• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The analysis of social and economic inequality and redistribution policy, evaluation of the standard and quality of life of various social groups, and the research of the factors of healthy and active ageing

Priority areas of development: economics
2017
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The object of this study is Russian households and population, social and tax policy, active and healthy ageing.

The objectives of the project include studying the dynamics of the living standards and quality of life of various social groups, social stratification of Russian society, in particular during economic changes in 2014-2015, the main distribution channels of macroeconomic shocks, a complex analysis of the level and factors of socio-economic inequality and an estimation of the redistribution effects of social and tax policy, as well as the research of healthy and active ageing factors. The independent research focus is the study of gender inequality in the distribution of responsibilities in the family and gender characteristics in the perception of the indicated inequality. This project continues the study started in 2013-2016.

For the objectives of the project the following methods were used: desk research, theoretical and methodological analysis of Russian and foreign publications; descriptive, multivariate statistical and econometric analysis of micro-data from sample population surveys; analysis of qualitative sociological data; methods of social stratification and typology; microsimulation and macrosimulation modelling.

The empirical base of the research includes: the “Russian Longitudinal Monitoring Survey” (RLMS-HSE) 2000-2016, the “Comprehensive monitoring of living conditions” (CMLC) 2011 and 2014 by Rosstat, the “Selective supervision of use of daily fund of time by the population” 2014 by Rosstat, the “Moscow and Muscovites” survey 2014, European Social Survey (ESS) 2012 and 2014, monitoring data of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Science (IS RAS) 2015, the survey "Man, Family, Society" (MFS) 2015 by the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), a survey “The population perception of socio-economic changes in modern Russia” 2017 by the Institute of Social Policy of the Higher School of Economics (ISP HSE), etc. In some cases, the results of qualitative research, such as the transcripts of MFS survey interviews and the results of focus groups conducted by HSE in 2017 were used.

The main results:

1. The analysis of the structure of total public expenditures on social protection of the population in the Russian Federation for 2006-2015 has shown, firstly, that the growth of financing in the sphere of social protection that has renewed in 2015 was achieved by one third not by a real increase in social security spending, but by “conditional” expenses, namely, the transfer of pension savings from the Pension Fund to Non-Government Pension Fund. Secondly, in the structure of expenditures on social protection of the population, the contribution of pension provision is gradually growing with a relative decrease in expenditures elsewhere. Thirdly, in the system of non-insurance measures of social support, the ratio between expenditures on categorical and targeted measures remains at the same level, despite the declared priority of the means test and some progress in the regional social policy.

2. The results of the empirical evaluation of social and fiscal policy impact, the determinants of social stratification and life cycle events on the probability of being poor for women with children in European countries have showed that countries with a low poverty rate among mothers after the childbirth have obvious pro-natalist orientation and social-democratic welfare state regimes. High poverty rate among mothers after the childbirth has observed in pro-traditional and conservative countries, and especially in countries with a liberal regime. Similarly, high risks of mothers’ poverty after divorce have observed in liberal and southern European countries while countries with socio-democratic and pro-natalist regimes had the lowest rates of mothers' poverty after a divorce. The existence of a social gradient of mothers' poverty in the case of childbirth and divorce reinforcing intercountry differences is acknowledged. Lower mothers’ social class effects have observed in countries with a high level of defamilization (social democratic and pro-natalist regimes). Higher effects were in the liberal (UK), post-socialist and southern European welfare states.

3. The study of the poverty dynamics of the population during the influence of the current crisis and the characteristics of sharply impoverished Russians has showed that the key social policy issue in Russia nowadays is a significant percentage of the population living at the risk of poverty even in stable economic conditions, rather than a group of poor population by itself. Precarisation and a high dependent burden in their households are the main features of sharply impoverished Russians.

4. During the 2000s there was a stable growth of the share of the middle class in Russia. However, compression of the middle-class core has been observed since 2010. In 2015, there has been some decline in the proportion of generalized middle class. In the context of the latest crisis the changes in the proportions of the middle class were not dramatically, although there was some decline in the proportion of the middle class, not only due to the criterion of material security, but also due to social and professional status. Self-identification continues to be the main identification criteria even in the crisis. The main achievement over the 2000s has been the “convergence” of groups with different social and professional status and self-identification of the middle class. At the same time, high mobility of the middle class was observed during 2000-2015. The composition of the generalized middle class has changed by the inflow of new households and the outflow vector, as the size of the generalized middle class increased significantly.

