• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг состояния гражданского общества (одиннадцатая волна)

2016

Объект исследования:

  • население России и его отдельные социальные группы;
  • некоммерческие негосударственные (немуниципальные) организации (НКО);
  • члены, активисты, волонтеры, сотрудники, руководители НКО;
  • другие акторы гражданского общества в нашей стране.

Цель исследования: оценка текущего состояния гражданского общества для разработки и реализации политики государства в области поддержки и развития его институтов, в частности, негосударственных некоммерческих организаций, обеспечения заинтересованных сторон актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для анализа и прогноза развития гражданского общества в России.

Задачи исследования:

  • системная идентификация предмета мониторинга;
  • создание информационной базы по показателям текущего состояния гражданского общества в России;
  • подготовка аналитических материалов, как имеющих теоретический объяснительный потенциал для процессов российского гражданского общества, так и описывающих эмпирические данные о текущем состоянии гражданского общества в России;
  • моделирование и прогнозирование сценариев развития гражданского общества в России.

Использованные методы:

  • анализ результатов российских и зарубежных исследований, теоретических и эмпирических, по основным аспектам темы;
  • сбор эмпирических данных социологическими методами (опросы, глубинные интервью, фокус-группы).
  • анализ и обобщение эмпирических данных с опорой на принципы историзма, сравнительно-исторические, сравнительно-правовые и формально-юридические методы;
  • математические методы анализа данных, в частности факторный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ (в том числе множественная регрессия, бинарная и мультиномиальная логистическая регрессия), CHAID-анализ, анализ соответствий.

Эмпирическая база исследования:

  • результаты предшествующих исследований российского гражданского общества и некоммерческого сектора, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2009-2016 гг.
  • данные государственной статистики (Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации);
  • данные социологических и исторических исследований по различным аспектам развития гражданского общества и некоммерческого сектора в России;
  • данные обследования негосударственных некоммерческих организаций, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в 2015 г. В выборку вошли 850 организаций из 33 российских субъектов. Опрос проводился по квотной выборке с использованием репрезентативных квот по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО. В соответствии с заданными квотами опрашивались руководители организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях. Основанием для отбора регионов являлась типология субъектов РФ по трем группам характеристик: по индексу урбанизации, по индикатору развитости некоммерческого сектора (в количественном выражении), по индикатору экономического развития субъекта РФ, выраженному в показателе душевого валового регионального продукта (ВРП) к среднему по России. Основой для отбора респондентов являлись реестры некоммерческих организаций и общественных объединений в этих субъектах РФ. Отбор проводился механическим способом. Не более двух третей общего числа респондентов в каждом субъекте РФ были опрошены в его административном центре (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
  • данные двух всероссийских репрезентативных опросов городского и сельского населения России в возрасте от 18 лет. Объем выборки составил 1500 человек. Сбор информации был осуществлен методом формализованного интервью по месту жительства респондентов в 43 субъектах Российской Федерации. Использовалась многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Статистическая погрешность полученных данных не превышает 3,3%.

Результаты работы:

В результате исследования получены новые эмпирические данные о текущем состоянии гражданского общества в России, уточнена методология проведения мониторинговых исследований гражданского общества в его отдельных проекциях, разработаны теоретические концепции, объясняющие процессы гражданского общества.

a)  В области теории:

  • Рассмотрены теоретические подходы к изучению религии и религиозного капитала и обобщены эмпирические исследования, характеризующие взаимосвязь общественной активности населения и религиозности.
  • Рассмотрены теоретические подходы и обобщены эмпирические исследования, характеризующие взаимосвязь участия граждан в благотворительных практиках (в денежных пожертвованиях и в добровольческой работе) и обобщенного и межличностного доверия, а также доверия к некоммерческим организациям.
  • Рассмотрены теоретические аспекты применения фандрайзинга в деятельности НКО. Систематизированы основные направления исследований в области фандрайзинга, в том числе исследования благотворительной среды и, в первую очередь, доноров, исследования фандрайзинга как профессиональной области деятельности и как функции управления некоммерческими организациями.
  • Рассмотрены теоретические аспекты применения маркетинга в деятельности НКО. Обоснована целесообразность расширения концепции маркетинга в некоммерческий сектор, ориентация на рынок как форма реализации концепции маркетинга проанализирована как организационная философия, давшая начало определенной форме организационной культуры, и как ряд норм поведения, согласующихся с ценностями культуры рыночной ориентации. Рассмотрены теоретические аспекты маркетингового подхода к фандрайзингу в НКО.

