• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

­­­Social policy development: target groups and priorities

Priority areas of development: economics
2017
Department: Laboratory of Public Sector Economic Research
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The project continues the study "Social protection: target groups and priorities" that was performed in the Laboratory for Economic Research in Public Sector in 2016.  Therefore it advances the study of vulnerable social groups and certain human activities that require special attention from authorities engaged in social policy development.

Goal of research: to study opportunities for improving public policy in the sphere of social assistance and health protection for target population groups. Following this goal four main objectives were set and worked out to complement each other:

  • Identification of target population groups requiring social support, analysis of their characteristics and living standards;
  • Identification of factors associated with charitable giving among different social groups;
  • Econometric analysis of individual characteristics responsible for the standard of living of targeted social groups of the population;
  • Development of recommendations for the social policy regarding identified target groups.

Methodology:  We have studied related literature containing theoretical and practical aspects of poverty identification and social support of the population. Poverty level was estimated using Leiden definition. Empirical estimation of the main factors of well-being of families with children, including single mothers was performed using econometric methods. Additionally, the differences in the packages of children's allowances paid in the regions to families with children up to the age of one year and a half were estimated.  We have developed a toolkit for the experimental evaluation of the discrimination against older job applicants. A descriptive analysis of the factors associated with physical activity and overweight and its consequences has been conducted. The effectiveness of alcohol policy was estimated. The analysis of factors and causes of individual charity giving was performed using descriptive and econometric methods.

Empirical base of research: Empirical data for research was taken from different sources: Russian Longitudinal Monitoring Survey (RLMS HSE) (http://www.hse.ru/science/rlms); The Federal State Statistical Service (Rosstat); Levada Center surveys conducted in 2011, 2016, and 2017, and official documents from regional governments on regional expenditures on social programs.

Results of research:

We find that the list of socially vulnerable groups is much broader than the traditional list of those eligible for social protection. Estimates of subjective (self-assessed) poverty are significantly higher than the "official" level of poverty in the country. Problems of health in terms of its potential deterioration due to unhealthy lifestyles can be common for about half of the adult population.

Among the social groups that are in the most disadvantaged position from the perspective of subjective poverty we find women on maternity or parental leave more often than other categories. The packages of child allowances for children up to the age of one year and a half provided in Russian regions appear to be highly differentiated. Thus they only deepen the regional inequality, and do not have a significant impact on the poverty level. Particularly difficult is the situation of single-parent families, where the child is most often brought up by a mother. Single mothers are characterized by worse health, lower incomes, and often assess their financial situation as poverty. And although in general they are more likely to work compared to mothers from full families, the presence of children under 7 years becomes an obstacle to employment for many of them.

The unhealthy lifestyle of the Russian population is an essential element of the quality of life in general, as it affects both health and working capacity. Even in the youngest group of the population, physical activity is not common enough compared to developed countries. Moreover, it largely decreases with age and marriage. Overweight becomes a problem for both women and men after reaching middle age. Overweight usually appears due to combination of low physical activity and unhealthy diet. We find that almost half of the population considers their nutrition to be correct, regardless of weight. In turn, excess weight is strongly correlated with poor self-esteem of health, higher frequency of hospitalizations and sick leaves, with higher individual expenses for medical treatment. For working people, sports and nutrition in the workplace are positively related to the probability of normal weight. Unhealthy lifestyles of Russian population are characterized by high level of alcohol intake. This research has demonstrated that public alcohol policy could be efficient if applied consistently according to growing population incomes and price index. 

Older people, while becoming more active in the labor market during recent decades, face different types of age discrimination - not only in earnings, but also in hiring. Estimates of such discrimination in other countries and the work of Russian sociologists suggest that age discrimination in hiring exists in Russia. To assess this discrimination, a special tool for experimental research is proposed.