5. The study of the main approaches to defining and measuring of quality of life and well-being in old age has shown that two types of social indicators are currently used to measure and monitor the quality of life of the elderly: objective and subjective, which reflect the objective and subjective components of the quality of life. Subjective well-being of older people is measured by life satisfaction, the elderly’s feelings or emotional states, and psychological functioning. One approach to measuring the quality of life that has been intensively developed is the index approach, which is especially popular in international comparisons. There are three major ways to include indicators in indexes: orientation to subjective evaluations, the use of objective indicators and the approach that involves both methods in different proportions. The most common indicators of indexes measuring the elderly’s quality of life can be divided into the following categories: life expectancy and health; education and access to information; employment and features of work; income, wealth and property; political participation; social connections and relations, social activity; the state of environment; security; life satisfaction; gender and social equality. Based on the results of the desk study and the study of the empirical databases available in Russia, a list of indicators was identified and general methodological approaches to developing a Russian index characterizing the quality of life and well-being of older people were developed.

6. The results of the multilevel (hierarchical) analysis of the impact of social activity on the older persons’ subjective well-being in different countries have indicated that social contacts have a strong effect on subjective well-being, which varies significantly between countries. The study of the contribution of intergenerational contacts to Russian elderly’s subjective well-being has shown that high levels of life satisfaction and happiness are typical for the elderly who have been aid donors in intergenerational transfers. The positive effect may be explained by the fact that helping their relatives (parents, children, or grandchildren) older persons feel their importance and the meaning of their life.

7. The results of the comparative analysis of the European Social Survey data have showed that bad habits of Russians and European elderly are similar. However, the level of preventive health activity of Russians is much lower than that of their Western peers, and is significantly differentiated across socioeconomic groups. Older Russians face less access to medical care and less often discuss their health problems with their doctors, especially disease prevention. Russia differs from European countries in poor nutrition, a lack of physical activity and overweight problems of older population. The results of the comparative analysis of the RLMS-HSE data have showed that there is less diversity in healthy life-styles among the elderly than among the population as a whole. Basic style, characterized by a restriction of both bad habits and health promotion activities, is common for over half of the elderly. This is largely due to limited income. The results partly confirm William Cockerhams’ health lifestyle theory: a higher social status is combined with a healthier behavior, but for Russian elderly, the income effect is ambiguous: higher incomes may lead towards increased negative practices (bad habits, overeating).

8. The sample population surveys data point to persistence of gender inequality in domestic burden in Russia: in the male perception, domestic work takes more time than in the women perception. The responses depend on the stage of the family life cycle and the burden of the children. The analysis of the previous studies (primarily foreign ones), as well as interview transcripts, confirms the hypothesis that the internal conflict of the respondents due to the mismatch between the situation in the family and the social norms shared by them explains the declared scope of involvement in domestic work . In general, the responses about time for domestic work are often not the actual situation, but the respondents’ subjective perception of it. However, they deserve research attention, because perception influences the quality of life and decision-making.

Thedegreeofimplementation, recommendationsregardingimplementationortheresultsofimplementationoftheresearchoutcomes. According to the results of the project 22 scientific publications, including 12 articles in WoS and Scopus journals, were prepared. Some results of the project (relating to the analysis of the redistribution effects of social and tax policies, and active ageing policies) have been used in the preparation of the 2017 analytical briefs and expert recommendations, including those, which were directed to the Government of the Russian Federation. The results of modelling the effect of changes in fiscal policy on the change in the income of Russian population in 2010-2017, estimation of the possible effects of the “tax maneuver” in 2017, estimation of the possible effects of informal employment formalization in Russia in 2017 have particular practical relevance in activities of the Ministry of Labor and Social Protection and the Ministry of Finance of Russia.

The area of application. The results of this project can be used by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Ministry of Health of the Russian Federation, the Federal State Statistics Service (Rosstat), and other government agencies to improve the legislation in the area of social, tax and economic policies and to assess their effectiveness.

