• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Analysis and forecasting of perspectives to overcome stagnation in Russian economy. Assessments for possible scenarios of long-term development under significant shifts in science and technology development and geoeconomic environment

Priority areas of development: economics
2017
Department: Laboratory of Analysis and Economic Processes Forecasting
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: To develop a methodology for performing economic analysis and empirical economic research (including analysis and forecasting for specific spheres and industries of the Russian economy), aimed at supporting efforts to direct the Russian economy towards the path of intense innovative growth. This involves developing comprehensive scenarios of short, medium and long-term socio-economic forecasts, including those needed by federal agencies from the executive branch.

Methodology: DEA was used to assess the behavior of the total factor productivity and its components; the Kalman filter for calculating the potential GDP and the output gap; SFA to assess the efficiency of Russian bank expenses; Bayesian approach was used to assess the parameters of the vector autoregressive model of the Russian economy with structural identification of shocks; BVAR-models for complex macroeconomic and financial forecasting, an econometric model based on the Hausmann-Klinger approach was used to assess the Russian economy’s export potential and prospects of directions of import substitution; econometric assessments of the function model demonstrating the reaction of the fiscal policy to the level of the debt load were used when analyzing the stability of Russian constituents’ debt. Statistical and graphical analysis and other analysis methods (ranking, segmentation, etc.) were also widely used.

Empirical base of research: a wide range of sources was used for this work, including data from Russian statistics (Росстат), Ministry of Finance, Bank of Russia, Ministry of Industry and Trade, Ministry of Economic Development and Trade, Federal Customs Service, international databases, mass media publications, official news outlets on decisions made and situations assessed. Also, for this work a database of statistical information, unique in its breadth of scope and containing five thousand dynamic rows, was employed. It was developed in-house by LAPEP employees. The following databases were also used: Cbonds-PRO RU (database containing information on the issue of Russian corporate bonds), Loans-PRO (database containing information on syndicated credit lines), BIR-Atlantic (БИР-Атлантик database with information on accounting statements for legal entities) and other data.

Results of research:

1. While developing the methodology, the following results were obtained:

1.1. In the framework of macroeconomic forecasting methods improvement, including a combination of structural and BVAR models for integrated macroeconomic and financial forecasting, estimates of the impact of monetary policy on key macroeconomic indicators were obtained based on a structural Bayesian vector autoregression model with additional factors included. An assessment on homogeneous periods of monetary policy was made. The findings suggest that there is a lack of hard evidence of the deterrent effect of a tight monetary policy on inflation and the stability of the national currency. It was shown that the tightening of monetary policy in Russia with a high probability has a recessionary effect, although its economic significance is not high. The impact of interest rates on the (real) ruble exchange rate is unstable and insignificant in most of the specifications.

1.2. Research was conducted to compare the efficiency of monetary policy (MP) credit channel in the retail and corporate segments of the credit market in Russia. Calculations showed that the weighted average rate on direct REPO auctions has a significant negative impact on the credit activity of banks in both market segments, while the impact in retail is 2.4 times stronger than in corporate segment. The economic effect of the rate is stronger in comparison with other factors of loans demand (GDP) and supply (quality of loans, attraction of household funds, etc.). The credit channel is weakened by the growth of banks' own capital and liquid assets (only in the retail segment) but is increased by the growth of banks’ investments in corporate bonds (in both segments). From conclusions for the regulator perspectives, the obtained estimates indicate that the same interest rate policy of the Bank of Russia will have twice the economic effect in the retail segment of the credit market than in the corporate segment. Another conclusion from this research is that the Bank of Russia's ability to influence the credit policy of large banks is limited, but it still exists: any measure that will be accompanied by capital allowances will be compensated by an increase in the efficiency of monetary policy credit channel in the corporate segment of the market - due to influence on the strategy of capital search by large banks. From countercyclical capital buffers perspectives, this means that during the periods of macroeconomic recessions the efficiency of the credit channel will grow, and, on the contrary, in the periods of expansion it will decrease.

