• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьная дифференциация и ее последствия: образовательный выбор и благополучие учеников

Приоритетные направления развития: социология
2017

Цель работы заключалась в анализе процессов возникновения и воспроизводства образовательной дифференциации разного уровня: на ступени начального образования (взаимный выбор родителей и школы), общего среднего и среднего профессионального образования (формирование школьного климата, рискового и агрессивного поведения) и высшего образования (основные аспекты формирования мотивации и учебных успехов студентов университета).

Используемые методы. Для оценки связи между изучаемыми факторами, мы обращались к методам традиционной статистики: линейной регрессии, робастной линейной регрессии, логистической регрессии. Для выявления путей формирования студенческой мотивации и проверки теоретических предположений о каузальности, мы использовали моделирование структурными уравнениями. Для оценки пригодности шкал при разработке инструментария для измерения школьного климата, мы применяли факторный анализ и стохастическую теорию тестов (IRT). Данные интервью и наблюдений были закодированы открытым кодированием и затем обобщены в иерархическую структуру.

Эмпирическую базу проекта составили качественные и количественные данные, собранные Лабораторией в предыдущие годы, а также данные, собранные в 2017 году: (1) опрос 185-ти родителей (для доработки инструментария о выборе школы и ценностях воспитания) и 30 интервью с родителями и работниками школьной администрации о выборе школы родителями и школьной дифференциации; (2) опрос в 249-ти школах Калужской области (27 тыс. учеников 6-9-х классов, совместно с программой «Учитель для России»); (3) опрос 1500 учащихся профессиональных колледжей, техникумов и лицеев Петербурга (в рамках второй и третьей волны лонгитюдного исследования здоровья и рискового поведения подростков).

Результаты работы.   Анализ городских данных и «цифровых следов» показывает, что востребованность школы связана с ее статусом (гимназия, лицей, школы с углубленным изучением предметов), результатами выпускных экзаменов (ЕГЭ), а также процентом учеников, которые ездят в эту школу из других районов. Выбор начальной школы является весьма стабильным, поскольку в 88,5% случаев выпускники 11-х классов завершают обучение в стенах той школы, куда поступали в первый класс.

В исследовании было показано, что выбор школы – это двусторонний процесс. С одной стороны, школы осуществляют отбор семей подходящего статуса, посылая родителям определенные сигналы. На основе наблюдений было выявлено 22 сигнала, дифференцированных по статусу школы. Обычные школы готовы принять всех и взять на себя родительские обязанности по воспитанию детей; гимназии и лицеи явно указывают на существование барьеров и наличие платных услуг.

На основе исследования «цифровых следов» был сделан вывод, что родители при выборе школ сравнивают образовательные учреждения по двум основным параметрам: территориальная близость и тип школы. Результаты интервью и опроса показывают, что, выбирая школу, родители опираются на имеющиеся капиталы, а принятие решения в том числе зависит от разницы в восприятии школ и их сигналов.

Исследование помогло определить пути формирования студенческой мотивации и факторы, связанные с успеваемостью студентов на примере одного курса в университете. Было доказано, что внутренняя мотивация, в отличие от внешней, влияет на представления студента о своих силах. Студенческая успеваемость по курсу положительно связана с предыдущими успехами в обучении, а также с высокой оценкой полезности курса для будущей карьеры. Посещаемость оказывает противоположный эффект на успехи студентов программ разной направленности, тогда как наличие социальных связей с другими студентами позитивно связаны с успеваемостью. Успеваемость по курсу растет при одновременно высоком уровне когнитивной и «практической» вовлеченности в обучение.

В ходе проекта была доработана и апробирована методика для оценки социально-психологического климата школы. Было показано, что размер и социальный состав школы связаны с рядом характеристик школьного климата (отношение к школе; отношение к учителям; агрессивная подростковая среда; кибербуллинг; частота нарушений дисциплины). Этот результат доказывает необходимость учитывать перечисленные характеристики школы при разработке рекомендаций для улучшения школьного климата.

Анализ результатов опросов учащихся средних специальных заведений показывает, что в период их обучения потребление алкоголя растет вне зависимости от характеристик колледжей и лицеев. Агрессивное поведение учащихся во многом зависит от особенностей образовательного учреждения: в некоторых оно получает широкое распространение, в других – отсутствует, даже при контроле по таким базовым факторам, как пол и др. 

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. Результаты проекта были представлены на международных конференциях и семинарах в США и Европе (Денвер – CHI Conference on Human Factors in Computing Systems, Стокгольм – World Anti-Bullying Forum, Осло – INAS и др.)

В сотрудничестве с руководством Калужской области был проведен computer-based опрос учеников всех местных школ. Этот опыт доказал возможность опроса учеников в больших масштабах. На данный момент достигнута договоренность с Московской областью о возможном внедрении опросной методики.

Методика оценки школьного климата и агрессивного поведения учеников была применена в Калужской области. Для каждого образовательного учреждения, вошедшего в выборку, был подготовлен индивидуальный отчет, в котором представлены результаты в целом по выборке, а на их фоне – результаты образовательного учреждения. Это дает возможность корректировать социальную и образовательную политику на местах. Также был представлен отчет для Министерства образования и науки Калужской области с результатами по всей выборке. Таким образом органам власти предоставляется возможность формировать образовательную и социальную политику, опираясь на результаты проведенных исследований и разрабатывать конкретные меры с учетом особенностей учреждений и локальностей.

Публикации по проекту:


Тенишева К. А., Александров Д. А. Неравенство в образовательных успехах и планах школьников: роль миграции, этничности и социального статуса // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 3.2. С. 226-247.
Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. Т. 4. С.  217-241. doi