Publications:


Popova D., Matytsin M., Sinnot E. Distributional impact of taxes and social transfers in Russia over the downturn // Journal of European Social Policy. 2018
Mareeva S. Middle Class Formation in Russia, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Switzerland : Springer International Publishing, 2018. doi P. 1-7. doi
Макаренцева А. О., Бирюкова С. С., Третьякова Е. А. Представления мужчин и женщин о затратах времени на работу по дому // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 97-114. doi
Popova D., Rudberg A. Inequality in Income and Wealth in Russia, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Switzerland : Springer International Publishing, 2018. doi P. 1-12. doi
Слободенюк Е. Д. Последствия кризиса 2015 года: обеднение или прекаризация? // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 183-200. doi
Тихонова Н. Е. Стратификация по доходам в России на фоне других стран // Общественные науки и современность. 2017. № 3. С. 26-41.
Синявская О. В. Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 21. № 4. С. 562-591.
Anikin V. A., Lezhnina Y. P., Mareeva S., Tikhonova N. E. Social Stratification by Life Chances: Evidence from Russia / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Sociology". 2017. No. 80/SOC/2017. doi
Gorina E., Biryukova S. Control of Social Spending, Russia, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Switzerland : Springer International Publishing, 2018. doi P. 1-5. doi
Ovcharova L., Gorina E. Developing Targeted Social Assistance in Russia: Impediments and Possibilities / Пер. с рус. // Problems of Economic Transition. 2017. Vol. 59. No. 11-12. P. 843-864. doi
Миронова А. А. Частные межпоколенные трансферты: демографический тип домохозяйства имеет значение? // В кн.: Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах (к 50-летию кафедры народонаселения). IХ-е Валентеевские чтения, 18-20 октября 2017 г. / Под общ. ред.: И. Е. Калабихина, Н. М. Калмыкова. М. : Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 89-92.
Миронова А. А. Демографические изменения и система родственной поддержки // В кн.: Демографический потенциал стран ЕАЭС : VIII Уральский демографический форум Т. II. Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2017. С. 159-166.
Biryukova S., Sinyavskaya O. V., Nurimanova I. More money — more births? Estimating effects of 2007 family policy changes on probability of second and subsequent births in Russia // Demographic Research. 2018
Абрамова Н. В. Влияние ипотечного кредитования на доступность жилья в регионах // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 156-164.
Biryukova S., Sinyavskaya O. V. Children out of parental care in Russia: what we can learn from the statistics // Journal of Social Policy Studies. 2017. Vol. 15. No. 3. P. 367-382. doi
Селезнева Е. В. Защита прав и благополучия детей: состояние, рекомендации по развитию и мониторингу // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 3. С. 477-481.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ социально-экономического неравенства и перераспределительной политики, оценка уровня и качества жизни различных социальных групп и исследование факторов здорового и активного долголетия

Приоритетные направления развития: экономика
2017

Объектом исследования выступают население и домашние хозяйства России, социальная и налоговая политика, активное и здоровое долголетие.

Цель работы состоит в изучении динамики уровня и качества жизни различных социальных групп, социальной стратификации российского общества, в том числе, на фоне экономических изменений 2014-2015 годов, определении основных каналов распространения макроэкономических шоков, комплексном изучении уровня и факторов социально-экономического неравенства и оценке перераспределительных эффектов социальной и налоговой политики, а также в исследовании факторов здорового и активного долголетия. Самостоятельным фокусом исследования выступает изучение гендерного неравенства в распределении обязанностей в семье и гендерных особенностей в восприятии обозначенного неравенства. Данный проект является продолжением исследований 2013-2016 гг.

Для достижения цели были использованы следующие методы: кабинетное исследование, теоретико-методологический анализ российских и зарубежных публикаций; дескриптивный, многомерный статистический и эконометрический анализ микро-данных выборочных обследований населения; анализ качественных социологических данных; методы социальной стратификации и типологизаций; различные методы микромоделирования (микросимуляций) и макромоделирование.

Эмпирическая база исследования. Многие оценки, представленные в последующих разделах, получены с использованием различных волн (в основном с 2000 по 2016 гг.) лонгитюдного обследования Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ-ВШЭ). Наряду с этим использовались микроданные таких выборочных обследований как: Комплексное наблюдение условия жизни населения Росстата (КОУЖ, 2011 и 2014 гг.), Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением Росстата (2014 г.), обследование «Москва и москвичи» (Москва, ИГРМ, 2014 г.), Европейское социальное исследование (ЕСИ, 2012 и 2014 гг.), Мониторинговое исследование Института социологии РАН (2015 г.), опрос «Человек, семья, общество» (ЧСО – Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, 2015 г.), обследование Института социальной политики НИУ ВШЭ «Восприятие населением социально-экономических изменений в современной России» (ИСП НИУ ВШЭ) (2017 г.) и др. В ряде случаев для раскрытия отдельных вопросов исследования применялись результаты качественных исследований, например, расшифровок интервью по опросу ЧСО, фокус-групп, проведенных НИУ ВШЭ в 2017 г.