1.3. The results of the efficiency evaluations of various groups of banks obtained by using various approaches to the efficiency evaluation and the variation of the bank issues definition are compared. State banks "national champions", other state banks, foreign banks subsidiaries and private resident banks in Russia were defined as groups of banks. The indicator of accounting for active and passive transactions with non-residents was used as a measure of variation in bank issues. Estimates were made with the use of a two- and one-step analysis of the stochastic efficiency boundary (SFA). The obtained results indicate that the (biased) two-step approach tends to underestimate the banks' performance indicators in comparison with the (unbiased) one-step approach, and the account of active and passive operations with non-residents in bank issues leads to an increase in the efficiency estimates of banks. "National champions" turn out to be the most effective group in the Russian banking system, then other state banks and private banks are on the same level of efficiency and, finally, foreign banks are the least effective group.

1.4. The research provides a quantitative assessment of the impact of fluctuations in private lending activity - the credit cycle - on the level of bank liquidity and volume of lending to banks by monetary authorities. A number of deviations of loans from the banking sector volume to GDP from its smoothed (long-term) values were used as a measure of the credit cycle, where the smoothing was carried out using the one-sided filter of Christiano-Fitzgerald. Further, we constructed a regression for a sample of 25 countries, which was evaluated by the instrumental variables method, particularly, by a two-step generalized method of moments. The results of the assessment allow us to confirm that in the sample of countries the credit cycle has a significant effect on the size of the banking sector's surplus / deficit of liquidity. Thus, the warming up of the credit market in the amount of one standard deviation leads to a decrease in the surplus / increase in the liquidity deficit by 0.11 standard deviations in average. In addition, it was revealed that the most strongly acting factor is non-credit sources of liquidity (monetary base minus Central Bank loans to banks). In addition, it was revealed that the strongest factor is non-credit sources of liquidity (monetary base, minus Central Bank loans to banks).

1.5. In continuation of the work carried out in 2015-2016 the approach to analyzing competitiveness of products relying on international trade data is modified. We develop the list of indicators (such as comparative advantage indices, coefficients of concentration for trade at the world market, technological content of Russian exports compared to the world average) and some algorithms to use these indicators to assess competitive positions at the level of industries and 6-digit HS commodity groups. Five algorithms (options to combine indicators) to use the indicators to assess competitive positions are proposed, the results are interpreted based on Russian data for 2015.

1.6. The approach to monitoring economic integration for the Eurasian Economic Union has been improved based on the analysis of global value added chains. Using the tools of input-output analysis, we estimate the impact of trade integration in the EAEU on the Russian economy in such areas as growth in output, employment, labor productivity and value added. The assessments of the impact of economic integration on economic activities are refined by applying the new input-output tables published by Rosstat. At the same time, the benefits from integration in trade are unevenly distributed among the industries. The greatest benefits in terms of output growth are concentrated in the chemical complex, machine building, metallurgy and electric power industry, and in terms of value added – in engineering, chemical complex, mining and services (primarily in transport and wholesale trade).

1.7. While developing the methodology for forecasting medium-term changes in the retail banking business, a system of simultaneous equations has been designed. The interrelations between loans and deposits of the population, the amount of cash in circulation, as well as income and expenditures of the population were analyzed with the help of the constructed system. Forecasts are constructed with the use of the techniques of solving the system of simultaneous equations and in the framework of four given scenarios, which depend on the situation in the macroeconomics and banking sector. For the period 2016-2018 demand factors, particularly, the solvency of the population will play a more important role in restoring the positive dynamics of lending in comparison to the supply factors presented in this paper as indicators reflecting the consolidated balance of the Russian banking system.

2. Obtaining new empirical insight:

2.1. During this project, monitoring and analysis of the development of the Russian economy and its key areas (macroeconomics, real sector, budgetary sphere, monetary sphere, banking sphere, social sphere, foreign trade sphere, etc.) has been continued. Scenario forecasts of the development of the Russian economy for the short and medium term were developed.

