• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Культурные барьеры модернизации школьного образования в профессиональном учительском и родительском сообществах

Приоритетные направления развития: социология
2017
Подразделение: Институт образования

Цель работы:

1) Проследитьпроцесс формирования и культурную логику общественного сопротивления либеральным реформам в образовании с 1991 по настоящее время,

2) Описать механизмы формирования общественного сопротивления и их проникновения в официальный государственный дискурс,

3) Разработать рекомендации обеспечения поддержки модернизационных процессов с учетом российского культурного контекста.

Методы исследования:

Исследование основано на глубинном культурном анализе процессов сопротивления модернизации в виде “насыщенного описания” (Geertz 1973). Качественный дизайн исследования включает себя триангуляцию методов дискурсного анализа, фокус-групп и экспертных интервью. Дискурсный анализ проводился на основе современного общественного обсуждения реформы образования в средствах массовой информации, включая популярные телевизионные и радио ток-шоу (такие как «Что делать» на телеканале «Культура и «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы»), а также на родительских и учительских форумах в сети Интернет и на специализированных площадках для обсуждения проблем школы (таких, как электронное издание «Учительской газеты»). На основе текстового анализа был проведен ряд фокус-групп (по две фокус-группы в Москве и в регионах России) с представителями учительского и родительского сообществ, где идентифицированные ранее точки культурного напряжения будут подвергнутся глубокому обсуждению. Через серию экспертных интервью с ключевыми стейкхолдерами в области образования были проанализированы и выявлены концептуальные расхождения в прогнозируемой экспертами и фактической культурной абсорбции программы реформ.

Эмпирическая база исследования:

  • общественный дискурс об образовании, включая обсуждения реформы образования в средствах массовой информации (таких как популярные телевизионные и радио ток-шоу «Что делать?» на телеканале «Культура и «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы»), а также на родительских и учительских форумах в сети Интернет и на специализированных площадках для обсуждения проблем школы (таких, как электронное издание «Учительской газеты»).
  • материалы фокус-групп и интервью, специально проведенные в рамках проекта

Результаты работы: 

1) проанализирован процесс формирования и культурная логика общественного сопротивления либеральным реформам в образовании с 1991 по настоящее время,

2) выявлены специфические механизмы формирования культурных барьеров модернизации образования

3) определено их соотношение и взаимовлияние с позиций теорий переноса образовательной политики и образовательной конвергенции, культурной семиотики и теорий культурной составляющей социо-политических процессов

4) описаны механизмы формирования общественного сопротивления и их проникновения в официальный государственный дискурс,

5) разработан и апробирован методологический подход к исследованию устойчивости образовательных структур к переменам на материале актуального, «живого» общественного дискурса

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные результаты полезны как в международном ракурсе, так и на уровне внутринациональных исследований. Практическими результатамиисследования стали обсуждения в кругу заинтересованных экспертов и представителей учительского и родительского сообществ в рамках семинаров, конференций и проектных встреч. Анализ эмпирических данных позволил разработать рекомендации по обеспечению поддержки модернизационных процессов с учетом российского культурного контекста. Рекомендации включают в себя разработку культурно-информационного сопровождения реформы образования. Такое сопровождение, реализованное через публикацию пояснительных записок (policy notes), заметок в популярных средствах массовой информации, а также официальных заявлений со стороны органов власти, призвано, с одной стороны, позиционировать традиционные педагогические ценности воспитания и учительского служения в новой парадигме образования, а с другой - доступно разъяснить позицию российского правительства в отношении статуса и роли современного учителя.