Результаты исследования:

1. Анализ структуры совокупных государственных расходов на социальную защиту населения в Российской Федерации за 2006-2015 гг. показал, что, во-первых, возобновившийся в 2015 г. рост финансирования в сфере социальной защиты на треть обеспечен не реальным повышением затрат на социальное обеспечение, а «условными» расходами, а именно переводом средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ. Во-вторых, в структуре расходов на социальную защиту населения постепенно растет вклад пенсионного обеспечения при относительном снижении расходов на другие направления. В-третьих, в системе нестраховых мер социальной поддержки соотношение между расходами на категориальные и адресные меры по-прежнему сохраняется на одном уровне, несмотря на декларируемый приоритет перехода к учету нуждаемости и отдельные подвижки в политике социальной поддержки на региональном уровне.

2. Результаты эмпирического оценивания влияния социальной и налоговой политики, детерминант социальной стратификации и событий жизненного цикла на вероятность бедности женщин с детьми в европейских странах показали, что страны с низким уровнем бедности матерей после рождения ребенка – это страны с явной про-наталитской ориентацией и социально-демократическими режимами государств благосостояния. Высокие показатели материнской бедности после рождения ребенка наблюдаются в странах с про-традиционным и южно-европейским  консервативным типом государства благосостояния, и в особенности в странах с либеральным режимом. Аналогичным образом высокие риски бедности матерей после развода наблюдаются в либеральных и южно-европейских странах, тогда как социально-демократические режимы и режимы с про-наталистской ориентацией имеют самые низкие показатели бедности матерей после развода. Подтверждено существование социального градиента бедности матерей в случае рождения ребенка и развода, усиливающего межстрановые различия. Более слабые эффекты социального класса матери наблюдаются в режимах с высоким уровнем дефамилиализации (социально-демократических и про-наталистских), а более сильные эффекты – в либеральном (Великобритания), пост-социалистическом и южно-европейском кластере государств благосостояния.

3. Исследование динамики бедности населения под воздействием текущего кризиса и характеристик группы резко обедневших россиян показало, что в настоящий момент в России ключевой проблемой для социальной политики выступает не столько группа бедных сама по себе, сколько наличие значимой доли населения, представители которой даже в стабильных экономических условиях находятся на грани бедности. В числе особенностей представителей группы резко обедневших россиян стоит отметить также прекаризацию, а также состав их домохозяйств, характеризующийся высокой иждивенческой нагрузкой.

4. На протяжении 2000-х гг. наблюдался стабильный рост доли среднего класса в России. Однако, начиная с 2010-го, фиксировался перелом тренда – сжимание ядра среднего класса, а к 2015-му – некоторое сокращение доли обобщенного среднего класса. В контексте новейшего кризиса драматических изменений масштаба среднего класса не обнаруживается, хотя и отмечается некоторое сокращение среднего класса, причем не только за счет критерия материальной обеспеченности, но и социально-профессионального статуса. Самоидентификация остается единственным идентификационным критерием, рост распространенности которого продолжается даже в условиях кризиса. Главным достижением 2000-х можно назвать «сближение» групп, отличающихся социально-профессиональным статусом и самоидентификацией среднего класса. Однако вместе с тем, на протяжении 2000-2015 гг. фиксировалась высокая мобильность состава среднего класса. При существенном росте размера обобщенного среднего класса его состав менялся не только за счет притока новых домохозяйств, но и за счет вектора выбытия.

