• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Advancing forecasting methods for evidence-based science, technology and innovation policy-making

Priority areas of development: economics, management
2017
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The present study is devoted to the development of science and technology forecasting methodology, with a particular focus on foresight instruments. Advancement of foresight studies allows forming well-grounded advice and policy recommendations for decision-makers in science, technology and innovation. The study was focused on six key research areas outlined below:

1. Methodological recommendations for evaluation of corporate foresight

Goal of research: to develop methodological recommendations for an evaluation of foresight-projects on a corporate level.

Methodology: theoretical analysis, desk research, comparative analysis.

Empirical base of research: scientific publications and analytical reports on corporate foresight and foresight evaluation.

Results of research: Methodological recommendations for evaluation of corporate foresight were developed. They are based on integration of results of existing approaches in this field and also take into account accumulated theoretical and practical experience of national foresight evaluation. Key evaluation blocks with set of criteria for each of them were also identified: goals, project team, methodology, design, resources, participants, risks, realization, results, distribution of results, effects, influence and barriers.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: the developed recommendations could be used in companies during development and realization of foresight-projects and foresight specialists for further development the theory in this field and using it on practice for conducting projects on a corporate level.

2. Development of methodological approaches to the integration of corporate foresight and lean production.

Goal of research: development of methodological approaches to the integration of corporate foresight and lean production to meet the objectives of strategic planning and forecasting.

Methodology: system analysis, analysis of literary sources, methods of foresight and lean production.

Empirical base of research: more than 50 academic papers written by the authors from more than 10 countries.

Results of research: based on the analysis of the global best practices of lean management and the investigation of integration opportunities of lean management and Foresight techniques, the recommendations on the use of lean management to meet the challenges of strategic planning and forecasting were developed.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: the proposed integrated methodology that combines advantages of lean management and Foresight can be used in strategic planning system in any company.

3. Development of methods and approaches to integrating national energy security factors in science and technology foresights for the energy industry.

Goal of research: to study the methods and approaches for integration of various energy security aspects in the science and technology foresight studies and forecast documents in the energy industry.

Methodology: content analysis of publications, analysis of statistical indicators in the database of the International Energy Agency, case studies (foresight studies).

Empirical base of research: over 20 English language publications, database of the International Energy Agency.

Results of research: The research allowed identifying the necessary methods for integrating national energy security issues in the science and technology foresights in the energy industry and the sequence of their application. National energy security-related provisions were identified in the national science and technology foresights and systematized.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: The research outcomes may be used in planning foresight studies and in development of strategic planning documents at the sectoral and national levels.

4. Development of methodology and instruments to support identification, processing and systematization of high tech markets forecasts with high impact on science and technology policy.

Goal of research: The purpose of the study is the development of methodological approaches and instruments for processing, aggregation and systematization of forecast market estimates based on texts and metadata of market reports and forecasts.

Methodology: system analysis, natural language processing, text mining, semantic analysis, knowledge extraction, named entity recognition, entity linking, mapping.

Empirical base of research: more than 20 thousand analytical reports of international organizations covering various industry topics, websites of the major consulting and marketing companies, as well as several hundreds of thousands of news describing market indicators.

Results of research: Identification of five main types of sources of information that describe the market forecasts. Instruments for uploading and processing of documents for extraction of market forecasts based on text mining. Criteria to identify markets related to high-tech goods and services based on calculations of term relevance, entity linking of terms to priority science and technology areas and identification of semantic pattern of forecast estimates. Methodology for mapping the forecasts of high tech markets. Processing and systematization of high tech markets forecasts with high impact on the agenda of the science and technology policy with examples based on two case studies.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: The results of this study can be practically used as tools for collection, processing, systematization and mapping of markets of high-tech goods and services for the purposes of setting the agenda of science and technology policy, as well as for the development of corporate strategies. In addition, long-term implications can be made for China and Brazil based on the results of two case studies.

5. Improvement of existing methods of urban planning based on Foresight with the participation of various stakeholders.

Goal of research: to improve existing methods of urban planning based on Foresight with the participation of various stakeholders.

Methodology: case study, scenario planning, roadmapping.

Empirical base of research: Russian State Statistics Office; Department of Information Technologies of Moscow, Information Technologies and Communications Department of Kazan, Regional Innovation Development Rating, Higher School of Economics.

