• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние институциональных особенностей российского рынка высшего образования на стратегии преподавателей и учащихся

Приоритетные направления развития: экономика
2017

Цель работы

Анализ стратегий основных участников российского рынка образования в новых институциональных условиях.

Используемые методы

Используются теоретические и эмпирические (статистические) методы анализа данных, в частности предпосылки и методы неоклассической и неоинституциональной экономической теории, теории человеческого капитала, теоретико-игровые модели. В эмпирических исследованиях широко задействованы статистические и эконометрические методы анализа данных, собранных в процессе масштабных социологических опросов.

Эмпирическая база исследования

В отчете используются данные Мониторинга экономики образования, данные мультипанельного лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», международного исследования «Мониторинг рынка кадров высшей научной квалификации», библиометрические данные из реферативной базы данных Web of Science.

Результаты работы

На основе анализа литературы выделены факторы продуктивности на трех уровнях: индивидуальном, организационном и институциональном (степень экономического развития страны, политические факторы, религия). На основе российских данных международного исследования «Мониторинг рынка кадров высшей научной квалификации» за 2010 год не удалось выявить устойчивой взаимосвязи между причиной мобильности (неудовлетворенность предыдущим местом работы (добровольная мобильность); смена места работы по инициативе работодателя на предыдущем месте работы; мобильность по семейным или личным причинам, не связанным непосредственно с самой работой) и продуктивностью преподавателей российских вузов. Результаты варьируются в зависимости от способа измерения публикационной активности.  Преподаватели, сменившие место работы добровольно, являются более продуктивными и публикуют больше работ в международных изданиях. В то же время, преподаватели, которые сменили место работы не по собственному желанию, а в силу внешних причин, связанных с волей работодателя, оказываются менее продуктивными в целом, и имеют меньше зарубежных публикаций.

Анализ лонгитюдных данных с 2010 по 2015 г. показал, что значимый эффект достигается уже в первые годы реализации Программы «5-100»: на фоне общего тренда усиления публикационной активности российских вузов, показатели по публикациям вузов — участников Программы «5-100» растут опережающими темпами. Кроме того, у участвующих в программе вузов после старта программы наблюдается рост числа публикаций на одного сотрудника в высокоцитируемых журналах.

На основе данных по московским школьникам, поступившим в вузы, показано, что несмотря на то, что в большинстве случаев устанавливаются благоприятные соответствия между индивидуальными результатами ЕГЭ и рейтингом качества приема в вузы, сами результаты подвержены влиянию школьных и семейных характеристик. Таким образом, неравенство доступа к образованию может закладываться на более ранних этапах, предшествующих процессу зачисления в вуз.

На данных опроса студентов показано, что студенты склонны сегрегироваться по уровню академических достижений. Другими словами, студенты с высокой академической результативностью склонны формировать связи с такими же студентами, избегая взаимодействий с плохо успевающими учащимися. Подобные структуры препятствуют распространению информации в группе и могут в дальнейшем демотивировать неуспевающих студентов и снижать их работоспособность, что может привести даже к отчислениям. Также показано, что студенты cклонны выбирать друзей со схожими паттернами потребления фастфуда; при этом паттерны потребления здоровой пищи не оказались значимыми предикторами формирования сетей дружбы. Подобные результаты могут свидетельствовать о том, что, несмотря на схожее содержание, здоровая пища и фастфуд – это социальные паттерны, конструируемые принципиально различным образом.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты проведенных исследований могут быть использованы университетами при формулировании стратегии управления, формировании политики найма и стимулирования научной деятельности работников. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы при разработке и реализации образовательной политики в сфере финансовой поддержки абитуриентов.

Публикации по проекту:


Prakhov I. A. The prevalence and efficiency of investment in pre-entry coaching in Russia // Tertiary Education and Management. 2017. Vol. 23. No. 2. P. 170-185. doi
Lovakov A., Pislyakov V. Authors’ Publication Strategies and Citation Distributions in Journals, in: Proceedings of the 16th International Conference on Scientometrics & Informetrics. Wuhan : International Society for Scientometrics and Informetrics, 2017. P. 1489-1495.
Lovakov A., Agadullina E. Bibliometric Analysis of Publications from Post-Soviet Countries in Psychological Journals in 1992–2016, in: Proceedings of the 16th International Conference on Scientometrics & Informetrics. Wuhan : International Society for Scientometrics and Informetrics, 2017. P. 125-135.
Панова А. А. Механизмы принятия решений в университете // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 2. С. 132-151. doi
Sivak E. V., Yudkevich M. M. The academic profession in Russia’s two capitals: The impact of 20 years of transition // European Educational Research Journal. 2017. Vol. 16. No. 5. P. 626-644. doi
Dokuka S., Valeeva D., Yudkevich M. M. Homophily Evolution in Online Networks: Who is a Good Friend and When?, in: Analysis of Images, Social Networks and Texts. 5th International Conference, AIST 2016, Yekaterinburg, Russia, April 7-9, 2016, Revised Selected Papers. Communications in Computer and Information Science / Ed. by D. I. Ignatov, M. Y. Khachay, V. Labunets, N. V. Loukachevitch, S. I. Nikolenko, A. Panchenko, A. Savchenko, K. V. Vorontsov. Vol. 661. Switzerland : Springer, 2017. doi P. 91-99. doi
Prakhov I., Sergienko D. Matching between Students and Universities: What are the Sources of Inequalities of Access to Higher Education? / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2017. No. 45EDU2017.
Прахов И. А. Доступность высшего образования в условиях ЕГЭ: источники возникновения и распространения неравенства // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 3.4. С. 282-310.
Maria Yudkevich. Diversity and uniformity in the structure of Russian postsecondary education, in: Responding to Massification: Differentiation in Postsecondary Education Worldwide / Ed. by P. G. Altbach, L. Reisberg, H. de Wit. , 2017. P. 110-120.
Matveeva N., Poldin O. V. How Network Characteristics of Researchers Relate to Their Citation Indicators – a Co-Authorship Network Analysis Based on Google Scholar / National research university Higher School of economics. Series WP BRP "Basic research program". 2017.
Maria Yudkevich. Academics and Higher Education Expansion, in: Encyclopedia of International Higher Education Systems and Institutions. Dordrecht : Springer, 2018. P. 1-3. doi
Dokuka S., Krekhovets E., Priymak M. Health, Grades and Friendship: How Socially Constructed Characteristics Influence the Social Network Structure, in: Analysis of Images, Social Networks and Texts. 6th International Conference, 2017, Lecture Notes in Computer Science, Revised Selected Papers / Ed. by W. M. van der Aalst, D. I. Ignatov, M. Khachay, S. Kuznetsov, V. Lempitsky, I. A. Lomazova, A. Napoli, A. Panchenko, P. M. Pardalos, A. V. Savchenko, S. Wasserman. Vol. 10716. Cham : Springer, 2018. doi P. 381-391. doi
Литвинова Л. И. Факторы научной продуктивности и проблемы ее оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. С. 61-75. doi

См. также

Ключевые слова