2.2. An intensification of negative processes was shown during the analysis of industrial production key trends in 2017. It includes: a) the transition from stagnation to a very slow decline in industrial output (during monthly dynamics analysis with the elimination of the seasonal factor; at the same time, according to the results of the year, an increase of 1.4-1.6% is expected due to the effect of the base - production growth during 2016); b) an increase in the export of products with the leaders in processing final products for the first time in many years; c) the growth of import mainly because of domestic markets growth, with a slight increase in the share of economic entities income sent to purchase import; d) some deterioration in the financial situation was mainly due to a slight decrease in profitability; e) increased financial risks in a number of sectors, primarily due to the protracted nature of the crisis (shrinking markets), deflation started in separate segments and the preservation of low credit availability.

2.3. Based on the parameters laid down in the federal budget for 2018-2020, the medium-term fiscal policy was analyzed. As a result of the analysis, the main bottlenecks of the new budget were identified: (1) the inertia of the fiscal policy, which does not contain measures to stimulate the economy and build the potential for future growth; (2) failure to use significant borrowing potential in the domestic market; (3) the inefficiency of the new construction of budgetary rules, which technical application leads to losses on interest costs.

2.4. Based on the analysis of the possibilities of conducting fiscal devaluation in Russia, the main channels of its influence on macroeconomic indicators and the success factors of this tax maneuver were identified. It is revealed that the possibilities of fiscal devaluation in Russia are limited due to the flexibility of nominal wages, lack of free labor resources, floating exchange rate, high share of commodity exports and ongoing monetary policy aimed at targeting inflation. The estimates of the potential macroeconomic effect of fiscal devaluation in Russia (in the form of the maneuver “22/22”) are obtained. The effect will be short-term and about 0.3 percentage point of GDP growth in the year of reform implementation (mainly due to import substitution and investment growth). At the same time, fiscal devaluation will have a significant impact on inter-budgetary relations, effectively liquidating the insurance pension system.

2.5. During this project, a set of scenarios of medium-term (until 2020) forecasts for socio-economic development of Russia was created. An analysis of scenario conditions and medium-term forecasts of the Ministry of Economic Development was carried out. An analysis of monetary policy was conducted on a regular basis.

2.6. Monitoring that was issued monthly: current trends in Russian economy development, trends of Russian industry development, leading indicators of systemic financial and macroeconomic risks. Monitoring of bankruptcies intensity, Monitoring and analysis of technological development of Russia and the world and a number of monthly analytical notes were published quarterly.

2.7. An analytical note “Thirteen Thesis about Economics” was prepared in December 2017, where the frameworks of economic situation in Russia were approved.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The implementation of the investigation goals will help improve the quality of socio-economic analysis and forecasting. Also, the results of our investigation can serve as a foundation for further work on an analytical support when preparing to make major decisions and develop strategic documentation.

During this project, significant attention was paid to the preparation of notes and analytical materials, illustrated materials and forecasts that were passed on to executive and legislative branches of government (the President’s administration, government staff, the State Duma, Ministry of Economic Development and Trade, Ministry of Industry and Trade, Ministry of Finance, Russian Bank).

Publications:


Gnidchenko A., D. Galimov, O. Mikheeva, A. Rybalka, Salnikov V. Russian manufacturing production capacity: Primary trends and structural characteristics / Пер. с рус. // Russian Journal of Economics. 2017. Vol. 3. No. 3. P. 240-262.
Д.Р. Белоусов Операция «Развитие»: как преодолеть долгосрочную стагнацию // Экономическое возрождение России. 2017. № 2. С. 34-38.
Пестова А.А., Ростова Н. Две компоненты монетарной политики в России: оценка для больших массивов данных // Деньги и кредит. 2017. № 9. С. 67-74.
Gnidchenko A. Import Substitution As a Complementary Strategy / Пер. с рус. // Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28. No. 6. P. 593-599.
Apokin A. Yu., Ipatova I.B. Components of total factor productivity of the Russian economy with respect to other countries of the world: The role of technical efficiency / Пер. с рус. // Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28. No. 1. P. 15-21. doi
Morozkina A., Sabelnikova E. Education Systems and Multilateral Development Banks: International Practices and Perspectives / Пер. с рус. // International Organisations Research Journal. 2017. Vol. 12. No. 1. P. 24-42. doi