Results of research: the proposed approach combining the advantages of existing methods of urban planning and Foresight with the participation of various stakeholders. This approach includes the formation of principles for the integrated planning of the development of smart cities (for example, in Moscow and Kazan), including the identification of drivers and barriers to the implementation of these processes, as well as the identification and involvement of participants in urban planning and development priorities. The formation of perspective approaches to the implementation of the concept of "smart city" within the existing systems of urban planning and management is based on the construction of scenarios for the development of three cities: Winterthur, Moscow and Kazan, which differ in the areas of implementation of individual priorities. The priorities in each scenario were used to create strategy and roadmap for the next phases of the project. The roadmap is a "guide" for decision-makers on activities whose implementation will contribute to the onset of a scenario for the development of a smart city .

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: the proposed approach combining the advantages of existing methods of urban planning and Foresight can be used in the urban planning system in various regions of the Russian Federation.

6. Development of a methodological basis for long-term forecasting of R&D indicators.

Goal of research: development of the industry specific methodology for long-term forecasting of R&D indicators.

Methodology: long-term forecasting methods, simulation models, regression analysis, scenario analysis methods, cluster analysis methods.

Empirical base of research: OECD Science and technology Indicators; OECD Structural Analysis Database (OECD STAN); UNESCO Institute for Statistics (UIS) Science, Technology and Innovation (full dataset); World input output database (WIOD); World KLEMS.

Results of research: The most relevant methods for developing sectoral forecasts of the R&D indicators in Russia for the long term have been identified; levels of complexity of economic sectors for Russia and some of the most developed countries have been estimated; a system of forecasting models is formed; estimates of long-term predictive dynamics of key indicators of scientific and technological development of Russia have been obtained; relationships between these indicators and technological changes in the structure of the Russian economy have been estimated; long-term estimates of the dynamics of the sectors of the Russian economy have been provided.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: The results of this study can be used by the relevant ministries and government departments when developing programs for the long-term scientific and technological development of the Russian Federation, as well as for development programs of specific sectors of the Russian economy.

Publications:


Protogerou A., Caloghirou Y., Vonortas N. Determinants of young firms’ innovative performance: Empirical evidence from Europe // Research Policy. 2017. Vol. 46. No. 7. P. 1312-1326. doi
Streltsova E. The role of research grants for Russian scientists and Russian science development / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2017.
Caloghirou Y., Protogerou A., Vonortas N. Effects of University Research Exposure on Young Company Behavior and Performance, in: Innovation and the Entrepreneurial University / Ed. by D. Meissner, J. Chatway, E. Erdil. Springer, 2018. doi Ch. 2. P. 17-36. doi
Gokhberg L., Sokolov A. Technology foresight in Russia in historical evolutionary perspective // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. June. No. 119. P. 256-267. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совершенствование методов прогнозирования для формирования доказательной научно-технической и инновационной политики

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент
2017

Настоящее исследование посвящено развитию методологии научно-технологического прогнозирования, с упором на методы и инструменты форсайта. Совершенствование форсайт-исследований позволяет формировать более обоснованные предложения и рекомендации для лиц, принимающих решения в сфере научно-технической и инновационной политики. Исследование сфокусировано на шести тематических направлениях, представленных ниже.

1. Разработка методов и подходов к оценке форсайт-проектов корпоративного уровня.

Цель работы: разработка методических рекомендаций для оценки форсайта-проектов на корпоративном уровне.

Используемые методы: теоретический анализ, анализ научных публикаций, сравнительный анализ.

Эмпирическая база исследования: научные публикации и аналитические отчеты по корпоративному форсайту и оценке форсайта.

Результаты работы: В результате исследования были разработаны методические рекомендации для оценивания корпоративного форсайта, основанные на анализе существующих подходов в этой области, а также с учетом накопленного теоретического и практического опыта оценки национального форсайта. Также были выявлены основные блоки оценки, каждому из которых соответствует свой набор критериев: концепция проекта, цели, команда, методология, дизайн, ресурсы, участники, риски, реализация, результаты, распространение результатов, эффекты, влияние и барьеры.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов): Предлагаемые рекомендации могут быть использованы в компаниях при разработке и реализации форсайт-проектов, а также специалистами в области форсайта для развития теории оценки в этой области и применения ее на практике при проведении проектов корпоративного уровня.

2. Разработка методологических подходов к интеграции корпоративного форсайта и «бережливого» (lean) производства.

Цель работы: разработка методологических подходов к интеграции корпоративного форсайта и бережливого производства в целях решения задач стратегического планирования и прогнозирования.

