• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социально-психологические последствия адаптации к изменяющимся культурным и социально-экономическим условиям на постсоветском пространстве

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2017

Цель работы: анализ социально-психологических последствий культурных и социально-экономических трансформаций на постсоветском пространстве.

Используемые методы: социально-психологический опрос, анализ вторичных данных (данные ESS, данные ресурса Медиалогия). Анализ полученных данных осуществлен с применением современных методов математической статистики: конфирматорного факторного анализа, моделирования структурными уравнениями, многомерного дисперсионного анализа.

Эмпирической базой исследования послужили результаты опросов в России, а также в зарубежных странах (Латвия, Азербайджан, Кыргызстан, Греция). Для реализации задач проекта членами исследовательских групп коллектива лаборатории опрошено: суммарно в различных регионах России – 3810 респондентов; в Латвии - 650 респондентов; в Азербайджане - 650 респондентов; в Кыргызстане - 6356 респондентов; в Греции – 469 респондентов, всего опрошено 11935 респондентов. Анализ вторичных данных осуществлялся с использованием базы данных ESS (база по за 2012 год, 2484 респондента), а также данные ресурса «Медиалогия».   

Результаты работы

При исследовании преемственности и трансформации ценностей и идентичностей в разных социокультурных контекстах, помимо подтверждения классических когортных различий (предпочтение ценностей Открытости изменениям и Самоутверждения значимо выше среди подростков, а ценностей Сохранения и Самопреодоления - среди родителей), проведенные исследования продемонстрировали большую значимость межпоколенных различий в ценностных предпочтениях русских при межрегиональном сопоставлении (ЦФО, СКФО, Латвия, Азербайджан), чем при сопоставлении по этническому статусу. Это позволяет предположить более существенное влияние на изменения ценностей широкого социально-экономического и культурного контекста (в частности, уровня модернизированности региона) по сравнению со статусом этнической группы. Былапродемонстрирована значимость этнического статуса группы в исследовании последствий межпоколенной культурной трансмиссии для формирования и поддержания психологического благополучия молодежи – представителей этнического большинства и меньшинства (на примере русских и осетинских семей РСО-А). Авторами определен набор ценностей, успешная трансмиссия которых способствует или препятствует поддержанию удовлетворенности жизни и самоуважения представителей молодого поколения. Выявлены межгрупповые различия межпоколенной трансмиссии социальных идентичностей, а также влияние успешности трансмиссии идентичностей на показатели психологического благополучия в семьях этнического большинства и меньшинств. Что касается вопроса о трансформации и преемственности различных видов идентичности, то было выявлено, что важнейшую роль для сохранения межнационального мира в исследованных регионах России играет общенациональная российская идентичность у представителей всех этнических групп, а для меньшинств (в частности, русских в республиках Северного Кавказа) еще и высокий уровень республиканской и региональной идентичности. Деструктивным фактором для межэтнических отношений является национальная дезидентификация у представителей титульных народов Северного Кавказа. Показано, что воспринимаемая дискриминация со стороны доминирующего населения у русских положительно связана с несовместимостью их этнической (русской) и региональной (кавказской) идентичностей. Данная несовместимость не способствует выбору стратегии интеграции, но ведет к выбору стратегии сепарации; со стратегией ассимиляции связи не обнаружено. Результаты исследования, проведенного в Латвии, позволили сформулировать выводы о прямых связях разных видов социальной идентичности (этнической, гражданской, идентичности с местом) с выбором стратегий аккультурации (интеграции, сепарации, ассимиляции) и показателями психологического благополучия, а также об опосредовании связей социальной идентичности и показателей успешности адаптации выбором стратегии аккультурации.

Исследован ряд вопросов, касающихся роли базовых ценностей в жизни индивида и социума. В частности, изучена роль индивидуальных ценностей и мотивации в разных жанрах литературной креативности. Проведенное исследование раскрыло эвристический потенциал дифференцированного на микродомены подхода к креативности и позволило выявить различия в предпочтениях ценностей как внутри, так и между группами «поэтов» и «прозаиков», в характере влияния разных ценностей и типов мотивации на креативность.

Была рассмотрена взаимосвязь базовых ценностей и электорального поведения. Исследование показало, что ключевая оппозиция, связанная с результатами выборов президента России в 2012 году, выстраивается по оси, образованной ценностными блоками Сохранение – Открытость изменениям. При этом, голосование за большинство кандидатов (четырех из пяти) связано с ценностями блока Сохранение, что может говорить об отсутствии принципиальных различий в базовых ценностях, транслируемых российскими политиками.

Исследование связи индивидуальных ценностей и приемлемости коррупции на примере России и Греции, показало, как связаны ценностные установки индивида с его одобрением коррупционного поведения в 2-х данных культурах. Было установлено, что ценности Сохранения и Самопреодоления отрицательно, а ценности Самоутверждения, напротив, положительно связаны с одобрением коррупционного поведения в обеих культурах.

Авторы проекта приступили к изучению социально-психологических механизмов межпоколенной трансмиссии ценностей. В качестве одного из ключевых условий трансмиссии рассматривается внутрисемейный социальный капитал. На основе критического анализа исследований и собственных теоретических построений была осуществлена концептуализация и операционализация феномена внутрисемейного социального капитала, был разработан специализированный исследовательский инструментарий внутрисемейного социального капитала. В отчете по проекту авторы представили результаты работы над валидизацией авторской методики оценки внутрисемейного социального капитала и определили перспективы дельнейшего исследования его роли в трансмиссии различных ценностей внутри семьи.

