• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring of business tendencies and economic uncertainty in Russia

Priority areas of development: economics
2017
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research

The general goal of business tendency monitoring by the Centre for Business Tendency Studies ISSEK HSE in the framework of the HSE Basic Research Program is to develop an integrated system of sectoral business tendency and economic uncertainty surveys harmonized with the international standards; implementation of the surveys in the practices of federal statistical observation; development of methodological and analytical support; expansion of the corpus of leading simple and composite indicators to track current and expected profiles in cyclical dynamics of the reference macroeconomic indicators.

In 2017, the main objective of the research is to update the methodological, analytical and visual tools of business tendency monitoring aimed at the sub sectoral diagnostics, in particular:

  •  Assessing external and internal impulses that change business trends taking into account the differences in the size of economic entities, including small businesses;
  •  Measuring the structural changes that are caused by development of the information and communication technologies;
  •  Identifying short-term tendencies in the dynamics of consumer demand, taking into account the inequality of the main parameters and behavioral motives of households;
  •  Expanding information resources that reflect the economic activity in the format of nowcasting;
  •  Developing approaches to the empirical measurement of macroeconomic uncertainty based on the economic agents opinions;
  •  Statistical evaluation of the relationship between aggregate results of business tendency monitoring and quantitative parameters of economic growth;
  •  Updating information bases of "soft" data in the format of a unified policy for the data dissemination both on national and international online platforms (OECD, European Commission, BRICS, EEA).

Methodology

The methodology of the sectoral business tendency monitoring by CBTS is in line with international recommendations and adapted to specificities of the Russian economy. Updating its program and survey methods is based on the study of scientific and practical resources of world’s leading institutions in the field of organization and conducting business tendency monitoring: the National Bureau of Economic Analysis (NBER, USA), the Center for International Studies in Economic Trends (CIRET), the Ifo Institute for Economic Research (Germany), the National Institute of Statistics and Economic Studies (Insee, France), the Swiss Economic Institute (KOF ETH), the Italian National Statistical Institute (Istat), the Brazilian Institute of Economics (IBRE), the Austrian Institute of Economic Research (WIFO), the joint OECD and European Commission projects.

As specific methods for analyzing the surveys’ results, the fundamentals of mathematical statistics for analysis of nonparametric information are applied:

  • Econometric methods to decompose the cyclic indicators dynamics;
  • Dynamic factor models to construct aggregate indicators;
  • Cluster analysis for the typology of entrepreneurial behavior;
  • Variance analysis to estimate economic uncertainty;
  • Regression approach to the quantify qualitative statistics;
  • Cross-correlation analysis to assess the relationship between qualitative and quantitative statistics;
  • VAR-models to determine the consistency and direction of the relationships.

Empirical base of research

The constantly updated empirical research base reflects the aggregate sentiments of Russian economic agents in the last two decades. It includes information obtained from regular business tendency surveys in the real sector (industry, construction, wholesale and retail trade), services, as well as surveys of investment activity of industrial organizations; the total stratified sample covers about 37,000 units in all regions of the country. In addition, the panel sample set of the pilot surveys includes more than 3.200 units of observation, of which 1085 industrial enterprises; 603 small business organizations; 959 investment-active large and medium-sized industrial enterprises, 623 IT-organizations.

Results of research

The results of regular business tendency monitoring in 2017 allowed us to analyze the degree of adaptation of the Russian economic agents to the impact of economic sanctions and price shock on oil markets; the efficiency of consolidation with regulators adopting anti-crisis solutions; the depth of the last economic recession relative to the previous ones, the levels of economic uncertainty and entrepreneurial confidence, the significant constraints and the clusters of sectoral growth.

The updated programs of pilot surveys on development of the small trade business, information technology, as well as large and medium-sized industrial business made it possible to assess the sectoral scale and intensity of import substitution, investment and innovation activity of enterprises, their competitive positions, employment policies, need and availability of long-term financial resources, resource-saving policies.

Empirical calculations based on the previously proposed method of joint decomposition of the economic sentiment indicator (HSE ESI) and GDP growth rates allowed us to update the turning points dating and continue the chronology of short-term economic cycles in the dynamics of both indicators; confirm their high compatibility and leading nature of HSE ESI, including during crises and subsequent recovery. Visualization of the study results using VAR-model and impulse response function provided assessing and graphically visualizing the strength, direction and duration of the shock in the HSE ESI dynamics on the dynamics of the macro aggregate (GDP).

The study examined the main approaches to measure uncertainty as the driving force of macroeconomic fluctuations, including those based on "soft" data of business tendency monitoring, with a view to develop the economic uncertainty indicator and include it in the composite indicator system. The international experience of so called nowcasting of low-frequency key economic variables using monthly and quarterly information, including surveys results, was also investigated.