See also

Keywords

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ и прогнозирование перспектив преодоления стагнации в российской экономике. Оценки возможных сценариев долгосрочного развития в условиях значительных изменений научно-технологической и геоэкономической среды

Приоритетные направления развития: экономика
2017

Цель работы:

Развитие методологии экономического анализа и эмпирических экономических исследований (включая анализ и прогнозирование отдельных сфер и отраслей российской экономики), направленные на поддержку усилий по переводу российской экономики на путь интенсивного инновационного развития. Разработка комплексных сценарных кратко-, средне- и долгосрочных социально-экономических прогнозов, в том числе, ориентированных на потребности федеральных органов исполнительной власти.

Используемые методы: DEA для оценки совокупной факторной производительности и ее компонентов; фильтр Калмана для расчета потенциального ВВП и разрыва выпуска; SFA для оценки эффективности издержек российских банков; байесовский подход к оценке параметров векторной авторегрессионной модели российской экономики со структурной идентификацией шоков; BVAR-модели для комплексного макроэкономического и финансового прогнозирования; эконометрическая модель на основе подхода Хаусманна-Клингера для оценки перспективных направлений импортозамещения и реализации экспортного потенциала экономики России; для анализа устойчивости долга субъектов РФ использовались эконометрические оценки модели функции реакции фискальной политики на уровень долговой нагрузки. Широко применялись статистические и графические методы анализа, а также иные аналитические методы (ранжирование, сегментация и т.п.).

Эмпирическая база исследования:

В рамках работы использован широкий круг источников, включая данные Росстата, Минфина, Банка России, Минпромторга, Минэкономразвития, ФТС, международные базы данных, сообщения СМИ, официальные информационные источники, содержащие сведения о принимаемых решениях и об оценках ситуации. Следует отметить использование в работе специально созданной  сотрудниками ЛАПЭП уникальной по широте охвата базы статистической информации, содержащей свыше 5 тыс. динамических рядов. Также использованы базы данных: Cbonds-PRO RU (база данных, содержащая сведения об эмиссии российских корпоративных ценных бумаг); Loans-PRO (база данных, содержащая сведения о синдицированных кредитах); БИР-Аналитик (база данных, содержащая данные о бухгалтерской отчетности юридических лиц) и ряд других данных.

Результаты работы:

1 В развитии методологии были получены следующие результаты:

1.1. В рамках работы по совершенствованию методов макроэкономического прогнозирования, включая сочетание структурных и BVAR-моделей для комплексного макроэкономического и финансового прогнозирования, были получены оценки воздействия денежно-кредитной политики на ключевые макроэкономические показатели на основе построения модели структурной байесовской векторной авторегрессии, с включенными дополнительными факторами. Была осуществлена оценка по однородным периодам проведения монетарной политики. В результате веские доказательства сдерживающего действия жесткой монетарной политики на инфляцию и стабильность национальной валюты обнаружены не были. Было показано, что ужесточение монетарной политики в России с высокой вероятностью имеет рецессионный эффект, хотя его экономическая значимость не высока. Воздействие процентных ставок на (реальный) курс рубля неустойчивое и в большинстве спецификаций незначимое.