Используемые методы: системный анализ, анализ литературных источников, методы Форсайта, методы и инструменты бережливого производства.

Эмпирическая база исследования: проанализировано более 50 источников, преимущественно англоязычных,в т.ч. отчеты компаний, внедряющих бережливое производство.

Результаты работы: проведен анализ передовой практики внедрения методов и инструментов бережливого производства на отраслевом и корпоративном уровне, анализ методики «Хосин Канри». Идентифицированы барьеры, драйверы, факторы успешного внедрения бережливого производства. Определены возможности интеграции методов бережливого производства и форсайт-инструментов. В результате, предложена схема интеграции бережливого производства, хосин канри и форсайт-методов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов): предложенная интегрированная методика, сочетающая достоинства бережливого производства и методологии форсайта, может быть использована на корпоративном уровне предприятиями различных секторов промышленности при стратегическом планировании и прогнозировании.

3. Разработка методов и подходов к интеграции факторов национальной энергетической безопасности в прогнозы научно-технологического развития в энергетике.

Цель работы: исследованиеметодов и направлений интеграции различных аспектов энергетической безопасности в прогнозные документы и исследования научно-технологического развития в энергетике.

Используемые методы: контент-анализ публикаций, анализ статистических показателей базы данных Международного энергетического агентства, анализ кейсов (форсайт-исследований).

Эмпирическая база исследования: более двадцати англоязычных публикаций, база данных Международного энергетического агентства.

Результаты работы: В результате исследования былиопределены необходимые методы и последовательность их применения для интеграции национальной энергетической безопасности в прогнозы научно-технологического развития в энергетике, выявлены и систематизированы положения, связанных с обеспечением национальной энергетической безопасности в национальныхпрогнозах научно-технологического развития в энергетике .

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов): Результаты исследования могут быть использованы при планировании форсайт-исследований и подготовке документов научно-технологического прогнозирования в энергетике на отраслевом и национальном уровне.

4. Разработка методологических подходов и инструментария для выявления, обработки и систематизации данных о прогнозах развития рынков высокотехнологических товаров и услуг, имеющих существенное влияние на повестку научно-технической политики.

Цель работы: Разработка новых методологических подходов и инструментария для обработки текстов и метаданных рыночных отчетов и прогнозов с извлечением, агрегацией и систематизацией всех рыночных и прогнозных оценок развития высокотехнологических товаров и услуг.

Используемые методы: системный анализ, естественно-языковая обработка, текст-майнинг, семантический анализ, извлечений знаний, распознавание именованных сущностей, связывание сущностей, картирование.

Эмпирическая база исследования: более 20 тысяч аналитических обзоров международных организаций, затрагивающих различные отраслевые тематики, веб-сайты крупных консалтинговых и маркетинговых компаний, а также несколько сотен тысяч новостных публикаций, описывающих рыночные показатели.

Результаты работы: Определены пять основных типов источников информации, описывающих прогнозы развития рынков. Создан инструментарий для загрузки и обработки документов и информационных массивов, и последующего извлечения сведений о прогнозах развитиях рынков на основе интеллектуального автоматизированного анализа текста. Определены критерии выделения рынков, имеющих отношение к высокотехнологичным товарам и услугам, на основе одновременного наличия в тексте предложений семантического паттерна рыночных и прогнозных оценок и релевантных терминов, онтологически связанных с приоритетными направлениями развития науки и технологий. Сформирована методика картирования прогнозов развития рынков высокотехнологических товаров и услуг. Обработаны и систематизированы данные о прогнозах развития рынков высокотехнологичных товаров и услуг, имеющих существенное влияние на повестку научно-технической политики с примерами в виде двух кейсов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов): Результаты настоящего исследования могут быть практически использованы в качестве инструментария для сбора, обработки, систематизации и картирования рынков высокотехнологических товаров и услуг как в целях формирования повестки научно-технической политики, так и при разработке корпоративных стратегий. Кроме того, на основе приведенных кейсов могут быть сделаны долгосрочные выводы для Китая и Бразилии.

5. Совершенствование существующих методов городского планирования при помощи системных инструментов форсайта с участием различных заинтересованных сторон.

Цель работы: совершенствование существующих методов городского планирования при помощи системных инструментов форсайта с участием различных заинтересованных сторон.

Используемые методы: кейс-стади, сценарное планирование, построение дорожных карт.

