• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг качества приема в российские вузы

2016

Мониторинг качества приема в Российские вузы проводится с 2009 года, с 2011 года он охватывает все государственные вузы РФ, ведущие прием по результатам ЕГЭ. В мониторинг не включены творческие вузы и вузы силовых министерств.

В 2016 году в Мониторинге 424 головных государственных вуза и 20 негосударственных вузов, ведущих прием на бюджетные места.

Объектом исследования являются списки зачисленных в государственные вузы на бюджетные и платные места с указанием баллов ЕГЭ, оснований для зачисления, направления подготовки.

Предмет исследования – качество приема в вузы. Качество приема оценивается в первую очередь посредствам расчета среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места в вузы и на направления подготовки. Кроме средних баллов ЕГЭ учитывается структура приема в вузы, наличие в вузах укрупненных групп направлений, в которых вуз занимает лидирующие позиции по качеству приема.

Цели работы:

  1. Предоставление абитуриентам следующего года открытой информации, позволяющей осуществлять информированный выбор вуза и направления подготовки, оценить вероятность поступления в тот или иной вуз.
  2. Предоставление органам управления образования и самим вузам наглядного инструмента оценки места каждого вуза (качества приема в вуз) и направлений подготовки, по которым вуз ведет набор, в сравнении друг с другом, что, в свою очередь позволяет принимать решения о корректировке плана приема на бюджетные и платные места, о реорганизации вуза и другие решения в сфере управления образованием на федеральном и региональном уровне.
  3. Осуществление общественного контроля за процедурой зачисления в вузы.

Используемые методы:

Методология проведения Мониторинга очень проста. Из открытых источников данных собирается следующая информация. С сайтов вузов: перечень направлений подготовки, на которые вуз ведет прием; контрольные цифры приема; перечень сдаваемых предметов ЕГЭ и дополнительных испытаний; минимальные баллы ЕГЭ; стоимость обучения. Из приказов о зачислении: списки зачисленных на направления подготовки; основания для зачисления; сумма баллов ЕГЭ или сумма конкурсных баллов. Из рейтинговых списков: баллы за индивидуальные достижения и баллы ЕГЭ по предметам.

На основе этих данных рассчитываются средние баллы ЕГЭ, фиксируется структура приема в вузы и по группам направлений подготовки.

Эмпирическая база исследования:

Из этих сведений формируется база данных, в которой для каждого зачисленного в вуз известна следующая информация (при условии, что она была размещена на сайте): вуз; направление подготовки; место (бюджетное/ с полным возмещением затрат); основание для зачисления (по конкурсу, целевой прием, прием по квоте, без вступительных испытаний, поступающий из Крыма); набор сдаваемых предметов ЕГЭ; сумма конкурсных баллов; сумма баллов ЕГЭ; сумма баллов за индивидуальные достижения; средний балл ЕГЭ (в расчете на один предмет).

Результаты работы: Основным результатом работы является рейтинг качества бюджетного и платного приема. Рейтинг строится по вузам и по укрупненным группам направлений подготовки. Вузы сортируются по убыванию среднего балла ЕГЭ зачисленных (в случае равенства баллов – по убыванию числа зачисленных).

Для каждого вуза и каждой укрупненной группы направлений подготовки в вузе рассчитаны:

  • Средние баллы ЕГЭ зачисленных по всем основаниям;
  • Показана структура приема;
  • Рассчитана средняя стоимость обучения (рублей в год);
  • Доля «сильных», «средних» и «слабых» зачисленных;
  • Показаны минимальные баллы ЕГЭ, установленные вузами на каждое направление подготовки.

Кроме этого рассчитываются обобщенные данные:

  • по профилям вузов;
  • по укрупненным группам направлений подготовки;
  • по регионам.

Данные, собираемые каждый год, сопоставимы (связаны) с данными предыдущих лет. Таким образом, собранный массив данных за 6 лет проведения полномасштабного Мониторинга позволяет как делать общие выводы о динамике качества приема, так и отслеживать траектории конкретных вузов.

В ходе анализа полученной базы данных были сделаны следующие общие выводы.

В целом можно говорить о том, что качество бюджетного и платного приема, которое в рамках Мониторинга оценивается по среднему баллу ЕГЭ зачисленных, имеет тенденцию к улучшению. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет в 2016 году равен 66,6 балла, что на 3 пункта выше, чем в 2011; средний балл ЕГЭ зачисленных на платные места вырос на 3,1 пункта по сравнению с 2011 годом и равен 60,8 балла. Разница между качеством бюджетного и платного приема остается практически неизменной.

Что касается тенденций в изменении качества приема по направлениям подготовки, то по большинству складывается четкий тренд: у вузов-лидеров средний балл растет, а аутсайдеров падает, то есть между ними увеличивается разрыв. Такая динамика («слабые вузы опускаются еще ниже — сильные растут») наблюдается по большинству инженерных и технологических направлений (автоматика и управление; архитектура и строительство; геодезия; информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; материаловедение; машиностроение; приборостроение и оптотехника; технологические машины и оборудование; транспортные средства; экология; электронная техника и радиотехника; энергетика и энергетическое машиностроение), а также естественнонаучных направлений классических университетов (биология, география, математика, физика, химия).

Это отражает  сочетание двух факторов: осознаваемый в обществе рост востребованности инженеров и специалистов в области естественных наук – и опережающий потребность рост бюджетных мест на эти специальности. В результате сильные абитуриенты выбирают вузы, которые могут обеспечить им наиболее качественное образование (в том числе даже на платных местах). А избыточные бюджетные места в вузах с меньшей репутацией занимают школьные троечники.

В противоположность этому, направления, где бюджетный прием стабилизирован или даже снижается относительно потребности (на таких социально-экономических, гуманитарных направлениях и в здравоохранении) демонстрируют неизменный или повышающийся средний балл по всему спектру качества вузов. Как правило, именно на этих направлениях вузы имеют самый значительный платный прием, поглощающий спрос абитуриентов с низким и средним уровнем ЕГЭ.

Самые серьезные изменения произошли в структуре набора на педагогические специальности: по сравнению в 2015 г., здесь существенно выросла доля абитуриентов, зачисленных с баллами выше 70. Если в 2015 г. таких было 36% (среди 20 тыс. человек, принятых на бюджетные места), то в 2016 г. их уже 46%; доля же слабых студентов с баллами ниже 56 зеркально сократилась: с 19% в 2015 г. до 15% в 2016 г. Аналогичная картина по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию: в 2015 г. доля зачисленных с баллами выше 70 составляла 18,7, а в 2016 г. – 24,3; доля зачисленных с баллами ниже 56 в 2015 г. достигала третьей части всего набора – 33,5% и сократилась в 2016 г. до 25,8%.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты Мониторинга качества приема могут использоваться органами государственной власти (Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор, региональные министерства образования и науки, прочие министерства, имеющие подведомственные вузы) для оценки эффективности вузов. Также результаты Мониторинга могут быть полезны руководителям вузов для оценки места своего вуза среди конкурентов, для выработки стратегии приемной кампании.

Результаты Мониторинга качества приема ежегодно размещаются в открытом доступе на сайте http://www.hse.ru/ege/, что обеспечивает общественный контроль за процедурой зачисления в вузы и позволяет абитуриентам следующего года сделать выбор вузов и направлений подготовки.