1.2 Проведено исследование сравнения работоспособности кредитного канала денежно-кредитной политики (ДКП) в розничном и в корпоративном сегментах кредитного рынка в России. Расчеты показали, что средневзвешенная ставка по аукционам прямого РЕПО оказывает значимое отрицательное воздействие на кредитную активность банков в обоих сегментах рынка – причем в розничном сегменте влияние в 2.4 раза сильнее, чем в корпоративном. Экономический эффект ставки оказывается наиболее сильным в сравнении с прочими факторами спроса (ВВП) и предложения (качество кредитов, привлечение средств населения и др.) кредитов. Кредитный канал ослабляется по мере роста обеспеченности банков собственным капиталом и абсолютно ликвидными активами (только в розничном сегменте), но усиливается – с увеличением их вложений в корпоративные облигации (в обоих сегментах). Полученные оценки указывают на то, что одна и та же процентная политика Банка России будет иметь вдвое больший экономический эффект в розничном сегменте кредитного рынка, чем в корпоративном. Еще один вывод из данного исследования – возможности Банка России влиять на кредитную политику крупных банков хоть и весьма ограничены, но все-таки не отсутствуют: любая мера, которая будет сопровождаться послаблениями по капиталу, будет компенсироваться повышением эффективности кредитного канала денежно-кредитной политики в корпоративном сегменте рынка – за счет влияния на стратегии поиска капитала крупными банками. С точки зрения контрциклических буферов капитала это означает, что в периоды макроэкономических рецессий эффективность кредитного канала будет расти, а в периоды экспансий, наоборот, сокращаться.

1.3 Проведено сравнение результатов оценок эффективности различных групп банков, получаемых при различных подходах к оценке эффективности и при вариации определения банковских выпусков. Были выделены группы банков – госбанки «национальные чемпионы», прочие госбанки, дочерние иностранные банки и частные банки-резиденты в России. В качестве критерия вариации банковских выпусков использован показатель учета активных и пассивных операций с нерезидентами. Оценки проводились в рамках двух- и одношагового анализа стохастической границы эффективности (SFA). Полученные результаты свидетельствуют, что (смещенный) двухшаговый подход имеет тенденцию к занижению показателей эффективности банков в сравнении с (несмещенным) одношаговым подходом, а учет активных и пассивных операций с нерезидентами в составе банковских выпусков приводит к повышению оценок эффективности банков. «Национальные чемпионы» оказываются наиболее эффективной группой в российской банковской системе, далее по эффективности примерно на одном уровне идут прочие госбанки и частные банки и, наконец, наименее эффективной группой оказываются иностранные банки.

1.4 В исследовании количественно оценено влияние колебаний частной кредитной активности – кредитного цикла – на уровень банковской ликвидности и объем кредитования банков монетарными властями. В качестве показателя кредитного цикла был использован ряд отклонений объема кредитов банковского сектора к ВВП от своих сглаженных (долгосрочных) значений, где сглаживание производилось с помощью частотного одностороннего фильтра Кристиано-Фицджеральда. Далее была построена регрессия по выборке из 25 стран, которая была оценена методом инструментальных переменных. В частности, был применен двухшаговый обобщенный метод моментов. Результаты оценки позволяют утверждать, что на рассматриваемой выборке стран кредитный цикл оказывает значимое влияние на величину профицита/дефицита ликвидности банковского сектора. Так разогрев кредитного рынка в размере одного стандартного отклонения ведет к снижению профицита/повышению дефицита ликвидности в среднем на 0.11 стандартного отклонения. Кроме того, было выявлено, что наиболее сильно действующим фактором являются некредитные источники ликвидности (денежная база за вычетом кредитов ЦБ банкам).

1.5. В продолжение работ, выполненных в 2015-2016 гг. доработана методология анализа конкурентоспособности продукции по данным внешней торговли. Разработан перечень показателей (таких как индексы сравнительных преимуществ, коэффициенты концентрации торговли на мировом рынке, технологического уровня российского экспорта по отношению к мировому уровню и др.), а также алгоритмов их использования для оценки конкурентных позиций на уровне видов деятельности и товарных групп (на уровне 6-значных кодов ТН ВЭД). В работе предложено пять алгоритмов (вариантов сочетания показателей) применения разработанной системы показателей для оценки конкурентоспособности, представлена интерпретация результатов на примере расчетов для России.

