed. by G. Androushchak, L. Gokhberg, N. V. Kovaleva, Y. I. Kuzminov. M. : Higher School of Economics Publishing House, 2016.
Бондаренко Н. В. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 5 (104): Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
Бондаренко Н. В. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 6 (105) : Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.