Эмпирическая база исследования: данные Росстата, Департамента информационных технологий города Москвы, Управления информационных технологий и связи города Казани, данные Регионального рейтинга инновационного развития НИУ ВШЭ.

Результаты работы: предложен подход к совершенствованию существующих методов городского планирования при помощи системных инструментов форсайта с участием различных заинтересованных сторон. Данный подход включает формирование принципов комплексного планирования развития «умных» городов (на примере Москвы и Казани), в том числе выявление драйверов и барьеров для реализации данных процессов, а также определение и вовлечение участников городского планирования и приоритетов развития. Формирование перспективных подходов к реализации концепции «умного города» в рамках существующих систем городского планирования и управления основано на построении сценариев развития трех городов: Винтертура, Москвы и Казани, отличающихся направлениями реализации отдельных приоритетов.  Приоритеты в каждом сценарии были использованы для создания стратегии развития и дорожной карты на следующих этапах проекта. Дорожная карта при этом является «путеводителем» для лиц, принимающих решения, по мероприятиям, реализация которых будет способствовать наступлению того или иного сценария развития «умного» города.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов): предложенный подход, сочетающая достоинства существующих методов городского планирования и системных инструментов форсайта, может быть использован в системе городского планирования в различных регионах Российской Федерации.

6. Развитие методов прогнозирования показателей науки и инноваций применительно к отдельным отраслям экономики.

Цель работы: разработка методологии долгосрочного прогнозирования показателей сферы научных исследований и разработок с учетом отраслевой специфики.

Используемые методы: методы долгосрочного прогнозирования показателейсферы научных исследований и разработок (ИР), имитационные модели, регрессионный анализ, методы сценарного анализа, методы кластерного анализа.

Эмпирическая база исследования: данные Росстата, базы данных ОЭСР (OECD Science and technology Indicators; OECD Structural Analysis Database (OECD STAN)), база данных ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics (UIS) Science, Technology and Innovation (full dataset)); база данных WIOD (World input output database), данные проекта по оценке влияния факторов производства на технологическое развитие отраслей World KLEMS.

Результаты работы: выявлены наиболее релевантные методы для разработки отраслевых прогнозов показателей сферы исследований и разработок (ИР) в России на долгосрочную перспективу; оценены уровни сложности секторов экономики для России и ряда наиболее развитых стран; сформирована система моделей прогнозирования; получены оценки долгосрочной прогнозной динамики ключевых показателей научно-технологического развития России; оценены связи данных показателей с технологическими сдвигами в структуре российской экономики; cформированы долгосрочные оценки динамики секторов экономики России.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов): Результаты настоящего исследования могут быть использованы профильными министерствами и ведомствами при разработке программ долгосрочного научно-технологического развития РФ, а также при формировании программ долгосрочного развития отдельных секторов экономики России.

Публикации по проекту:


Burmaoglu S., Saritas O., Kıdak L. B., Camuz İ. Evolution of connected health: a network perspective // Scientometrics. 2017. Vol. 112. No. 3. P. 1419-1438. doi
Pombo-Juárez L., Könnölä T., Miles I. D., Saritas O., Doris S., Effie A., Giesecke S. Wiring up multiple layers of innovation ecosystems: Contemplations from Personal Health Systems Foresight // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 115. P. 278-288. doi
Proskuryakova L. N. Energy technology foresight in emerging economies // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 119. P. 205-210. doi
Protogerou A., Caloghirou Y., Vonortas N. Determinants of young firms’ innovative performance: Empirical evidence from Europe // Research Policy. 2017. Vol. 46. No. 7. P. 1312-1326. doi
Bakhtin P. D., Saritas O., Chulok A., Kuzminov I., Timofeev A. Trend Monitoring for Linking Science and Strategy // Scientometrics. 2017. Vol. 111. No. 3. P. 2059-2075. doi
Streltsova E. The role of research grants for Russian scientists and Russian science development / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2017.
Caloghirou Y., Protogerou A., Vonortas N. Effects of University Research Exposure on Young Company Behavior and Performance, in: Innovation and the Entrepreneurial University / Ed. by D. Meissner, J. Chatway, E. Erdil. Springer, 2018. doi Ch. 2. P. 17-36. doi
Gokhberg L., Sokolov A. Technology foresight in Russia in historical evolutionary perspective // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. June. No. 119. P. 256-267. doi

См. также

Ключевые слова