5. Изучение основных подходов к определению и измерению качества жизни и благополучия в старости показало, что для измерения и мониторинга качества жизни пожилых людей в настоящее время используются два типа социальных показателей - объективные и субъективные – которые отражают объективные и субъективные компоненты качества жизни. Последние характеризуют субъективное благополучие людей старшего возраста, измеряемое удовлетворенностью жизнью, наличием позитивных и отсутствием негативных эмоций и психологическим благополучием. Одним из наиболее активно развивающихся направлений измерения качества жизни является индексный подход, который особенно популярен в международных сравнениях. Можно выделить три основных подхода к включению показателей в индексы: ориентирование на субъективные оценки, использование объективных показателей и подход, предполагающий учет обоих способов в разном долевом отношении. Наиболее часто встречающиеся индикаторы индексов, измеряющих качество жизни пожилых, можно разделить на следующие категории: ожидаемая продолжительность жизни и здоровье; образование и доступ к информации; занятость и характеристики работы; доход и материально-имущественное положение; политическое участие; социальные связи и отношения, социальная активность; состояние окружающей среды; безопасность; удовлетворенность жизнью; гендерное и социальное равенство. На основе результатов кабинетного исследования и изучения доступных в России эмпирических баз данных был определен список индикаторов и разработаны общие методологические подходы к разработке российского индекса, характеризующего качество жизни и благополучие пожилых людей.

6. Результаты сравнительного межстранового анализа влияния социальной активности на субъективное благополучие старшего поколения методом многоуровневого (иерархического) регрессионного анализа свидетельствуют о том, что социальные контакты оказывают сильный эффект на субъективное благополучие, который значимо различается между странами. Изучение вклада межпоколенных контактов в субъективное благополучие пожилых в России показало, что более высокий уровень удовлетворённости жизнью и ощущения счастья характерен для тех пожилых, которые играют роль доноров помощи в межпоколенных обменах. Это может быть связано с тем, что, оказывая помощь своим родственникам (родителям, детям или внукам), пожилые люди ощущают свою важность для семьи, что положительно сказывается на их субъективном благополучии.

7. Результаты сравнительного анализа данных Европейского социального исследования показали, что среди пожилых россиян вредные привычки распространены почти так же, как и в странах Европы. Однако уровень профилактической активности россиян значительно ниже, чем у их западных сверстников, и существенно дифференцирован в разрезе социально-экономических групп. Пожилые россияне сталкиваются с меньшей доступностью медицинской помощи и реже обсуждают с врачами проблемы своего здоровья, особенно касающиеся профилактики заболеваний. На фоне европейских стран Россия выделяется некачественным питанием пожилого населения, которое редко употребляет в пищу овощи и фрукты, недостаточной физической активностью и распространенностью проблемы лишнего веса. Исследование стилей жизни в отношении сохранения здоровья на данных РМЭЗ-ВШЭ показало, что по сравнению с населением страны в целом, пожилые демонстрируют меньшее разнообразие стилей. Более половины пожилых придерживаются так называемого базового стиля, для которого характерно ограничение, как вредных привычек, так и действий по укреплению здоровья, что во многом обусловлено ограничениями в доходах. Проведенный анализ лишь отчасти подтверждает положения теории стилей жизни в отношении здоровья, предложенной Уильямом Кокерхамом: более высокое социальной положение сочетается с более здоровым поведением, однако для российских пожилых влияние доходов является неоднозначным: более высокие доходы могут являться стимулом к развитию негативных практик (вредных привычек, переедания).

8. Данные выборочных обследований населения свидетельствуют о сохраняющемся в России гендерном неравенстве в распределении бремени домашних обязанностей: в представлениях мужчин домашняя работа отнимает больше времени, чем в представлениях женщин. На ответы влияет этап жизненного цикла семьи и нагрузка детьми. Анализ предыдущих исследований (прежде всего, зарубежных), а также выборочное прослушивание аудиозаписей интервью подтверждает гипотезу о том, что за декларируемыми масштабами вовлечения в домашний труд нередко стоит внутренний конфликт респондента от несоответствия ситуации в семье и разделяемых им(ею) социальных норм. В целом, за ответами респондентов о затратах времени на домашнюю работу мы зачастую обнаруживаем не фактическое положение вещей, а его субъективное восприятие. Однако они заслуживают исследовательского внимания, поскольку именно восприятие оказывает влияние на качество жизни и принятие решений..

Степень внедрения результатов НИР. По результатам исследования было подготовлено 22 научные публикации, в том числе 12 – статьи в журналах, индексируемых в WoS и Scopus. Отдельные результаты исследования (в области анализа перераспределительных эффектов социальной и налоговой политики, политики в сфере активного долголетия) были использованы при подготовке в 2017 г. аналитических записок и экспертных заключений, в том числе направлявшихся в Правительство России. Особое практическое значение в деятельности Минтруда и Минфина России могут иметь результаты моделирования эффекта изменений в налогово-бюджетной политике на изменение в доходах населения России в 2010-2017 гг., оценки возможных эффектов «налогового маневра» в 2017 г., оценки возможных эффектов от формализации неформальной занятости в России в 2017 г.