b)  В области методологии:

  • уточнена методология проведения мониторинговых исследований гражданского общества в его отдельных проекциях.

c)  В области получения новых эмпирических знаний

  • дана характеристика состояния экспертного сообщества в нашей стране и его роли во взаимодействии гражданского общества и государства;
  • проанализированы представления представителей российских некоммерческих организаций об оценке  эффективности добровольческой деятельности в России;
  • охарактеризованы основные виды общественной активности россиян, выявлена роль религии и религиозного поведения в развитии общественной активности россиян;
  • выявлен уровень и факторы участия россиян в публичных слушаниях, включая место гражданской активности (организованной и неорганизованной), уточнена роль участников публичных слушаний как микроакторов российского трансформационного процесса;
  • выявлена роль обобщенного, межличностного доверия и доверия к некоммерческим организациям в развитии благотворительной активности россиян;
  • проведен анализ сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в России в разрезе следующих показателей: общее число СО НКО в целом и на 1000 жителей, общее число сотрудников и добровольцев СО НКО в целом и на 1 организацию; источники поступлений денежных средств и иного имущества СО НКО, обеспеченность СО НКО помещением (зданием); основные результаты работы СО НКО;
  • охарактеризован уровень участия пожилых россиян (60 лет и старше) в денежных пожертвованиях, с помощью регрессионного анализа выделены основные детерминанты такого участия: наличие образования, продолжение трудовой деятельности после выхода на пенсию, посещение церкви (храма, мечети), готовность объединяться с людьми для совместных действий и участие в добровольческой работе;
  • проанализирована деятельность в области фандрайзинга в российских некоммерческих организациях: выявлены наиболее используемые методы фандрайзинга и платежные механизмы, представлен перечень самых популярных и непопулярных тем, на которые привлекаются пожертвования, дана характеристика основных тенденций и перспектив развития фандрайзинга в России;
  • охарактеризована маркетинговая активность российских НКО и предложена типологизация организаций по форме маркетинговой активности. Проанализирована взаимосвязь маркетинговой активности и различных аспектов деятельности российских НКО, связанных с организационными характеристиками и особенностями управления.
  • получена информационная база по группе показателей (порядка 130), позволяющей проводить динамические наблюдения за состоянием гражданского общества.

Степень внедрения:

Мониторинг состояния гражданского общества позволяет обоснованно судить об основных параметрах гражданского общества и третьего сектора, поддерживать эмпирическую базу, в том числе для межрегиональных и межвременных сопоставлений, а также для прогнозирования развития институтов гражданского общества.

Материалы данного исследования использовались:

  • для подготовки информационно-аналитического бюллетеня о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в России, выпускаемого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.  Бюллетень регулярно выходит в бумажном и цифровом формате и ориентирован на представление в научно-популярной форме результатов исследований, выполненных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ;
  • в рамках образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук сотрудниками кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях;
  • для проведения общеуниверситетского факультатива «Гражданское общество в России и за рубежом» (Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (2016/2017 учебный год)
  • для проведения летней школы «Долгосрочные перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в России: подходы к оценке и их апробация» (Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, сентябрь 2016 г.)

Рекомендации по внедрению и области применения. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области развития и поддержки гражданского участия и работы некоммерческих организаций;
  • в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления, а также кадров для некоммерческих организаций;
  • в программах учебных заведений различной профессиональной направленности, в том числе по менеджменту НКО, государственному и муниципальному управлению, в программах курсов повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления.

Публикации по проекту:


Мерсиянова И. В., Иванова Н. В. Социальное волонтерство в России: На пути к профессионализации // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 4. С. 630-636.
Корнеева И. Е. Маркетинговый подход к фандрайзингу: теоретический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 18-27.
Корнеева И. Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 48-66. doi
Smith D. H., Robinson J. P., Gershuny J., Stebbins R. A., Fisher K., Lee C., Stebbins R. A. Volunteering as Related to Other Leisure Activities, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 145-177. doi
Smith D. H., Wang L. Conducive Social Roles and Demographics Influencing Volunteering, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 632-681. doi
Скокова Ю. А. Наблюдатели на выборах в России // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 57-63.
Smith D. H., Mersiyanova I. V., Bekkers R., Abu-Rumman S., Layton M., Roka K. Public Perceptions of and Trust in Associations and Volunteers, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. Ch. 49. P. 1186-1209. doi