Thus, the study made it possible to expand the opportunities of business tendency monitoring as an instrument to measure regularly and promptly the most significant sectoral development paths and short-term fluctuations when traditional statistics are still not sufficient, available with delay and subject to frequent revisions. The main advantages of the joint Rosstat and HSE surveys results are: accumulated database for almost two decades; timely, regular, unified and large-scale nature of the qualitative information collection and publication; the possibility of sectoral benchmark; availability of results; compliance with international standards and classifications; statistically significant compatibility with quantitative statistics. The indicators of early response based on surveys data are capable to lead the economic changes and correspond to cyclical phases in the short- and medium-term dynamics of the growth of key reference macro variables.

Outcomes of the implementation of the results

Information content, its user friendly visualization and results availability helps to attract new users from business and research communities, to form a block of regular media publications, to expand the competence of decision- and forecasts makers, and to increase the transparency of the national economy.

The research results, which characterize the specificities of modern economic development, were presented in the report “Recent crisis in Russia: entrepreneurial sentiment and economic growth” at the CIRET/KOF/WIFO joint workshop “Economic Trends and Financing Conditions” in October, 13-14, 2017 in Vienna (Austria).

The results of business tendency monitoring were discussed at the joint UNIDO/Rosstat/CISStat regional seminar “Industrial statistics for sustainable development of the countries of the region” in May 25-26, 2017 in Sochi, where the HSE experts presented the reports “Statistical data sources and methods of analysis of industrial performance”, “Use of statistical methods for policy relevant analysis of industrial production in CIS countries” and “Key findings of analysis of industrial performance of Russian Federation”.

The total output of information and analytical materials (including the results of regular business tendency monitoring) conducted within the research framework in 2017, amounted to more than 1000 pages. Reviews and reports based on the research results were regularly submitted to federal and regional executive authorities, published in the mass media and online, discussed on federal TV channels (more than 1500 references in 2017). The research results were published in the Russian academic and industry journals, as the working papers in the WP BRP series “Science, Technology and Innovation” and the UNIDO WP series “Inclusive and Sustainable Industrial Development". The article in the journal indexed in Scopus (Q2) and the monograph’s chapter (Springer publisher) are accepted for publication.

The main monitoring indicators transfer regularly to the OECD database “Business tendency and consumer opinion”. All analytical papers are available online.

Publications:


Lola I. S. The Statistical Measurement of Business Conditions for Small Entrepreneurs / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2017. No. WP BRP 71/STI/2017 .
Kitrar Liudmila, Upadhyaya S., Ostapkovich Georgy. Industrial development in the CIS: re-industrualization trends and potential / United Nations Indusitrial Development Organization. Series WP6/2017 "Inclusive and Sustainable Industrial Development Working Paper Series". 2017.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конъюнктурный мониторинг деловых тенденций и экономической неопределенности в России

Приоритетные направления развития: экономика
2017

Цель работы

Генеральная цель конъюнктурных мониторингов ЦКИ ИСИЭЗ, проводимых в формате Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, заключается в развитии комплексной системы отраслевых обследований деловых тенденций и экономической неопределенности, гармонизированных с международными стандартами; их внедрении в практику федерального статистического наблюдения; развитии методологического и аналитического обеспечения; расширении корпуса простых и композитных индикаторов, лидирующих относительно текущих и ожидаемых профилей в циклической динамике референтных макроэкономических и отраслевых показателей.

Критической целью исследования в 2017 году является обновление методологического, аналитического и визуального инструментария конъюнктурных мониторингов, направленного на сквозную субсекторальную диагностику, в частности:

  • оценку внешних и внутренних импульсов, меняющих общеотраслевую траекторию деловых тенденций с учетом различий размерности хозяйствующих субъектов, включая малый бизнес в стране;
  • измерение таких структурных изменений, которые обусловлены масштабами распространения информационно-коммуникационных технологий;
  • идентификацию краткосрочных тенденций в динамике потребительского спроса с учетом неравенства основных параметров и поведенческих мотивов домашних хозяйств;
  • расширение информационных ресурсов, отражающих масштабы экономической деятельности в системе общей панели оценок с «рваным краем»  в формате наукастинга;
  • развитие подходов к эмпирическому измерению макроэкономической неопределенности, исходя непосредственно из мнений экономических агентов;
  • статистическую оценку взаимосвязи обобщенных результатов конъюнктурных мониторингов с количественными параметрами экономического роста;
  • актуализацию информационных баз «мягких» данных в формате единой политики распространения статистической информации об экономике страны как на национальных так и международных онлайн площадках (ОЭСР, Еврокомиссии, БРИКС, ЕАЭС).

