• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМониторинг сектора интеллектуальных услуг в России: место организаций сектора в инновационном процессе

Мониторинг сектора интеллектуальных услуг в России: место организаций сектора в инновационном процессе

2016

Цель работы:

Основная цель работы заключалась в расширении информационной базы для анализа сектора интеллектуальных услуг и развитии научно-методических подходов к исследованию организаций сектора интеллектуальных услуг и их роли в инновационном процессе.

Объектом исследования стал сектор интеллектуальных услуг в России. Данный сектор является драйвером инновационного и технологического прогресса в наиболее экономически развитых странах мира. В России масштабы и динамика данного сектора значительно слабее, тем не менее он обладает существенным инновационным потенциалом.

Кроме того, основной фокус работы направлен на три наиболее динамично развивающиеся отрасли сектора: информационные технологии, инжиниринг и финансовое посредничество. Эти отрасли также характеризуются возросшим вниманием со стороны государства, отражающим их ключевое значение для обеспечения инновационного и технологического развития России.

Используемые методы:

Работа основана на современных методологических подходах к оценке деятельности компаний сектора интеллектуальных услуг в разрезе трех ключевых отраслей: информационные технологии, инжиниринг и финансовое посредничество. В эмпирической части были применены статистические и эконометрические методы. В частности, для оценки влияния макроэкономических факторов на прибыльность банков эконометрически была оценена транслогарифмическая функция прибыли с учетом структуры панельных данных. Кроме того, для сравнения степени инновационности среди финансовых, инжиниринговых организаций и ИТ компаний были использованы такие статистические тесты, как тесты Ливиня, критерий парных сравнений Геймса-Хоуэлла, критерий парных сравнений Габриэля.

Эмпирическая база исследования:

В рамках исследования был осуществлен сбор и систематизация данных из открытых источников. Среди наиболее значимых источников стоит выделить базы данных Центрального Банка Российской Федерации (Банк России), Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) , базу данных «Банки и финансы» информационного агентства «Мобиле».

Сформированный пул открытых данных был дополнен оригинальными данными Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России, проводимого Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ с 2007 г. совместно с исследовательским холдингом Ромир и компанией Демоскоп (2012-2013) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.  Количественные оценки базировались на данных репрезентативных опросов компаний-производителей, потребителей и потребителей из числа компаний государственного сектора. Для верификации количественных оценок были использованы углубленные интервью и с ведущими экспертами сектора.

Результаты работы:

В рамках работы был проведен анализ методических подходов к исследованию организаций, представляющих наиболее динамично развивающиеся сегменты сектора интеллектуальных услуг (информационные технологии, инжиниринг и финансовое посредничество), и определению места организаций этих сегментов в инновационном процессе. На основе данного анализа был предложен ряд методических рекомендаций, направленный на совершенствование системы индикаторов, характеризующих деятельность организаций сектора интеллектуальных услуг.

Далее был проведен статистический анализ сформированного пула данных в разрезе инновационной активности организаций трех сегментов сектора интеллектуальных услуг (информационные технологии, инжиниринг, финансовое посредничество). Кроме того, на основе эконометрического анализа панельных данных было показано, что использование макроэкономических факторов позволяет улучшить качество модели по оценке прибыли российских банков.

Проведено исследование инновационного поведения компаний сектора интеллектуальных услуг, в том числе и в разрезе различных типов внедряемых инноваций, а также выявлены инновационные тренды в трех ключевых отраслях (информационные технологии, инжиниринг, финансовое посредничество). Эмпирически доказано, что в последние 5-7 лет компании-производители интеллектуальных услуг стали выше оценивать степень вовлеченности клиентов в процесс сопроизводства и эффективность этого взаимодействия.

Рассмотрены также вопросы стандартизации и кастомизации производства интеллектуальных услуг. В частности было выявлено, что производители интеллектуальных услуг имеют высокую долю стандартных услуг, что негативно сказывается на инновационном развитии сектора. Однако более половины компаний сектора разрабатывают кастомизированные услуги совместно с клиентами и применяют их в дальнейшей деятельности. При этом если инжиниринговые и ИТ-компании в рамках такого взаимодействия, в основном, фокусируются на новых технологиях, то компании в сфере финансового посредничества – на методах организации деятельности.

С точки зрения экономического развития в целом было оценено влияние кризиса 2014-2015 г. на сектор интеллектуальных услуг. Были выявлены диспропорции между секторами относительно  масштабов влияния кризиса, распространения механизмов стратегического планирования, антикризисного управления рисками и ожиданий относительно преодоления негативных тенденций развития сектора.

Среди компаний финансового сектора большинство компаний уже в середине 2015 г. имели обновленную стратегию с учетом влияния кризиса, в то время как большинство ИТ-компаний находились в стадии ее разработки. Среди инжиниринговых компаний наблюдается очень высокая доля тех, кто предпочел  не заниматься планированием и действовать по обстановке. При этом инжиниринговые компании и компании в сфере информационных технологий прогнозируют колебания рынка с общим положительным трендом. Однако высокая доля этих компаний склоняется к предположению о негативном тренде или даже долгосрочном спаде. Напротив, компании в сфере финансового посредничества, в целом, более оптимистичны и предсказывают медленный, но устойчивый рост сектора.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Внедрение предложенных изменений элементов системы статистических индикаторов должно позволить обеспечить более качественный и детальный сбор данных для дальнейшего анализа как всего сектора интеллектуальных услуг в целом, так и отдельных отраслей. Эмпирические результаты Мониторинга существенно обогащают информацию о развитии сектора интеллектуальных услуг с точки зрения перспектив и преград для развития. Использование материалов Мониторинга соответствующими государственными органами способно обеспечить проведение более эффективной государственной политики в секторе, как с точки зрения регулирования сектора, так и с точки зрения мер государственной поддержки.

Публикации по проекту:


Miles I. The Future of Services, in: Deploying Foresight for Policy and Strategy Makers: Creating Opportunities Through Public Policies and Corporate Strategies in Science, Technology and Innovation / Ed. by L. Gokhberg, D. Meissner, A. Sokolov. Netherlands : Springer International Publishing Switzerland, 2016. doi P. 227-244. doi
Abdrakhmanova G. I., Kovaleva G. G., Plaksin S. Approaches to Defining and Measuring Russia’S Internet Economy / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2016. No. WP BRP 61/STI/2016 .
Abdrakhmanova G. I., Kovaleva G. G., Bulchenko N. V. The Information Industry: Measuring Russia By International Standards / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2016. No. WP BRP 56/STI/2016 .
Белоусова В. Ю., Козырь И. О. Как макроэкономические переменные влияют на прибыльность российских банков // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. Т. 30. № 2. С. 72-103.
Miles I. Twenty Years of Service Innovation Research, in: Service Innovation: Novel Ways of Creating Value in Actor Systems. Springer Japan, 2016. doi P. 3-34. doi
Белоусова В. Ю., Кривохарченко А., Усоскин В. М. Регулирование ликвидности как фактор развития платежных систем: уточненная оценка // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 1. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 685-693.
Belousova V., Chichkanov N. Innovation Modes in Knowledge Intensive Business Services: Evidence from Russia, in: Proceedings of the IFKAD 2016-Dresden, Germany 15-17 June 2016. IFKAD, 2016. P. 2186-2199.
Belousova V., Chichkanov N. Knowledge-Intensive Business Services in Russia: 2014–2015 Crisis Aftermath // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10. No. 4. P. 46-58.

См. также

Ключевые слова