• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг траекторий в образовании и профессии

2016

Цель работы: выявление и анализ типичных траекторий в образовании и профессии, культурных структур и факторов, влияющих на их формирование.

Используемые методы:

Сбор данных в лонгитюдном исследовании проводится с использованием методов анкетного опроса и глубинных интервью. Анкета нацелена на фиксацию институциональных аспектов траекторий респондентов в сфере образования, карьеры, семьи в динамике. Глубинные интервью проводятся с целью более детального и глубокого анализа механизмов образовательного и профессионального выбора и влияния культурных структур и символических конструкций на жизненные траектории.

Данные опросов анализируются с помощью методов лонгитюдного анализа, специальных методов каузального анализа. Данные интервью анализируются с помощью методов интерпретативного анализа отдельных кейсов и выделения типичных элементов и принципов организации образовательных выборов и траекторий.

Эмпирическая база исследования:

Панельное исследование «Траектории в образовании и профессии», содержащее одну национальную всероссийскую панель и несколько региональных, является основной эмпирической базой исследования. Национальная панель проводится с 2011 года и основана на выборке 5 тысяч учащихся восьмых классов, принявших участие в международном тестировании TIMSS 2011. В 2016 году проведена пятая волна исследования, в которой приняли участие 79% респондентов от первоначальной выборки. Также анализ проводится на базе интервью с более сотни участников национальной панели. Интервью проводились в 2013 и 2015 годах.

Результаты работы:  

Развитие методологии лонгитюдных исследований

Усовершенствованы методики поддержания панели лонгитюдного исследования как в области поиска респондентов и сбора данных, так и в области поддержания лояльности и интереса участников к исследованию. Продолжены разработки интерпретативной методологии анализа образовательных и профессиональных траекторий с помощью культурно-ориентированных теоретических ресурсов.

Развитие теории

Проанализированы основные проблемы и перспективы концептуализации понятия траектории в социальных науках об образовании. Проведён теоретический анализ культурно-ориентированных ресурсов в социологии и антропологии образования для расширения поля современных эмпирических исследований в области образования с основным фокусом на разработку и совершенствование интерпретативных моделей образовательного и профессионального выбора.

Получение новых эмпирических знаний

Получена база данных пятой волны опроса национальной панели. Подготовлены аналитические материалы на результатах предыдущих волн национальной панели. Составлены карты основных образовательных потоков при переходе после девятого и после одиннадцатого класса, проанализированы факторы, влияющие на выбор той или иной траектории в точках переходов. На основе анализа отдельных кейсов на данных качественных интервью исследованы нарративы взросления в их связи с выбором образовательной траектории и динамические аспекты горизонтов планирования на этапе проведения первого и второго интервью. Показано, каким образом адаптируются и корректируются представления об образовании и карьерно-образовательные планы после осуществления первого образовательного перехода.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Разработки в области методологии проведения лонгитюдного исследования и поддержания панели возможно использовать при разработке дизайна аналогичных лонгитюдных исследований.

Базы данных опросов национальной панели рекомендуются для использования учёными, занимающимися прикладными и фундаментальными исследованиями образования, образовательных и профессиональных траекторий, выборов и переходов между разными ступенями образования и от обучения к работе.

Результаты анализа данных опросов и интервью участников национальной панели рекомендуется использовать для подготовки аналитических материалов для государственной политики в сфере образования. 

Публикации по проекту:


Malik V. The Russian panel study 'Trajectories in Education and Careers' // Longitudinal and Life Course Studies. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 125-144.
Kosyakova Y., Yastrebov G., Yanbarisova D., Kurakin D. The Reproduction of Social Inequality within the Russian Educational System, in: Models of Secondary Education and Social Inequality: An International Comparison. Edward Elgar Publishing, 2016. Ch. 19. P. 323-342. doi