The analysis of individual charity giving as a mechanism of social support, able to supplement public social assistance, revealed main factors and popular causes of donations. We find that donations to NGOs are less popular than providing assistance to individuals. Involvement in religion activities and higher self-assessed income are two factors, which contribute most to the probability of donating. Educated and younger donors are more likely to donate to NGOs compared to donating to particular people/families. Individual donations are mainly aimed at supporting the poor or unhealthy; private donations are mostly spontaneous.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The research findings can be applied in the development of state social policy towards targeted population groups. The findings confirm the need to improve social support for families with children, simplify and better target social benefits. Special attention should be given to single-parents, families with newborns and children of preschool age. The results of the project confirm the need for a more active policy in the sphere of healthy lifestyle, in particular, for the groups of the population inclined to overweight and obesity, as well as the consistent implementation of the anti-alcohol measures, especially those that have proved to be effective in Russia. Individual charity in Russia, with the appropriate state support, could become an additional mechanism for poverty reduction.

Publications:


Kossova T. V., Kossova E. V., Sheluntcova M. Alcohol consumption and individual time preferences of Russians // International Review of Economics. 2017. Vol. 64. No. 1. P. 47-85. doi
Колосницына М. Г., Филиппова А. В. Детские пособия и бедность в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 118-153. doi
Kolosnitsyna M., Khorkina N., Volkov A. Alcohol Policies and Crime Rates in Russian Regions / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2017. No. WP BRP 11/PSP/2017.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совершенствование социальной поддержки населения: целевые группы и приоритеты

Приоритетные направления развития: экономика
2017

Проект 2017 года –  продолжение проекта «Социальная поддержка населения: целевые группы и приоритеты», реализованного коллективом ЛЭИОС ЦФИ в 2016 году. В настоящей работе продолжалось и развивалось исследование положения отдельных социально уязвимых групп населения, и в том числе - различных сфер жизнедеятельности людей, которые могут стать объектом целенаправленной социальной политики.

Объект исследования – отдельные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке; факторы, влияющие на уровень жизни, субъективное благополучие, здоровье и здоровый образ жизни, занятость.

Цель работы - выявление возможностей совершенствования государственной политики в сфере оказания социальной поддержки и сохранения здоровья приоритетных групп населения.

Для реализации этой цели выбраны основные направления исследования:

  • Выявление целевых групп населения, требующих государственной социальной поддержки, анализ их характеристик и уровня жизни;
  • Выявление факторов, способствующих развитию благотворительности и волонтерской деятельности среди разных социальных групп;
  • Эконометрические оценки влияния отдельных факторов на показатели уровня жизни приоритетных социальных групп населения;
  • Выработка рекомендаций для государственной политики в сфере оказания социальной поддержки населению.

Используемые методы: анализировалась специальная литература, посвященная теоретическим и практическим аспектам выявления бедности, вопросам социальной поддержки населения. Оценивался уровень бедности с использованием лейденского определения. Проводились эмпирические оценки основных факторов благополучия матерей с несовершеннолетними детьми, в том числе – одиноких матерей. Оценивались различия в пакетах детских пособий, выплачиваемых в регионах семьям с детьми до полутора лет. Разработан инструментарий  для экспериментальной оценки дискриминации пожилого населения при найме на работу. Проведен дескриптивный анализ факторов, влияющих на занятия физкультурой, а также характеристик, связанных с избыточным весом населения, и его последствий. Проведен анализ факторов и направлений индивидуальной благотворительности. В анализе использовались статистические и эконометрические методы.

Эмпирической базой исследования служили несколько дополняющих друг друга баз данных: кросс-секционные и панельные данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, регулярные статистические данные Росстата и официальные данные органов исполнительной власти субъектов РФ, данные специальных опросов населения, проводившихся Левада-Центром по заказу НИУ ВШЭ в 2011, 2016 и 2017 гг.

Результаты работы показывают, что группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, гораздо шире того традиционного перечня, которым обычно руководствуются органы социальной защиты. Оценки субъективной, или ощущаемой, бедности оказываются значительно выше, чем «официальный» уровень бедности в стране. Проблемы здоровья или потенциального его ухудшения наблюдаются у половины взрослого населения, если принимать во внимание показатели нездорового образа жизни.