1.6. Усовершенствован подход к мониторингу экономической интеграции на евразийском пространстве на основе анализа глобальных цепочек создания добавленной стоимости. С помощью инструментария межотраслевого баланса оценено влияние торговой интеграции в ЕАЭС на экономику России по таким направлениям, как рост выпуска, занятости, производительности труда, добавленной стоимости. Уточнены оценки влияния экономической интеграции на виды деятельности при переходе к использованию новых таблиц «Затраты – Выпуск» Росстата. Установлено, что выгоды от интеграции в торговле неравномерно распределяются между отраслями экономики. Наибольшие выгоды в терминах прироста выпуска концентрируются в химическом комплексе, машиностроении, металлургии и электроэнергетике, а в терминах добавленной стоимости – в машиностроении, химическом комплексе, добыче полезных ископаемых и услугах (прежде всего, в транспорте и оптовой торговле).

1.7. В развитии методологии прогнозирования среднесрочных изменений в розничном банковском бизнесе разработана система одновременных уравнений. С помощью построенной системы проанализированы взаимосвязи между кредитами и депозитами населения, объемом наличных денег в обращении, а также доходами и расходами населения. С использованием методик решения системы одновременных уравнений построены прогнозы в рамках четырех заданных сценариев, которые определяются в зависимости от ситуации в макроэкономике и в банковском секторе. На периоде 2016-2018 гг. факторы спроса, в частности платежеспособность населения, будут играть значительно более важную роль в восстановлении позитивной динамики кредитования по сравнению с факторами предложения, которые представлены в данной работе в виде показателей, отражающих консолидированный баланс российской банковской системы.

2 В получении новых эмпирических знаний:

2.1. В рамках реализации настоящего проекта получила продолжение работа по мониторингу и анализу развития российской экономики и ее важнейших сфер (макроэкономика, реальный сектор, бюджетная сфера, денежно-кредитная сфера, банковская сфера, социальная сфера, внешнеторговая сфера и др.). Разрабатывались сценарные прогнозы развития российской экономики на кратко- и среднесрочную перспективу.

2.2. В рамках анализа ключевых тенденций в промышленном производстве в 2017 г. показано, что усиливаются  негативные процессы, к которым следует отнести: а) переход от стагнации к очень медленному снижению объемов промышленного производства (при анализе помесячной динамики с устранением сезонного фактора); в то же время по итогам года ожидается прирост на уровне 1.4-1.6% за счет эффекта базы – роста производства в течение 2016 г.); б) наращивание экспорта продукции, причем, лидерами впервые за много лет стали обрабатывающие конечные производства; в) рост импорта, однако, в основном, в меру роста внутренних рынков, с незначительным увеличением доли доходов экономических субъектов, направляемых на покупку импортной продукции; г) некоторое ухудшение финансового положения, в основном, связанное с небольшим снижением рентабельности, д) усиление финансовых рисков в ряде секторов, прежде всего, вследствие затяжного характера кризиса (сжатия рынков), начавшейся в отдельных сегментах дефляции и сохранения невысокой доступности кредитов.

2.3. На основе параметров, заложенных в федеральный бюджет на 2018-2020 гг., была проанализирована среднесрочная бюджетно-налоговая политика. В результате анализа были выявлены основные «узкие места» нового бюджета: (1) инерционность проводимой бюджетно-налоговой политики, не содержащей мер по стимулированию экономики и формированию потенциала будущего роста; (2) неиспользование значительного потенциала привлечения заимствований на внутреннем рынке; (3) неэффективность новой конструкции бюджетных правил, при техническом применении которых возникают потери на процентных расходах.

2.4. На основе анализа возможностей проведения фискальной девальвации в России выявлены основные каналы влияния фискальной девальвации на макроэкономические показатели и определены факторы успеха такого налогового маневра. Выявлено, что для России возможности фискальной девальвации ограничены из-за гибкости номинальных заработных плат, отсутствия свободных трудовых ресурсов, плавающего обменного курса, высокой доли сырьевого экспорта и проводимой монетарной политики, направленной на таргетирование инфляции. Получены оценки потенциального макроэкономического эффекта от проведения фискальной девальвации (в форме манера «22/22»). Эффект будет краткосрочным и составит порядка 0.3 проц.п. роста ВВП в год проведения реформы (в основном, за счет импортозамещения и некоторого роста инвестиций). При этом проведение фискальной девальвации сильно повлияет на межбюджетные отношения, фактически ликвидировав страховую пенсионную систему.

