• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая эффективность и эволюция политических режимов: теоретическая модель взаимосвязи, кросс-страновой и динамический анализ

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2017

Цель работы: выявить механизмы и определить характер взаимных динамических связей между эффективностью общественно-государственных систем, проявляющейся прежде всего в совокупной производительности факторов производства (TFP -эффективностью), и процессами трансформации и консолидации политических режимов

Используемые методы:

Использованы методы математического моделирования, прежде всего – анализа динамических систем. Применяются как аналитические подходы (основанные на теории обыкновенных дифференциальных уравнений), так и современные стратегии численного эксперимента. Из макроэкономических подходов наиболее активно используется теория производственных функций, включая вклад научного коллектива в ее разработку (в части фронтирно-генерируемой производственной функции).

В работе используется также широкий арсенал эмпирических методов анализа данных. При оценке производственной функции применяется оболочечный метод анализа данных (Data Envelopment Analysis, DEA). В исследовании связей между экономической эффективностью, политическими институтами, политическими режимами использованы методы кластеризации, главных компонент, дисперсионного и дискриминантного анализа, параметрического и непараметрического корреляционного анализа, множественной регрессии, анализа выживаемости.

Эмпирическая база исследования:

Эмпирические данные в проекте использованы для измерения переменных нескольких типов: 

  • обобщенные характеристики политических режимов: переменные проекта Polity IV и «Varieties of Democracy» (V-DEM);
  • качество институтов и его динамика. В роли индикаторов транспарентности и отсутствия коррупции использовались: Bayesian Corruption Index, Andrew Williams Transparency Index,Index of Political Corruption (из проекта «Varieties of Democracy»), Corruption Perceptions Index «Transparency International» и Control of Corruption Index, входящий в Worldwide Governance Indicators Всемирного банка. Защищенность прав собственности измерялась посредством трех индикаторов: Legal Structure and Security of Property Rights Index Института Фрэйзера, компонента Property Rights Индекса экономической свободы Фонда «Heritage» и Rule of Law Index (из Worldwide Governance Indicators). Качество государственного управления определялось на основе таких показателей, как Quality of Government (из проекта «International Country Risk Guide»), а также Government Effectiveness и Regulatory Quality (из Worldwide Governance Indicators).
  • характеристики государственной состоятельности (state capacity): число полицейских на 10 тыс. населения и доля теневой экономики.

Для расчета оценок экономической эффективности (TFP) использованы следующие показатели из базы МВФ: General government capital stock, Percent of GDP – доля публичного капитала в ВВП; Private capital stock, Percent of GDP – доля частного капитала в ВВП; General government capital stock, PPP, Constant 2005 Dollars – публичный каптал по паритету покупательской способности в постоянных долларах США. Для оценки трудового ресурса взят индикатор из базы данных Всемирного Банка – Labor force, total.

Результаты работы:

  • Построена математическая модель системы производства и властного перераспределения ресурсов, устанавливающая связь между экономической эффективностью (TFP - эффективностью), с одной стороны, и социальным капиталом и качеством государственных институтов, с другой.
  • Показано посредством математического моделирования и на эмпирическом материале, что более высокий уровень экономической эффективности (операционализированной через совокупную производительность факторов производства, TFP) способствует консолидации демократических режимов. 
  • Проанализировано, в том числе на значительном эмпирическом материале, влияние экономической эффективности на развитие политических институтов. Показано, что достижение определенного уровня TFP является необходимым (хотя и недостаточным) условием для их качественного улучшения. 
  • Обоснована необходимость (для достижения цели исследования) отдельного учета такого аспекта институциональной сферы государства, как «государственная состоятельность» (или «принудительная власть» государства), связанной со способностью эффективно принуждать граждан к повиновению (в том числе собирать налоги и сводить к минимуму долю теневой экономики). Раскрыт, в том числе на эмпирическом материале, феномен «ловушки TFP», при которой наращивание «принудительной власти» государства в условиях экономической неэффективности приводит к блокировке дальнейшего развития.
  • Разработана новая методика эмпирической оценки совокупной производительности факторов производства в случае трехфакторной производственной функции, включающей частный капитал, общественный капитал (public capital) и труд, на базе авторской методологии фронтирно-генерируемых производственных функций.
  • По новой методике рассчитаны оценки совокупной производительности факторов производства для 103 стран за период с 1960 по 2013 г. Показаны практические пути решения проблемы пропущенных значений (нехватки исходных данных).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты НИР могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и управления (аналитические подразделения), экспертных и консультативных органах. Область применения полученных результатов включает макроэкономический анализ, анализ качества институтов, прогнозирование устойчивости развития и исхода процесса режимных изменений.

Публикации по проекту:


Andrei Akhremenko, Petrov A., Yureskul E. Institutions, Productivity Change and Growth, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2019. doi Ch. 3. P. 29-54. doi
Akhremenko A. S., Petrov A., Yureskul E. Barriers to Institutional Development in Europe // Social Sciences. 2017. Vol. 48. No. 4. P. 91-110. doi
Akhremenko A. S., Petrov A., Yureskul E. TFP Estimates and Frontier-generated Production Function: A New Dataset for Political Science / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2017. No. WP BRP 54/PS/2017.

См. также

Фундаментальные факторы устойчивости общественно-государственных систем к неоптимальному функционированию политических институтов и ошибочным политическим решениям

Общественные ожидания, публично-политические приоритеты и бюджетное перераспределение ресурсов: модели взаимосвязи в демократических и гибридных режимах

Типы социальной организации российских компаний: анализ социальной и экономической эффективности

Основные формы развития контрактных отношений в розничной торговле

Сравнительный анализ развития демократических институтов и уровня демократичности в регионах России (расчет рейтингов демократичности российских регионов)

Сопряженный анализ развития демократических институтов на национальном и субнациональном уровне (на примере России и ее регионов)

Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского Союза

Ключевые слова