• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономико-социологические исследования социальной устойчивости в кризисное время

Приоритетные направления развития: социология
2017

Цель работы: Выявление реакций различных рынков (на примере рынков торговых сетей, финансовых, алкогольной продукции, рынка удаленной работы, промышленных предприятий) и потребителей на экономические условия, вызванные в России кризисом, начавшемся в 2014 г. и продолжающемся по сей день.

Используемые методы: Количественные и качественные методы социологических исследований.

Эмпирическая база исследования: Всероссийский опрос населения,  репрезентирующий взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также отдельных федеральных округов РФ. Схема реализации выборочной совокупности обеспечивает выборку респондентов со следующими характеристиками:

  • суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – 1600 чел.,
  • число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 40;
  • число населенных пунктов (административных территориальных единиц - АТЕ) – не менее 150;
  • число респондентов в одном населенном пункте (АТЕ) – не менее 5 чел.
  • Погрешность выборки – 3,4%
  • Время проведения опроса – октябрь-ноябрь 2016 г.

Результаты работы:

В области поведения на рынке алкогольной продукции

Наряду с потребителями самогона, впервые статистически выявлена отдельная группа потребителей домашнего вина. Показано, что группы потребителей самогона и домашнего вина близки по масштабам, почти не пересекаются по составу и демонстрируют контрастирующие стили потребления. Потребители самогона чаще подвергают риску собственное здоровье, а потребители домашнего вина более склонны к умеренному потреблению алкоголя и демонстрируют более цивилизованные привычки.

Используя в качестве двух зависимых переменных наличие или отсутствие потребления самогона и домашнего вина в течение последних 30 дней, на основе регрессионного анализа мы выяснили, что потребители самогона чаще обнаруживаются среди мужчин, представителей старшего возраста, респондентов с более низким уровнем образования и дохода, они более сконцентрированы в сельских поселениях и неюжных регионах России. Потребители же домашнего вина по большинству данных параметров демонстрируют прямо противоположные черты.

Оценивая краткосрочные эффекты новой алкогольной политики государства, мы можем заключить, что наиболее влиятельные факторы, воздействующие на потребление домашнего алкоголя, связаны с его доступностью в локальной среде, в то время как рост розничных цен на алкоголь промышленного производства в результате ужесточения фискальных мер не оказывает значимого воздействия.

В области исследований Интернет-банкинга в России

ЭПС по-прежнему в российской практике рассматривается как специфицированная технология, хотя в то же время наблюдаются тенденции в сторону более широкого распространения за счет упрощения использования и интеграции ЭПС в различные мобильные системы и площадки электронного маркетинга. Одновременно с этим на данный момент ЭПС имеет смысл рассматривать как преимущественно обособленную совокупность платежных систем, поскольку если индивид успешно совершает покупки в сетях Интернет с использованием банковских карт, то скорее он продолжит использовать уже «проверенный и удобный» для него способ, нежели прибегнет к вариантам электронных платежных систем. Устойчивость и доступность сетей Интернет представляет собой базовое условие успешного функционирования ЭПС. Пока такой «привилегией» обладают очень крупные города и мегаполисы. При этом, что любопытно, среди пользователей ЭПС по всей стране (т.е. по всем федеральным округам и населенным пунктам) в целом устойчиво наблюдаются принадлежность к умеренно обеспеченным группам индивидов, что может свидетельствовать о потенциале расширения и развития ЭПС в нашей стране. Интернет-банкинг начал свою активную экспансию среди россиян, и потребует пристального анализа в дальнейшем. На данный момент известно, что его область применения заключается преимущественно в работе с интернет-площадками в качестве виртуальной банковской карты. Во многом принципы работы ЭПС и интернет-банкинга рассматриваются пользователями схожим образом, что может означать постепенную синергию обеих технологий в одну техническую «практику».

В области изучения рынка удаленной работы

Основываясь на уникальном массиве данных из 9685 интернет-фрилансеров, мы проливаем свет на предпринимательский потенциал русскоязычного онлайн-рынка труда, где более половины фрилансеров проявляют предпринимательскую ориентацию. Наши результаты показывают неоднородность интернет-фрилансеров в отношении предпринимательства, отражая сильные различия между группами реальных предпринимателей, потенциальных предпринимателей и непредпринимателей с точки зрения социально-демографических и профессиональных характеристик, трудового поведения и субъективного благополучия. Тот факт, что по большинству показателей потенциальные предприниматели, которые планируют начать бизнес, обычно занимают промежуточное положение между непредпринимателями и фактическими предпринимателями, сигнализируют о наличии у них предпринимательских намерений. Изучение предпринимательского потенциала интернет-фрилансеров способствует лучшему пониманию того, как самостоятельная занятость может привести к появлению новых организаций в наукоемких и творческих отраслях, которые имеют решающее значение для модернизации стран с переходной экономикой.