Используемые методы

Методология конъюнктурных отраслевых мониторингов ЦКИ соответствует международным рекомендациям и адаптирована к особенностям функционирования российской экономики. Актуализация программ и методов обследования проводится на основе изучения научного и практического потенциала ведущих мировых институтов в области организации и проведения конъюнктурных мониторингов: Национального Бюро экономического анализа (NBER, США), Центра международных исследований по изучению экономических тенденций (CIRET), ifo-Института экономических исследований Германии, Национального института статистики и экономических исследований Франции (Insee), Швейцарского экономического института (KOF ETH), Итальянского национального статистического института (Istat), Бразильского института экономики (FGV IBRE), Австрийского института экономических исследований (WIFO), совместных проектов ОЭСР и Еврокомиссии по организации гармонизированных обследований бизнеса.

В качестве конкретных методов анализа результатов обследований применяются основные положения математической статистики в части статистического анализа непараметрической информации:

  • эконометрические методы декомпозиции динамики циклических индикаторов;
  • динамические факторные модели для построения агрегированных индикаторов;
  • методы кластерного анализа для типологии предпринимательского поведения;
  • методы дисперсионного анализа для оценок экономической  неопределенности;
  • регрессионный подход к квантификации неколичественной статистики бизнес обследований;
  • методы кросс-корреляционного анализа для оценки взаимосвязи качественной и количественной статистики;
  • VAR-модели для определения согласованности и направленности исследуемых взаимосвязей.

Эмпирическая база исследования

Постоянно актуализируемая эмпирическая база исследования, структурированная по различным пространственным признакам в соответствии с простыми и композитными индикаторами постоянного и переменного состава, отражает совокупные настроения российских экономических агентов за два последних десятилетия. Она включает информацию, полученную при проведении регулярных конъюнктурных обследований в базовых отраслях реального сектора (промышленности, строительстве, оптовой и розничной торговле), сфере услуг, а также обследований инвестиционной активности промышленных организаций с общим охватом стратифицированной выборочной совокупности около 37 тыс. объектов наблюдения практически во всех регионах страны. Кроме того, панельная выборочная совокупность пилотных обследований включает более 3,2 тыс. объектов наблюдения, из них 1085 промышленных предприятий; 603 организаций малого торгового бизнеса; 959 инвестиционно активных организаций крупного и среднего промышленного предпринимательства, 623 организаций отрасли информационных технологий.

Результаты работы

Результаты проведенных в 2017 году регулярных конъюнктурных мониторингов позволили оперативно анализировать степень адаптации экономических агентов страны к воздействию экономических санкций и ценового шока на нефтяных рынках; эффективность консолидации с регуляторами, принимающими антикризисные решения; глубину экономического спада относительно предыдущих рецессий в стране, уровень экономической неопределенности и предпринимательского доверия, значимые ограничители и кластеры отраслевого роста.

Обновленные программы пилотных обследований деловых тенденций в развитии малого предпринимательства в торговле, информационных технологий, а также крупного и среднего промышленного бизнеса дали возможность оценить отраслевые масштабы и интенсивность импортозамещения, инвестиционную и инновационную активность предприятий, их конкурентных позиции, кадровую политику, потребность и доступность долгосрочные финансовые ресурсы, осуществляемые меры по ресурсосбережению.

Эмпирические расчеты по предложенной ранее методике совместной декомпозиции индикатора экономических настроений в России (ИЭН ВШЭ) и темпов роста ВВП позволили обновить датировку поворотных точек и продолжить хронологию краткосрочных экономических циклов в динамике обоих индикаторов, подтвердить их высокую совместимость, а также опережающие свойства ИЭН ВШЭ, в том числе в моменты прохождения кризисов и последующего восстановления. Визуализация результатов исследования с использованием VAR-моделирования и функции импульсного отклика предоставила возможность оценить и графически представить силу, направленность и продолжительность воздействия шока в динамике ИЭН ВШЭ на динамику макроагрегата (ВВП).

В исследовании были рассмотрены основные способы измерения неопределенности, как движущей силы макроэкономических колебаний, в том числе с использованием «мягких» статистических данных конъюнктурных мониторингов, с целью построения в дальнейшем индикатора экономической неопределенности и включения его в систему композитных индикаторов. Также были изучены возможности накопленного международного опыта для предикт-оценивания (наукастинга) низкочастотных ключевых экономических переменных с использованием оперативной ежемесячной и ежеквартальной информации, в том числе конъюнктурных обследований, и проанализированы результаты экспериментальных расчетов наукастов.