Отдельным направлением проекта было изучение в лияния бедности во взрослом и детском возрасте на индивидуально-психологические характеристики личности.Итог работы стоял в том, что был обоснован набор индивидуально-психологических характеристик, которые подвержены влиянию факта пребывания в бедности в детском или взрослом возрасте. В их числе индивидуальные ценности, доверие, самоконтроль, самоуважение, самоэффективность, удовлетворенность жизнью.

Важные результаты дало исследование связи социальной сплоченности и индивидуально-психологических характеристик на примере жителей административных единиц (районов Кыргызстана). Исследование показало, что после учёта соответствующих индивидуальных (пол, образование и этническая идентичность) и социальных (экономическая обстановка, уровень модернизированности района и демографическая ситуация) факторов, уровень социальной сплочённости в районах остаётся значимо связанным с более высоким уровнем добросовестности (черты личности из Большой Пятерки черт). Таким образом, на территории региона с более высоким уровнем социальной сплочённости будет проживать население с более высоким уровнем добросовестности, которая проявляется в виде компетентности, послушности, стремления к достижению цели, самодисциплины и осмотрительности.

Поскольку одним из ключевых последствий социально-экономических трансформаций на постсоветском пространстве является миграция, в рамках проекта были рассмотрены стратегии репрезентации мигрантов в российском публичном дискурсе, а также взаимосвязь рассогласованности аккультурационных ожиданий принимающего населения и поддержки дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере. Изучение стратегии репрезентации мигрантов в российском публичном дискурсе позволило констатировать неоднозначность образа мигранта в российских СМИ и зарождение дискурса равенства в освещении проблем миграции и мигрантов/беженцев, хотя доминирующий дискурс основан на использовании механизмов конструирования инаковости мигрантов. Также показано, что с дискриминацией мигрантов в социально-экономической сфере положительно связана рассогласованность представлений принимающего населения о желательных и реальных стратегиях аккультурации мигрантов, отрицательно – принятие идеологии мультикультурализма и готовность к межгрупповому контакту. Принятие идеологии мультикультурализма модерирует (ослабляет) связь поддержки дискриминации мигрантов с рассогласованностью аккультурационных представлений, но не с готовностью участвовать в межгрупповых контактах.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. Представленные результаты НИР могут найти применение при прогнозировании последствий социально-экономических и политических трансформаций, разработке программ оптимизации межгрупповых (межэтнических) отношений, в области социальной политики – для оценки последствий реформ для уязвимых групп населения, оптимизации миграционной политики, в правовой и законотворческой сфере – для прогнозирования отношения населения к изменениям миграционной политики, а также к предпринимаемым мерам, направленным на борьбу с коррупцией и бедностью, и оценки их эффективности, в области менеджмента СМИ – для оценки перспектив воздействия на аудиторию разных стратегий представления информации.

Результаты исследований представлены в 14 публикациях, из них 6 статей опубликовано в международных рецензируемых журналах, входящих в базы WoS и Scopus (Q1-Q2); 4 статьи принято к печати.

Публикации по проекту:


Kozlova M. A., Simonova O. A. Identity and Work Ethic of Peasants in the Context of the Post-Soviet Socio-economic Transformation, in: Changing Values and Identities in Post-Communist World / Ed. by N. Lebedeva, R. Dimitrova, J. W. Berry. Springer International Publishing AG, 2018. doi Ch. 23. P. 405-419. doi
Breugelmans S., Plantinga A., Zeelenberg M., Poluektova O., Efremova M. The elusive constellations of poverty. // Behavioral and Brain Sciences. 2017. No. 40. P. 19-20. doi
Grigoryev D., van de Vijver F. Acculturation profiles of Russian-speaking immigrants in Belgium and their socio-economic adaptation // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2017. Vol. 38. No. 9. P. 797-814. doi
Berry J. W., Hou F. Acculturation, Discrimination and Wellbeing among Second Generation of Immigrants in Canada // International Journal of Intercultural Relations. 2017. Vol. 61. P. 29-39. doi
Häuberer J., Tatarko A. Network Composition, Individual Social Capital and Culture: Comparing Traditional and Post-Modernized Cultures // Sociological Research Online. 2017. Vol. 22. No. 2. P. 1-20. doi
Tatarko A., Mironova A. A., van de Vijver F. Ethnic Diversity and Social Capital in the Russian Context // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. Vol. 48. No. 4. P. 542-559. doi
Tatarko A., Mironova A. Electoral Choices and Basic Values of Russians / Издательский дом НИУ ВШЭ. Серия WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017. № 72.
Boehnke K. Zur Ähnlichkeit rechtsextremer Verhaltenstendenzen von Studierenden und ihren Eltern // Zeitschrift fuer Familienforschung. 2017. Vol. 29. No. 3. P. 340-354. doi
Berry J. W. Migration and intercultural relations in the Caribbean // Caribbean Journal of Psychology. 2017. No. 1. P. 94-114.
Berry J. W. Acculturation and Identity, in: Textbook of cultural psychiatry Issue 2. Cambridge University Press, 2017. P. 185-193.
Berry J. W., Hou F., Schellenberg G. Patterns and determinants of immigrants’ sense of belonging to Canada and their source country // Ethnic and Racial Studies. 2017. P. 1-20. doi
Козлова М. А. МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. № 46. С. 34-47.
Козлова М. А. Моральные основания социальной политики в педагогическом дискурсе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. Т. 4

См. также

Ключевые слова