2.5. В рамках реализации данного проекта была разработана серия сценарных среднесрочных (до 2020 г.) прогнозов социально-экономического развития России. Проводился анализ сценарных условий и среднесрочных прогнозов Минэкономразвития. На регулярной основе проводился анализ денежно-кредитной политики.

2.6. Выпускались мониторинги на ежемесячной основе: текущих тенденций развития экономики России, тенденций развития российской промышленности, опережающие индикаторы системных финансовых и макроэкономических рисков; на ежеквартальной основе – Мониторинг интенсивности банкротств, Мониторинг и анализ технологического развития России и мира. Кроме того, выпускались отдельные ежемесячные аналитические записки.

2.7 В декабре 2017 г. подготовлена аналитическая записка «Тринадцать тезисов об экономике», в которой сформулированы основные положения текущего состояния российской экономики. 

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Реализация целей исследования обеспечит решение проблемы повышения качества социально-экономического анализа и прогнозирования. Кроме того, результаты проведенного исследования могут служить базой для дальнейших работ по аналитическому сопровождению подготовки крупных решений и документов стратегического характера.

В рамках реализации данного проекта было уделено большое внимание подготовке записок и аналитических материалов, иллюстративных материалов, прогнозов, которые передавались в органы исполнительной и законодательной власти (Экспертное управление Администрации Президента, Аппарат Правительства, Государственная Дума, Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин, Банк России).

Публикации по проекту:


Пестова А.А., Ростова Н. Две компоненты монетарной политики в России: оценка для больших массивов данных // Деньги и кредит. 2017. № 9. С. 67-74.
Morozkina A., Sabelnikova E. Education Systems and Multilateral Development Banks: International Practices and Perspectives / Пер. с рус. // International Organisations Research Journal. 2017. Vol. 12. No. 1. P. 24-42. doi
Мамонов М. Е. «Дыры» в капитале обанкротившихся российских банков: старые факторы и новые гипотезы // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 1. С. 166-199.
Apokin A. Yu., Ipatova I.B. Components of total factor productivity of the Russian economy with respect to other countries of the world: The role of technical efficiency / Пер. с рус. // Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28. No. 1. P. 15-21. doi
Gnidchenko A. Import Substitution As a Complementary Strategy / Пер. с рус. // Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28. No. 6. P. 593-599.
Д.Р. Белоусов Операция «Развитие»: как преодолеть долгосрочную стагнацию // Экономическое возрождение России. 2017. № 2. С. 34-38.
Gnidchenko A., D. Galimov, O. Mikheeva, A. Rybalka, Salnikov V. Russian manufacturing production capacity: Primary trends and structural characteristics / Пер. с рус. // Russian Journal of Economics. 2017. Vol. 3. No. 3. P. 240-262.

См. также

Анализ тенденций развития российской экономики в условиях исчерпания потенциала прежней модели роста и ужесточения внешнеэкономических условий. Разработка кратко- и среднесрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Анализ и прогнозирование развития российской экономики в условиях посткризисного роста. Оценка перспектив и рисков ускорения социально-экономического развития страны в условиях нестабильности внешней среды

Комплексный анализ и прогнозирование развития российской экономики на этапе перехода от экономического кризиса к посткризисному росту. Стратегический анализ проблем долгосрочного развития российской экономики, её важнейших отраслей и секторов

Анализ и прогнозирование развития российской экономики, оценка перспектив преодоления экономической стагнации

Анализ развития российской экономики, ее важнейших сфер и секторов, определение возможных сценариев выхода российской и мировой экономики из затяжного экономического кризиса. Разработка средне- и долгосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Современные подходы к моделированию макроэкономической динамики и построению оптимальной макроэкономической политики

Разработка сценариев развития российской экономики на перспективу до 2034 года: факторы роста и структурные изменения

Ключевые слова