Таким образом, проведенное исследование позволило расширить возможности конъюнктурного мониторинга как инструмента, способного регулярно и оперативно измерять наиболее значимые отраслевые траектории развития и краткосрочные колебания, относительно которых традиционная статистика все еще не является достаточной, оперативной и подвергается частым пересмотрам. Основными преимуществами результатов совместных обследований Росстата и НИУ ВШЭ остаются почти двадцатилетняя продолжительность накопленного массива данных; оперативный, регулярный, унифицированный и масштабный характер сбора и публикации качественной информации; возможность секторального сопоставительного анализа; доступность результатов; максимально возможное соответствие международным стандартам и классификациям; статистически значимая совместимость динамики с количественной статистикой. Разработанные на основе данных мониторинга индикаторы раннего реагирования способны в режиме почти реального времени не только отражать с опережением локальные конъюнктурные изменения, но и соответствовать циклическим фазам в кратко- и среднесрочной динамике роста ключевых референтных макропеременных.

Итоги внедрения результатов НИР

Наглядная визуализация, информативность и доступность результатов исследования позволяют постоянно привлекать новых пользователей из деловых и исследовательских кругов, формировать блок регулярных публикаций в медийном пространстве, расширять компетенции лиц, принимающих регулирующие решения и составляющих вариативные прогнозы дальнейшего развития, а также повышать транспарентность экономики страны на дискуссионных площадках международных научных и экономических сообществ.

Аналитические результаты исследования, характеризующие динамику современного экономического развития, были представлены в докладе «Recent crisis in Russia: entrepreneurial sentiment and economic growth» на совместном семинаре CIRET, KOF ETH, WIFO и фонда Getulio Vargas (Бразилия) «Economic tendency and financing conditions» 13-14 октября 2017 года в Вене (Австрия).

Результаты мониторингов делового климата в России обсуждались на совместном региональном семинаре статистического отдела ЮНИДО, Росстата и Статистического комитета СНГ «Промышленная статистика для устойчивого развития стран региона» 25-26 мая 2017 г. в Сочи, где эксперты ЦКИ представили доклады «Статистические данные и методы анализа промышленного развития», «Использование статистических методов для стратегического анализа эффективности промышленной политики в странах СНГ» и «Основные результаты анализа современной промышленной деятельности в Российской Федерации».

Суммарный объем выходных информационно-аналитических материалов, включая результаты регулярного конъюнктурного мониторинга, выполненных в рамках проведенного в 2017 году исследования, составил более 1 тыс. страниц. Доклады по итогам исследования регулярно представлялись в федеральные и региональные органы исполнительной власти. Обзоры и пресс-релизы публиковались в средствах массовой информации («Коммерсант», «Ведомости», «Российская газета», «РБК», «Независимая газета» и др.), региональной прессе и Интернет-ресурсах, обсуждались на федеральных телевизионных каналах («1 канал», «Россия», «Россия-24», «РБК», «Мир», «ОРТ» и др.) – всего более 1500 ссылок в 2017 году.

По материалам исследования было опубликовано 2 статьи в журнале из перечня ВАК и 2 статьи в российских отраслевых экономических журналах, 2 препринта в серии Science, Technology and Innovation WP BRP, препринт на русском и английском языках в серии ЮНИДО "Inclusive and Sustainable Industrial Development Working Paper Series", а также аналитический отчет «Промышленное развитие в СНГ: Есть ли условия для наращивания потенциала реиндустриализции?». Приняты в печать статья в журнале, индексируемом в Scopus (Q2) и глава в монографии (издательство Springer).

Основные показатели мониторинга регулярно включаются в базу данных “Business tendency and consumer opinion” ОЭСР. Все подготовленные ЦКИ аналитические материалы размещены на информационном портале НИУ ВШЭ.

Публикации по проекту:


Inna Lola. Statistical measurement of business conditions for small entrepreneurship // Journal of the Knowledge Economy. 2018
Liudmila Kitrar, Tamara Lipkind, Georgy Ostapkovich. Russian Business Tendency Surveys by HSE and Rosstat, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by P. Picchetti, S. V. Smirnov, A. Ozyildirim. Springer, 2018. Ch. 13.
Kitrar Liudmila, Upadhyaya S., Ostapkovich Georgy. Industrial development in the CIS: re-industrualization trends and potential / United Nations Indusitrial Development Organization. Series WP6/2017 "Inclusive and Sustainable Industrial Development Working Paper Series". 2017.
Лола И. С. Деловой климат организаций сферы информационно-технологических услуг в 2017 году / Рук.: Г. В. Остапкович. М. : Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2017.
Lola I. S. The Statistical Measurement of Business Conditions for Small Entrepreneurs / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2017. No. WP BRP 71/STI/2017 .

См. также

Ключевые слова