В области ценового поведения москвичей

Демонстрируется, что советская плановая экономика с ее «простым советским человеком», социализированном в идеологии бесплатности и отрицании консьюмеризма, породила институциональную логику моральной экономики денежных цен, отсылающий к социальным обязательствам государства как основе его легитимности. Здесь цены воспринимаются как социальный факт, конфигурация которого зависит от воли и добросовестности государства.

Последовавшая в ходе «перестройки» форсированная маркетизация способствовала формированию у россиян тяги к завышенным демонстративным ценам, ведь краеугольным камнем социальной идентичности «нового русского» стала способность заработать на престижное потребление. И хотя консьюмеристский бум в России остался далеко позади, институциональная логика демонстративного ценового поведения, когда цены используются в качестве инструмента социального самоутверждения, зримо присутствует в нарративах современных россиян.

Созревание российской рыночной экономики породило режим справедливых рыночных цен. Оно окончательно легитимировало мотив получения прибыли как основу хозяйственной деятельности. Однако условием культурной легитимности рыночного обмена стал запрос на справедливость опосредующих его цен – прозрачных и взаимовыгодных – вылившийся в соответствующую институциональную логику интерпретации цены как критерия онтологической безопасности рыночного обмена.

Глубокий экономический кризис, с которым столкнулась российская рыночная экономика в 2014-2017 гг., с одной стороны, пошатнул баланс между имевшимися в репертуаре восприятия цен смысловыми регистрами, а с другой стороны, стал триггером для возникновения нового политико-культурного режима бережливых денежных цен и соответствующей ему институциональной логики ответственного ценового поведения. Российский потребитель сегодня знакомится с осознанным потреблением, активно учится декодировать и калькулировать наблюдаемые рыночные цены,  тренируется тратить осмотрительно, «как в Европе». При этом исследование в эпицентре экономического кризиса позволяет зафиксировать, насколько последнее непросто с учетом отголосков прочих регистров. Требуется специальная смысловая настройка восприятия: в погоне за самыми низкими ценами важно не только оставаться «способным заработать» и «компетентным в плане рыночного обмена», но и не дать спуска государству, хотя бы формально ответственному за экономическую безопасность своих граждан.

В области изучения долгового и кредитного поведения

Этнографическое исследование кредитного поведения в малых городах показывает, что объяснение кроется не столько в уровне финансовой грамотности населения, сколько в моральном регулировании экономического поведения, уровне доверия, как среди жителей, так и в отношении местных финансовых институтов.

Рост рынка кредитных услуг и продуктов происходил на фоне роста доходов населения и потребительского изобилия. Одновременно с этим в малых городах, для которых характерны сезонный характер занятости и маятниковая трудовая миграция происходили: рост отставания уровня доходов от уровня потребительских ожиданий людей, а также рост неравенства в уровне потребления. В качестве компенсации, в городах с высокой социальной плотностью, где люди знают и следят за жизнью друг друга, такие процессы сопровождаются покупательской гонкой и демонстративным характером потребления. Там где в лихие 1990-е годы, люди справлялись с бедностью коллективно, были распространены различные формы экономической взаимопомощи и дарообмена,  сегодня происходит индивидуализация экономического поведения. Социальная жизнь в малых городах приобретает такую форму, в которой моральные аргументы, регулирующие  финансовое поведение теряют свое значение. Покупки в долг приобретают значение «подарков себе» и сопровождаются эмоциальными, а не разумными решениями. В этом смысле практика кредитования становится инструментом для демонстрации социальной независимости и статусности внутри сообщества.

Массовое распространение кредитов в малых городах сопровождалось эрозией институтов кредитных поручителей и беспроцентных частных займов. Эти институты играли роль источников и генераторов доверия внутри местного сообщества.

Типичная ситуация разрыва доверительных отношений с поручителем, когда последний (в силу легкомысленного желания помочь другу или родственнику) вынужден был выплачивать значительную часть займа после того как должник терял работу или оказывался не в состоянии погасить имеющийся долг своими силами. Такие случаи быстро становятся достоянием местного сообщества и приводят к нежеланию включаться в институт поручительства.

Институт беспроцентных частных займов в малых городах существует сегодня на фоне массового распространения микрозаймов с высокой долговой нагрузкой. И частные долги друг другу и микрозаймы в целом идентичны по объему заимствований, но они принципиально различны по своему социальному значению. Частный долг – признак взаимной социальной зависимости, тогда как микрозайм, напротив – признак социальной независимости и автономии. По сути, дорогие проценты, выплачиваемые за пользование микрозаймом – плата за недоверие внутри сообщества.