Среди социальных групп, находящихся в наиболее ущемленном положении с позиции ощущаемой бедности, чаще других категорий оказываются женщины в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком. Пакеты пособий на детей от полутора лет, предоставляемые в российских регионах, оказываются сильно дифференцированными и лишь углубляют региональное неравенство, но при этом не оказывают существенного влияния на уровень бедности. Особенно трудным оказывается положение монородителькой семьи, где чаще всего ребенка воспитывает одна мать. Одинокие матери отличаются худшим здоровьем, более низкими доходами и чаще оценивают свое благосостояние как бедность, по сравнению с матерями из полых семей. И хотя они больше работают, наличие детей до 7 лет для многих становится препятствием к трудовой занятости.

Нездоровый образ жизни российского населения выступает существенным элементом качества жизни в целом, поскольку влияет и на здоровье, и на работоспособность, и на ожидаемую продолжительность предстоящей жизни. Даже в самой молодой группе населения занятия физкультурой оказываются недостаточно интенсивными и сокращаются с возрастом и появлением семьи. Избыточный вес становится проблемой как для женщин, так и для мужчин по достижении среднего возраста. Его наличие связано как с низкой физической активностью, так и с нездоровым питанием. Вместе с тем, почти половина населения считает свое питание правильным, независимо от веса. В свою очередь, лишний вес тесно коррелирован с плохой самооценкой здоровья, частотой госпитализаций и пропусков работы по болезни, с индивидуальными расходами на лечение. Для работающих людей возможности занятий спортом и питания по месту работы положительно связаны с вероятностью нормального веса. Один из элементов нездорового образа жизни в России – чрезмерное потребление алкоголя. Исследование показало, что предпринимаемые государством меры алкогольной политики могут быть достаточно эффективны, но требуют последовательного применения.

Пожилые люди, которые в последние десятилетия становятся все более активными на рынке труда, сталкиваются, тем не менее, с дискриминацией по возрасту – не только в заработках, но и при найме на работу. Оценки подобной дискриминации, проведенные в других странах, и работы российских социологов позволяют предположить, что возрастная дискриминация при найме существует и в России. Для оценки такой дискриминации предлагается специальный инструментарий экспериментального исследования.

Проведенный анализ индивидуальной благотворительности, как инструмента социальной поддержки, способного дополнить государственные программы в этой области, выявил основные факторы и направления пожертвований россиян. Люди с более высокими доходами и женщины жертвуют чаще; религиозность является важным предиктором пожертвований в целом и в НКО в частности. Вероятность пожертвований в России снижается после 65 лет, значимой разницы в вероятности пожертвований между россиянами с разным уровнем образованием выявлено не было. Пожертвования НКО менее популярны по сравнению с предоставлением помощи отдельным людям; индивидуальные пожертвования в основном направлены на поддержку бедных или же нуждающихся в лечении; частные пожертвования носят в основном стихийный характер.

Результаты, полученные в ходе работы, могут применяться  при разработке государственной  политики в области социальной поддержки отдельных групп населения. Полученные оценки подтверждают необходимость совершенствования социальной поддержки семей с детьми, упрощения и лучшего таргетирования социальных пособий, в частности, с учетом положения монородительских семей, семей с новорожденными детьми и детьми дошкольного возраста. Кроме того, результаты проекта подтверждают необходимость более активной политики в сфере ЗОЖ, в частности, в отношении групп населения, страдающих избыточным весом и ожирением, а также последовательной реализации алкогольной политики, уже дающей свои результаты. Помимо этого, благотворительность в России, при соответствующей государственной поддержке,  могла бы стать действенным инструментом сокращения бедности.

Публикации по проекту:


Kossova T. V., Kossova E. V., Sheluntcova M. Alcohol consumption and individual time preferences of Russians // International Review of Economics. 2017. Vol. 64. No. 1. P. 47-85. doi
Колосницына М. Г., Филиппова А. В. Детские пособия и бедность в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 118-153. doi
Kolosnitsyna M., Khorkina N., Volkov A. Alcohol Policies and Crime Rates in Russian Regions / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2017. No. WP BRP 11/PSP/2017.

См. также

Ключевые слова