Область применения. Результаты данной работы могут быть использованы для консультирования органов государственной власти и совершенствования действующего или разрабатываемого законодательства в области мер социальной, налоговой и экономической политики и оценки их эффективности, в частности – в работе Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и Росстата.

Публикации по проекту:


Mareeva S., Lezhnina Y. P. Income Stratification in Russia: What do Different Approaches Demonstrate? // Studies of Transition States and Societies. 2019. Vol. 11. No. 2
Слободенюк Е. Д. Последствия кризиса 2015 года: обеднение или прекаризация? // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 183-200. doi
Mironova A. A., Prokofieva L. The Involvement of Russian Households in Intergenerational Transfers 2008-14 / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2018.
Абрамова Н. В. Влияние ипотечного кредитования на доступность жилья в регионах // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 156-164. doi
Anikin V. A., Lezhnina Y. P., Mareeva S., Tikhonova N. E. Social Stratification by Life Chances: Evidence from Russia / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Sociology". 2017. No. 80/SOC/2017. doi
Тихонова Н. Е. Стратификация по доходам в России на фоне других стран // Общественные науки и современность. 2017. № 3. С. 26-41.
Popova D., Matytsin M., Sinnot E. Distributional impact of taxes and social transfers in Russia over the downturn // Journal of European Social Policy. 2018. Vol. 28. No. 5. P. 535-548. doi
Миронова А. А. Демографические изменения и система родственной поддержки // В кн.: Демографический потенциал стран ЕАЭС : VIII Уральский демографический форум Т. II. Екатеринбург : Институт экономики Уральского отделения РАН, 2017. С. 159-166.
Синявская О. В. Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 21. № 4. С. 562-591.
Gorina E., Biryukova S. Control of Social Spending, Russia, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance (2018). Cham : Springer, 2018. doi P. 1-5. doi
Biryukova S., Sinyavskaya O. V. Children out of parental care in Russia: what we can learn from the statistics // Journal of Social Policy Studies. 2017. Vol. 15. No. 3. P. 367-382. doi
Миронова А. А. Частные межпоколенные трансферты: демографический тип домохозяйства имеет значение? // В кн.: Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах (к 50-летию кафедры народонаселения). IХ-е Валентеевские чтения, 18-20 октября 2017 г. / Под общ. ред.: И. Е. Калабихина, Н. М. Калмыкова. М. : Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 89-92.
Popova D., Rudberg A. Inequality in Income and Wealth in Russia, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance (2018). Cham : Springer, 2018. doi P. 1-12. doi
Mareeva S. Middle Class Formation in Russia, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance (2018). Cham : Springer, 2018. doi P. 1-7. doi
Макаренцева А. О., Бирюкова С. С., Третьякова Е. А. Представления мужчин и женщин о затратах времени на работу по дому // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 97-114. doi
Ovcharova L., Gorina E. Developing Targeted Social Assistance in Russia: Impediments and Possibilities // Problems of Economic Transition. 2017. Vol. 59. No. 11-12. P. 843-864. doi
Tikhonova N. E. Income Stratification in Russia in Comparison with Other Countries / Пер. с рус. // Social Sciences. 2018. Vol. 49. No. 1. P. 18-34.
Селезнева Е. В. Защита прав и благополучия детей: состояние, рекомендации по развитию и мониторингу // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 3. С. 477-481.

См. также

Изучение демографического и социально-экономического поведения домохозяйств на разных стадиях жизненного цикла и оценка влияния социальной и налоговой политики на динамику уровня жизни и его дифференциацию

Социальная политика, социальная стратификация, компоненты благосостояния населения и проявления неравенства в России: анализ взаимосвязей на различных этапах жизненного цикла

Влияние изменений в экономической и социальной политике на потребительское поведение основных групп населения и формирование условий для активного долголетия

Мониторинг доходов, расходов и потребления российских домохозяйств

Оценка динамики благосостояния населения России и моделирование эффектов влияния налоговой, экономической и социальной политики на сектор домашних хозяйств

Экономические исследования бедности

Анализ трансформаций в системе социального неравенства и процессов социальной мобильности в постсоветской России за период 1994-2013 гг.

Ключевые слова