В области исследования этических аспектов профессии экономических журналистов

Являясь особой профессиональной группой, как с точки зрения требуемых навыков, так и роли в обществе, в ходе своей работы экономические журналисты нередко сталкиваются с рядом трудностей. Данный факт подтверждается как реальными инцидентами (увольнение редакций ведущих российских СМИ), так и данными международной статистики. В 2016 году Россия занимала 148 место по Индексу свободы прессы. Неотъемлемым элементом деятельности журналистов является профессиональный контроль, который, согласно Э. Эбботу, может осуществляться на трех уровнях - внешнем, внутреннем и индивидуальном. Данная статья посвящена анализу профессионального контроля в деятельности журналистов в современной России. Эмпирическая база исследования включает 18 интервью с экономическими журналистами, под которыми понимаются сотрудники отделов редакции «Экономика», «Финансы» печатных и Интернет-изданий из разных федеральных округов РФ. Интервью свидетельствуют о недостаточной эффективности внешнего уровня контроля, несмотря на его всесторонность. Что касается собственных ценностных установок журналиста, то они приобретают важность в условиях возникновения нравственного выбора, с которым нередко сталкивается профессиональное сообщество. В ситуации, когда внешний контроль не обеспечивает должного регулирования деятельности журналистов, а индивидуальные нормы и ценности сотрудников СМИ испытывают значительное влияние внешних факторов, особое значение приобретает организационная культура конкретных изданий (внутренний контроль). Редакции осуществляют регулирование деятельности своих сотрудников, создавая внутриорганизационные этические кодексы, а также способствуя коммуникации и обмену опытом.

Публикации по проекту:


Kotelnikova Z. Explaining Counterfeit Alcohol Purchases in Russia // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 2017. Vol. 41. No. 4. P. 810-819. doi
Kurakin A. A. The 4-th International Conference of BICAS: Agro-Extractivism Inside and Outside BRICS // Russian Peasant Studies. 2017. Vol. 2. No. 2. P. 166-171. doi
Barsukova S., Dufy C. Sécurité Alimentaire et Marché. Représentations des Acteurs du Monde Agricole dans La Russie des Années 1990-2010 // Revue d'etudes comparatives Est-Ouest. 2017. Vol. 48. No. 1-2. P. 57-84. doi
Entrepreneurship in Transition Economies / Отв. ред.: A. Chepurenko.; Ed. by A. Sauka, Alexander Chepurenko. Springer, 2017. doi
Berdysheva E., Resheteeva R. Social Architectonics of Market Prices: Basic Principles of Russian Consumer Price Perception (A Moscow Case Study) / Пер. с рус. // Problems of Economic Transition. 2017. Vol. 59. No. 4. P. 239-264 . doi
Радаев В. В., Бердышева Е. С., Конрой Н. В., Котельникова З. В. Аналитика ЛЭСИ Вып. 17: Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия. М. : НИУ ВШЭ, 2017. doi
Казун А. Д., Казун А. П. Когда беда приходит не одна: освещение трех трагедий в российских СМИ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. Т. 139. № 3. С. 128-146. doi
Барсукова С. Ю. Патриотизм потребителей, или как россияне "голосуют рублем" за великую державу // В кн.: Социальные практики и управление: проблемное поле социологии. [б.и.], 2017. С. 8-16.
Shevchuk A., Strebkov D. Entrepreneurial Potential in the Digital Freelance Economy: Evidence from the Russian-Language Internet, in: Entrepreneurship in Transition Economies / Отв. ред.: A. Chepurenko.; Ed. by A. Sauka, Alexander Chepurenko. Springer, 2017. doi Ch. 22. P. 401-419. doi
Radaev V. V. Crooked Mirror: The Evolution of Illegal Alcohol Markets in Russia since the Late Socialist Period, in: The Architecture of Illegal Markets. Towards an Economic Sociology of Illegality in the Economy. Oxford : Oxford University Press, 2017. P. 218-241.
Kazun A. D., Kazun A. Coverage of Three Tragedies in the Russian Media: Application of the Network Agenda Model / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2017. No. WP BRP 48/PS/2017.
Kazun A. D. Agenda-Setting in Russian Media / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2017. No. WP BRP 49/PS/2017.
Казун А. Д. Откуда берется повестка дня? Роль СМИ в конструировании значимости событий // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2017. Т. 124. № 1-2. С. 182-189.
Андреева А. С., Казун А. Д. Print vs. Digital: "каннибализм" или сотрудничество // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 6. С. 32-40.
Новиков Г. Е. Очерк истории потребительского кредита // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 80-95. doi
Барсукова С. Ю. Аграрная политика России // Общественные науки и современность. 2017. № 5. С. 31-45.
Berdysheva E., Regina Romanova. Rethinking prices during an economic crisis: Calculation as a new mode of consumer behaviour in Russia // International Journal of Consumer Studies. 2017. Vol. 41. No. 4. P. 397-403. doi

См. также

Ключевые слова